Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Взрослый и ребенок: проблема отношений
7 минут 2469 712

Взрослый и ребенок: проблема отношений

Timoffeva fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Тимофеева Елена Николаевна, воспитатель МДОУ № 53 г. Электросталь Московской области поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы отношений взрослых и детей. Статьям будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:

«Дошкольное детство – пора жизни, когда перед ребенком раскрывается неведомый ему мир взрослых людей, существенно изменяющий и преобразующий психику подрастающего человека. «Основой такого рода преобразований, является не только усвоение известной совокупности знаний и умений, но и кардинальное изменение жизненной позиции ребенка, установление новых взаимоотношений с окружающими людьми, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок».

Полезного чтения…


Взрослый и ребенок: проблема отношений

Дошкольное детство – пора жизни, когда перед ребенком раскрывается неведомый ему мир взрослых людей, существенно изменяющий и преобразующий психику подрастающего человека. «Основой такого рода преобразований, является не только усвоение известной совокупности знаний и умений, но и кардинальное изменение жизненной позиции ребенка, установление новых взаимоотношений с окружающими людьми, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок».

Одним из определяющих факторов подобного рода изменений является общение со взрослым человеком. Оно помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует

усвоенные им в общении с взрослым способы деятельности, нормы человеческих взаимоотношений. В концепции возрастного развития личности подчеркивается, что ведущим началом этого процесса является деятельностно опосредованный тип взаимодействия с наиболее значимыми для индивида лицами. Для дошкольника это близкие взрослые, родители, воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве начинается

интенсивное становление образа «Я» ребенка. В педагогической и психологической литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии до школьника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных качеств воспитателя на развитие образа «Я» ребенка. К.Д. Ушинский писал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности».

Вступая в контакты со взрослыми, ребенок решает для себя разного рода познавательные задачи. Его в равной мере интересует информация и об окружающем мире, и о нем самом. Он ожидает от взрослого помощи в решении не только практических задач, но и тех, которые волнуют его как субъекта отношений со сверстниками, взрослыми, самим собой.

Затрагивая проблему вербализации детских чувств ребенка, следует подчеркнуть значимость позиции взрослого в организации диалога с ребенком по поводу его переживаний и ожиданий. Задача эта не простая, требующая от педагога большого такта и терпения. Ребенок должен проникнуться доверием ко взрослому, чтобы делиться с ним своими сокровенными мыслями и сомнениями. Проблема современных отношений маленьких детей и взрослых состоит, по нашему убеждению, в том, что сами взрослые не до конца осознают значимость этих диалогов для детей и для них самих. Стойким убеждением родителей и педагогов является уверенность в собственной правоте в отношениях с детьми. Эта позиция практически никогда не подвергается сомнению, а значит, и анализу.

Так как большенство детей испытывают острый дефицит общения, результатом этого многие дошкольники испытывают явную неуверенность в общении с людьми, а так же когда предлагается им побеседовать о них самих. Во многих случаях дети отказывались от такого рода контактов.

Естественно, родители всегда могут оправдаться занятостью, усталостью и т.д. Но время оказывается потерянным и для взрослого, и, конечно, для ребенка. Ведь взрослому не приходит в голову, что лет через пять или десять, когда ему захочется узнать о друзьях и увлечениях сына или дочери, контакта может не произойти, потому что их ребенок нашел других, более авторитетных для него слушателей и советчиков. Негодуя по этому поводу, взрослые в качестве основного аргумента приводят свою заботу о хорошей еде и одежде («Я его кормил, обувал одевал, а он…»). А ведь главная причина несложившихся отношений с ребенком кроется в другом – в отсутствии эмоционально-личностных контактов, столь важных и необходимых для ребенка. Уметь слушать ребенка – большое достоинство взрослого человека. В процессе слушания рождается доверие и понимание между собеседниками. Возникающая между ними обратная связь способствует формированию рефлексии, т.е. способности оценить себя с позиции партнера. Взрослый как бы проецирует переживания ребенка на свой собственный социально эмоциональный, житейский опыт, что, в свою очередь, активизирует хранимые в памяти события детства. Создается ситуация глубокого принятия и переживания взрослым проблемы ребенка, осознается ее значимость. Беседуя с дошкольником, взрослый может поделиться с ребенком собственными воспоминаниями и пережитыми чувствами, открыв себя для ребенка с новой, неизвестной до сих пор стороны. Дети очень впечатлительны и эмоционально восприимчивы, поэтому подобный опыт общения с близким для них человеком не проходит бесследно. Детям важно знать, что и взрослым не чужды переживания и сомнения. Если такие диалоги ведутся с ребенком регулярно, а не от случая к случаю, у дошкольника формируется внимательное отношение к эмоциональному состоянию окружающих его взрослых и сверстников, потребность оказать им поддержку. Дети учатся адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение. Таким образом, взрослый является значимой фигурой в жизни ребенка до школьника, проводником в социуме, который ребенку предстоит изучать, осваивать, преобразовывать, в которой он будет отстаивать собственное «Я».

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677