Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников
24 минуты 5031 969

Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников

Osadchaya foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Осадчую Марину Викторовну, воспитателя ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Марина Викторовна любезно поделится своим профессиональным опытом по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников. Статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Марины Викторовны:

«Дети не умеют общаться с ровесниками, взрослыми, в современном мире их этому надо учить»

Полезного чтения…


Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников

В детском саду я работаю больше 23 лет, за эти прошедшие годы, я ни разу не пожалела, так как ежедневно вижу глаза детей, которым я нужна. Ведь на то время, пока они в саду, я становлюсь им мамой, которая их и пожалеет, и поиграет, и почитает, и обязательно чему-нибудь новому научить. В коррекционном саду я работаю 17 лет, поэтому могу сравнить детей из обыкновенных садов с нашими детишками, у которых есть нарушения в речи, а из этого следует, что у некоторых есть отклонения и в психофизическом развитии. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.  

     Раньше этой теме уделяли очень мало времени, но сейчас, после исследований ученых, пришли к выводу, что если не обращать внимание на развитие коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте, у детей могут быть большие проблемы в школе. Поэтому я решила углубленно заняться этой темой, используя инновационные технологии: ИКТ и модульный принцип педагогического процесса ДОУ, проект - что способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и воспитателем.

   В процессе работы я применяю технологию «проект», который помогает с помощью единого сюжета объединить   мои занятия-игры, заинтересовать детей.

Особая роль в процессе развития коммуникативной компетентности дошкольников принадлежит воспитателю. Он способствует     сближению детей, созданию атмосферы   сотрудничества,   взаимопонимания, он так же способствует сближению родителей с детьми и с детским садом.

Для этого мы проводили конкурсы «Чтецов», «День Матери», «День бабушек и Дедушек», выставки детского творчества совместно с родителями, что и послужило объединению группы (родители-дети – воспитатели).

Как следствие работы в данном направлении, можно отметить следующие изменения в отношении родителей к работе по развитию коммуникативной компетентности своего ребенка:

-заинтересованность родителей в развитии коммуникативной компетентности ребенка;

-присутствие родителей в развивающих занятиях, проводимых воспитателем и логопедом «Дни Открытых дверей», которые проводятся как « День Сказки», «День Здоровья» и т.д. (конспекты разрабатываются мной с учетом знаний и возможностей детей;

- обращение родителей за консультациями к воспитателям, логопеду и психологу по вопросам возникших трудностей в работе с ребенком по развитию его коммуникативной компетентности и др.

     Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников включают в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительскогои творческого характера);   импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.

     «Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации// прил. - коммуникабельный. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. Коммуникация человека является составной частью его деятельности, она позволяет ему познать мир и общаться с людьми. Познание и общение, основанные на понимании и обмене мыслями и чувствами, осуществляются при помощи речевых и неречевых средств.»

   Коммуникативная компетенция- умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считается, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основной метод воспитания: подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своими состоянием, настроением.»

     Для того, чтобы у ребенка было понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей, ясное их выражение я использовала как технологию авторскую методику «Как развить навыки общения у ребенка» Д.И.Бойкова, С.В.Бойковой     В книге Бойковой Д.И. представлены проблемные ситуации, посредствам этих игр-занятий ребята начинают воспринимать интересы и действия других на фоне окружающих действий уважать и считаться с ним. Ответы детей направляются не на усугубление, а на выход из конфликтной ситуации, ведение разговора с собеседником, не обижая и не унижая его.

     Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно и свободно.

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают , дети-зрители своими репликами подсказывают «артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, т.к. сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей

   Театрализованные игры и упражнения развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью

воспитательно-образовательной работы. Они имеют большое значение для

развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в них

упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.   Для того, чтобы еще больше заинтересовывать ребят, увлечь их, и в непринужденной обстановке решать проблемные ситуации, связанные не только с развитием у детей коммуникативных умений и навыков, но и в разных познавательных целях, я рекомендую сделать сказочных героев ( у меня в группе - Машенька и Капелька), которым постоянно нужна помощь от ребят. Детям всегда хочется почувствовать себя нужным, сильным и т.д., а неуверенным, эгоистичным и т.д. – помочь преодолеть эти качества.

     Чтобы учить играть в обществе сверстников, развивать коммуникативные умения и навыки, я предлагаю игры и упражнения, которые составила сама .

1.«Сказочное панно»

Цель:

- самостоятельно обыгрывать известные сказки или придумывать свои сюжеты;

- направить деятельность ребят в нужное направление, поставив определенные задачи перед детьми, где сами того не подозревая, ребята могут и научиться новому, узнать новое и закрепить полученные знания в любых областях;

-развивать коммуникативные умения и навыки.

Материал: настольный, плоскостной театр и игрушки оригами или плоскостные, сделанные своими руками.

Содержание ситуации: (один из вариантов: для развития коммуникативных умений). Детям ( подбор подгруппы детей на усмотрение воспитателя) предлагается помочь зверятам спасти Принцессу, которую утащила Баба-Яга. Для этого им необходимо придумать, как обхитрить Бабу-Ягу, выманить ее из избушки, чтобы она покинула домик на время. За Бабу-Ягу выступает воспитатель. Если ребята затрудняются, то своими репликами Баба-Яга может помочь ребятам найти совместный выход из ситуации

Пример: Баба-Яга говорит: «Я никогда не летала на ковре-самолете», тем самым постепенно подводит детей к совместному изготовлению ковра-самолета из любого подручного материала.

2. «Необычные кубики»      

Цель:

- учить при помощи моделей (кубиков) обыгрывать понравившиеся сюжеты сказок или придумывать новые; решать самостоятельно проблемные ситуации, которые ставит воспитатель (с помощью игрушек) или учить правильному решению этих ситуаций;

-выявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-учить взаимодействию со сверстниками, развитие фантазии, творчества, коммуникативных умений и навыков

Материал: кубики – с местом обитания (лес, дворец, деревня, город), с волшебными предметами, с действиями, с добрыми/злыми героями, с эмоциональными выражениями; настольный театр; небольшие игрушки (мягкие, пластмассовые и т.д.).

Содержание ситуации: одному ребенку предлагается грустный поросенок. Другой выбирает любого героя и старается узнать, почему у поросенка такой грустный вид. Дальше дети или фантазируют, или иногда пытаются через игрушки рассказать о своих проблемах. Если ребята не знают, как помочь, или затрудняются, то здесь может прийти на помощь воспитатель, он может направить на правильное решение проблемы. Это будет не нравоучение, а помощь через героя.

     В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки, но они упрощены и их можно так же как и «бибабо» сделать вместе с ребятами. Надо видеть с какой радостью и вдохновением шел этот процесс, и как потом оживала эта кукла. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного представления поможет в некоторой мере решить эту проблему. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания.

   К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть. Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраиваем в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Я рекомендую большую часть времени проводить в игровой форме, используя театрализацию.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Что могут сформировать у детей игровые задания:

- коммуникативные способности и качества;

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

     А в общении, какую речь мы развиваем, какой речью мы пользуемся для обмена информацией?! Конечно диалогической. Диалогическая речьвыступает как основная форма полноценного общения с взрослыми и сверстниками, целью которого является поддержание социальных контактов, обмен информацией. Овладение диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности ребенка, его познавательной активности и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания в условиях детского сада. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Среди многообразия форм и методов формирования диалогической речи (беседы, игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т.д.) мы выделяем в отдельную группу использование стихов-диалогов, мотивируя действенность этого средства следующими факторами:

- содержат шаблоны для обращения к собеседнику;

- формируют умение выстроить коммуникативное взаимодействие с собеседником, развивают активную диалогическую позицию;

- поощряют к установлению коммуникативного контакта с собеседником;

- развивают волевое умение выслушать собеседника;

- позволяют установить эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми;

- развивают умение формулировать вопрос;

- развивают произвольную память и внимание;

- являются хорошим материалом для инсценировок и театральных постановок.

   В старшем дошкольном возрасте, когда пассивный словарь уже достаточный, заученные алгоритмы вопросов и ответов используются ребенком уже как свои собственные высказывания, применяемые к конкретной ситуации. Использование стихов-диалогов позволяет вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками. Учитывая огромное влияние театрализованной деятельности детей на развитие речи, стихи-диалоги также являются хорошим материалом для инсценировок как кукольных, так и ролевых театральных постановок. В старшем дошкольном возрасте стихи-диалоги становятся не только шаблонными вопросами и ответами, но и ярко эмоционально окрашенным, с использованием мимики, жестов и интонационной выразительностью выступлением перед зрителями. Если обратиться к лексическому построению стихов-диалогов, то следует заметить, что в них активно используются местоимения, союзы, наречия, глаголы и предлоги, благодаря чему речь детей становится более образной, выразительной, эмоциональной, грамотной. Стихи-диалоги решают еще одну важную задачу в развитии личности ребенка – это умение ладить со сверстниками. Разыгрывание диалога в парах с разными партнерами учит ребенка не концентрироваться на собственной лидерской позиции, а уважительно относиться к собеседнику и соответствовать нормам поведения в обществе. Используя в работе стихи- диалоги мы решаем следующие задачи:

1.Способствуем формированию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

2.Формируем у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками.

3. Создаем условия для обогащения словарного запаса.

Вывод: Повышение коммуникативной компетенции дошкольников возможно при условии использования стихов-диалогов - эффективного средства формирования активной диалогической позиции детей дошкольного возраста.

   Для укрепления взаимоотношения между педагогами – детьми – родителями, в нашем саду существуют специальные тематические дни, один из таких необычных дней - это «День бабушек и Дедушек», все, что в этот день ребята делают, это все для них. Одной из частью такого дня была драматизация сказки силами детей.   Для этого я переделывала некоторые известные сказки, так, чтобы охватить вниманием всех потому, что родители хотят видеть именного своего ребенка, дети хотят все выступать, но некоторые стесняются, поэтому надо постепенно внушать им, что они – могут и все у них получиться. Например, сказка «Репка» - были введены небольшие роли: Дождик, Солнышко, Зайчата. Дождик и Зайчата – это играли ребята, которые хотели очень играть, но запоминали только короткие тексты. Дождик – это ребята, которые имеют тяжелые диагнозы, им нужен индивидуальный подход., или ребята очень застенчивые. В сказке «Как собак друга искала» вводились дополнительные роли друзей, т.к. все ребята хотели участвовать и радовать своих родных.

   Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

     Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). Также нужно заметить, что некоторым детям, а я работаю в коррекционном саду, у детей нарушение речи, очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети, увлекшись происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови.

   Для развития мимики, жестов, движений мне в работе очень помогают книги Н.Ф.Сорокиной «Играем в кукольный театр», Калининой Р.Р. «В гостях у Золушки», Минаевой В.М. «Развитие эмоций дошкольников».

   На основе игр, этюдов, тренажей я создавала свои упражнения и советую их применять, т.к детям это очень нравится.

«Угадай, нарисуй и расскажи, почему такое настроение»

Цель: Закрепить знание эмоциональных состояний

Материал: картинки-шаблоны с чистыми лицами (просто портреты или сюжетные)

Содержание: ребенок, глядя на сюжет, должен отобразить настроение героя. Или нарисовать свое настроение в данный момент, или отобразить себя в роли сказочного героя.

Можно использовать «Трафареты-портреты» для отображения настроения.

   Очень хорошо воспринимают дети игры и упр-я на эмоциональное развитие. Например: «Покажи и расскажи, почему Котенок был грустный (веселый..)» Все эти игры и упражнения способствуют развитию коммуникативного умения у детей-дошкольников, ведь через театр можно не только помочь раскрыться ребенку, но и изменить в нем отрицательные черты.

   Проверять, закреплять результаты проделанной работы я рекомендую через совместную деятельность, с элементами театрализации, где дети невольно будут вовлечены в сюжет, а воспитатель в этот момент может решать поставленные задачи. Таким образом, в организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. «Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.»

   На данном этапе это важные ценности, поскольку сегодня необходимо усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей в нашем социуме страдают от одиночества и изоляции.

   Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считается, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенной метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основной метод воспитания: подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своими состоянием, настроением.»

     Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте. Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

   «Эмоциональное общение, несомненно, должно всегда оставаться в совместной жизни взрослого и ребенка, пронизывать все формы образовательной работы. «Живое» человеческое общение рождает духовную близость и доверие, дает свободу и право на выражение переживаний; это одно из условий эмоционального благополучия ребенка. Есть два основных способа эмоционального влияния на детей – прямое и опосредованное. Прямое воздействует непосредственно, побуждает к переживанию, влияет на состояние (Успокойся, не стоит из-за этого плакать..) Опосредованное, понятно, ограничивается эмоциональным проявлением взрослого (строгим взглядом, поддерживающей улыбкой). Дети тонко чувствуют и доброжелательное отношение, и порицание. Огорчение на лице взрослого невольно заставит ребенка задуматься. Если взрослый отзывчив, понимает душевное состояние воспитанников, причину их переживаний, тогда в группе царит положительный эмоциональный настрой, уверенность, между детьми устанавливаются взаимоотношения на уровне «соучастия сердец». Как справедливо отмечает Ю.Б.Гиппенрейтер, «разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое».

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3639 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 3750 609