Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование игровых технологий в формировании валеологической культуры дошкольников
11 минут 3673 919

Использование игровых технологий в формировании валеологической культуры дошкольников

Semina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Семину Елену Валерьевну, воспитателя МАОУ «СОШ п. Верхнеказымский" Тюменская области. Сегодня Елена Валерьевна любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию игровых технологий в формировании валеологической культуры дошкольников. Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Валерьевны:

«В 2009 году мною была разработана программа по валеологическому воспитанию детей с конспектами занятий для всех возрастных групп дошкольного учреждения. Вас хочу познакомить с некоторыми аспектами работы. Это «Использование игровых технологий в формировании валеологической культуры дошкольников». Девизом моей работы стали слова профессора Н.М. Амосова. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Полезного чтения…


Использование игровых технологий в формировании валеологической культуры дошкольников

Здравствуйте! Я приветствую всё педагогическое сообщество нашей страны. Хочу поделиться с вами работой, которая успешно ведётся в нашей школе (школой мы стали называться с 1июля 2014года), а ранее были: «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Колокольчик» п.Верхнеказымский».

В 2009 году мною была разработана программа по валеологическому воспитанию детей с конспектами занятий для всех возрастных групп дошкольного учреждения. Вас хочу познакомить с некоторыми аспектами работы. Это «Использование игровых технологий в формировании валеологической культуры дошкольников». Девизом моей работы стали слова профессора Н.М. Амосова. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Работать над проблемой формирования валеологической культуры меня побудили ряд факторов. Прежде всего, то, что за последнее время меньшая часть детей, поступающих в наш детский сад, отнесены к первой группе здоровья. Многие имеют хронические заболевания: нарушение осанки и стопы, аллергические, патология зрения, заболевания верхних дыхательных путей. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. На основе анкетирования и анализа информированности родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, осмелюсь предположить, что на состояние здоровья наших детей в местных условиях проживания (северный суровый климат) влияют следующие факторы:

1.Климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности.

2.Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание, нехватка витаминов.

3.Социальные: стресс, недостаточная подготовка родителей в вопросах охраны здоровья и физической подготовки.

Проанализировав всё вышесказанное, мною написана программа «Расти здоровым».

Цель программы: формировать у дошкольников валеологическую культуру, добиться осознанного отношения к собственному здоровью.

Все накопленные знания и, конечно, свой личный педагогический опыт, позволили мне попытаться помочь воспитателям в валеологической работе. Программа «Расти здоровым», предусматривает валеологическое просвещение, поможет освежить и пополнить знания о человеческом организме. К программе прилагается перспективное планирование, конспекты занятий по всем возрастным группам, методические рекомендации, валеологические игры. Разрабатывая валеологические игровые занятия, главная цель которых – формирование представлений о здоровом образе жизни, мне хотелось охватить как можно больше воспитательно-образовательных задач, включая при этом оздоровительную и коррекционную работу. Прошу вас обратить внимание на построение занятий по определенной схеме.

Где,

  1. Проведение гимнастики (по теме) или самомассажа для стимулирования умственной деятельности и активности перед занятием.
  2. Сюрпризный момент (сказочный герой, мультяшный герой)
  3. Игра и (или) опыт (пояснение к теме занятия).
  4. Советы для героя, выводы занятия.

Валеологическое направление требует больше методических разработок; ими, на мой взгляд, должны стать игровые технологии. Только используя, ведущий для ребёнка игровой вид деятельности, можно подарить ему здоровье, делая это интересно, ненавязчиво и на всю жизнь.

При тесном сотрудничестве медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора физо, логопеда, и исходя из основных положений валеологического образования, мною намечено несколько направлений валеологических образовательных технологий: дидактические игры, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, опыты, корригирующая гимнастика, мобильные игры, валеологические сказки, маршруты здоровья.

Многие направления игр, которые были перечислены выше, я уверена, используются во многих детских садах, для оздоровления и воспитания валеологической культуры дошкольников.

Мне бы хотелось, остановиться подробнее на новых играх, которые апробируются в нашем МДОУ, согласно программе «Расти здоровым».

Это - мобильные (интегрированные) игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных общей темой. Выбор конкретной темы игры будет меняться в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, исходя из своей программы, психического, эмоционального состояния детей и других факторов. Мобильные игры рассчитаны на использование в младших и средних возрастных группах. Мы используем валеологическую игру «Дом смешариков». Она разработана в форме дома.

Основная тема – «Режим дня». Входящие темы: «Питание», «Одежда», «ОБЖ», «Спокойной ночи», «Культурно-гигиенические навыки». На первом этапе игры происходит знакомство детей с «хозяевами» дома – смешариками. Затем, исходя из поставленной цели, мы либо знакомим детей с тем, как проходит день в домике (закрепляя и формируя знания о необходимости соблюдения режима дня), либо останавливаемся в одной из комнат для игры «внутри» неё. Например, (Помоги Крошу накрыть на стол, Собери смешариков в ванную комнату и т.д.). Примерное содержание игр условно, т.к. каждый воспитатель может сам смоделировать игру по своему усмотрению. Следующее направление игр – это валеологические сказки. Для обыгрывания мы используем сказки из серии «Сказ про то, как Хрюк и Хрюня чистоту и здоровье искали» для дошкольников 5-7 лет. Основная идея валеологических сказок сводится к главной задаче – научить ребёнка быть здоровым. В сказках используются ситуации, связанные с причинами возникновения болезней, травм, и практические уроки того, как этих неприятностей избежать и что делать, если всё же случилась беда.

Важно не просто читать сказки детям, необходимо их обыгрывать (пальчиковый театр, фланелеграф). Яркость образов помогает оживить сюжет, сделать его более наглядным. Детям легче войти в сказку и «досочинить» её, придумывая, как помочь главному герою. Таким образом, у детей формируется модель правильного поведения и осознанного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Новые знания о строении человека, о функциях и работе внутренних органов должны иметь для ребёнка практическое значение. Важно заинтересовать ребёнка этой темой, сформулировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека, показать красоту человеческого тела, как самого современного творения природы.

Поэтому, я попыталась разработать маршруты здоровья, которые оформлены в виде больших карт для детей 6-7 лет. Они в доступной и интересной форме помогут раскрыться ребёнку с головы до ног. Где дети увидят себя здоровыми и не очень, весёлыми, иногда ссорящимися и дерущимися, но очень-очень стремящимися стать сильными, красивыми и, конечно же, здоровыми. Маршруты здоровья созданы для того, чтобы преодолеть санитарный подход к проблеме здоровья человека. Я ни в коем случае не добиваюсь от ребёнка всегда и везде быть «правильным», моя задача – научить детей, опираясь на знания, самому принимать те или иные решения и ответственность за себя! Маршруты здоровья содержат несколько уровней погружения ребёнка в проблему человека и его здоровья.

Первый уровень – информативный. Сначала дети получают необходимые сведения о еде и образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать.

Второй уровень – это уровень развития сознания ребёнка. Разговор о нём, о его трудностях, если они есть, привычках, о том, как помочь самому себе, как себя узнать, как стать лучше, успешнее, как стать здоровым. Игра является эмоционально ценной деятельностью, в которой осваивается социальный опыт, поэтому она является важным средством образования. Эффективность использования игры в педагогическом процессе детского сада будет зависеть от оснащенности предметно-развивающей среды играми, направленными на обогащение представлений о человеке, использования различных видов игр, способствующих развитию физического, психического, интеллектуального, социального и духовно-нравственного аспектов здоровья.

Проводимая работа позволила мне понять, что не стоит, останавливается только на мероприятиях по физическому оздоровлению детей. Одних знаний о строении и работе организма, крайне недостаточно. Здоровье начинается с осознания себя.

Сохранить и укрепить здоровье наших детей возможно лишь, объединив усилия педагогов, врачей, психологов и, конечно же, родителей. Работа с родителями по формированию валеологической культуры детей, строится на основе партнёрских отношений: диалога, взаимного доверия и понимания.

Результаты индивидуальных бесед, анкетирования показали стремление родителей к сотрудничеству по вопросам оздоровительной работы с детьми в условиях МДОУ. Все родители считают, что формирование представлений детей о здоровье человека лучше осуществлять в процессе игр, игровых занятий при соблюдении режимных процессов.

29,5% применяют в семье способы физического оздоровления детей аналогичные формам и методам МДОУ. Остальные желают получать дополнительную информацию об особенностях оздоровления ребёнка и семьи, консультативную и практическую помощь по внедрению полученных ребёнком навыков здорового образа жизни. Поэтому я обозначила возможные формы работы с родителями. Формирование валеологической культуры посредством разработанной картотеки игр обеспечит условия для психического совершенства. Наше тело – дом для души и интеллекта. Пусть же он будет крепким и надёжным!

Очень надеюсь, уважаемые коллеги, что кого-то мой материал сподвигнет на новые успешные открытия и разработки. Искренне желаю вам удачи!

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2688 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6695 677