Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бондаренко Ольгой Анатольевной, учителем-дефектологом ГБДОУ «Детский сад № 24 компенсирующего вида» г. Санкт-Петербурга. Сегодня Ольга Анатольевна с радостью делится с нами статьей «Роль общественного дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта». Данная статья предназначена для родителей, имеющих детей с нарушением интеллекта, сомневающихся, отдавать ли ребенка в детский сад.
Краткий комментарий к статье от Ольги Анатольевны:
«Многолетние исследования показали, что дети, посещающие специализированные коррекционные заведения достигли более высоких результатов в развитии игровой, трудовой и интеллектуальной деятельности. Выпускники коррекционных детских садов более адаптированы к жизни в социуме».
Полезного чтения…
Роль общественного дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта
В последние годы в нашей стране успешно развивается сеть дошкольных коррекционных учреждений, где воспитываются дети с отклонениями в развитии. Эти учреждения призваны обеспечить максимальное развитие детей и подготовить их к обучению в школе.
Мышление и речь детей с нарушением интеллекта оказывается при спонтанном развитии на чрезвычайно низком уровне. Вместе с тем опыт дошкольного воспитания этих детей, накопленный в нашей стране, свидетельствует об их значительных потенциальных возможностях, которые могут быть реализованы только в условиях особым образом организованного обучения.
Комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии, а так же предупредить возникновение вторичных дефектов, которые Л.С. Выготский характеризовал как социальные, возникающие в следствии неблагоприятных социально- педагогических условий.
Так, умственно отсталые дошкольники обнаруживают значительные нарушения в овладении различными видами деятельности. Прежде всего следует отметить, что результате специального обучения кардинальные изменения претерпевает игра детей. Они овладевают сюжетно - ролевыми играми и оказываются способными не только воспроизводить предусмотренными программой игровые сюжеты, но и создавать новые игровые ситуации. У большинства детей формируются специфические игровые умения, они могут самостоятельно брать на себя роли и действовать в соответствии с ними. В своих играх дети могут использовать наряду с реальными предметами и игрушками сходные с ними заменители. Под влиянием обучения играм с правилами у них формируются предпосылки произвольного поведения.
Специальная работа по формированию изобразительной деятельности в большинстве случаев ведет к сюжетному рисованию и лепке в соответствии с изобразительно - игровым замыслом.
Значительно обогащается и расширяется тематика рисования и лепки, дети начинают использовать опыт, приобретенный ими в повседневной жизни и в сюжетно - ролевых играх.
Особо следует отметить возникновение у умственно отсталых детей эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности.
При этом речь начинает выполнять функцию общения.
К числу самых существенных достижений специального воспитания и обучения следует отнести значительное личностное развитие этих детей. В значительной степени подвергается коррекции поведение этих детей.
Важным результатом дошкольного воспитания и обучения является существенное преодоление склонности у некоторых умственно отсталых детей к агрессивным вспышкам и негативному поведению. Они существенно реабилитируются также и в плане самообслуживания..
В многоплановой коррекционно - воспитательной работе с дошкольниками - олигофренами особое внимание уделяется вопросу своевременного и полноценного овладения ими различными видами детской деятельности. При спонтанном развитии умственно отсталые дошкольники фактически не овладевают специфическими видами детской деятельности.
Причины недоразвития игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта уходят корнями в раннее детство, когда ребенок вступает в активное взаимодействие с окружающим его предметным миром. Уже в этот период у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы обнаруживаются отклонения в психическом развитии. Умственно отсталый ребенок проявляет крайне низкий интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.
Общая психофизиологическая незрелость умственно отсталых малышей в значительной степени обуславливает несформированность сенсорно - двигательных координаций, которые, в свою очередь составляют основу для возникновения предметной, в том числе и игровой деятельности ребенка.
Обобщая все сказанное выше, можно, сделать вывод, что в условиях спонтанного развития даже к концу дошкольного возраста игра у умственно отсталых детей не достигает того уровня, на котором она становится ведущей, а изобразительная деятельность так и не возникает.
Деятельностный подход к обучению способствует речевому развитию у умственно отсталых детей.
В специальных дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая работа по привитию детям навыков самообслуживания и культурного поведения. Труд по самообслуживанию рассматривается как первоначальный этап трудового воспитания в дошкольном возрасте.
Совершенствование системы воспитания и обучения умственно отсталых детей осуществляется по линии усиления роли основных видов деятельности, обеспечения комплексного подхода к формированию психики детей с нарушением поведения и интеллекта.
Использованная литература
1.Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: книга для воспитателей.- М.: «Просвещение» 1985г.
2.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта. Хрестоматия
3.Роль дошкольного воспитания умственно отсталых детей. О.П. Гаврилушкина. Н.Д. Соколова.