Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ленкевич Светлану Викторовну, заведующего МДОУ «Детский сад № 13» г. Луга Ленинградской области. Сегодня Светлана Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию проект сюжетно-ролевой игры «Космос» для старшего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Викторовны:
«Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу».
Увлекательного чтения...
Развитие познавательных процессов средствами сюжетно-ролевой игры «Космос»
Посмотреть проект в полной версии
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Вывод: необходимо спроектировать работу по развитию сюжетно-ролевой игры.
Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Космос»
Задачи:
- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
- формировать умение выстраивать новые последовательности событий, взаимоотношений, ориентируясь на партнеров-сверстников;
- учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
- воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре;
- повысить педагогическую компетентность родителей об организации совместных игр с детьми и обеспечить творческое взаимодействие с ними в педагогическом процессе;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
- муляжи космических реквизитов;
- костюмы космонавтов;
- атрибут «Космический корабль»
- ДВД – плеер, телевизор;
- строительный материал;
- спортивное оборудование;
Участники проекта:
- воспитатель
- дети старшей группы
- родители
Продукты проекта
Макеты космических объектов, стенды, фотографии, аппликации, исследовательские работы, схемы, выставки книг, дидактические экологические игры, игровые зоны в группе, новые наглядные пособия, фонотека дисков с познавательным материалом о космосе, глобус, атлас Вселенной.
Ожидаемые результаты:
- Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой монологической речи.
- Парное ролевое взаимодействие со сверстниками, формирование коммуникативных навыков.
- Ролевое общение, короткий диалог, комментирование игровых действий.
- Расширение кругозора детей: получение начальных знаний по астрономии, знаний о подготовке и работе космонавтов, праздновании Дня Космонавтики.
- Развитие воображения.
- Знакомство с новыми словами, выражениями, связанными с космосом, профессиональной деятельностью космонавтов.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения своего народа.
Анализ проведённой работы.
-Тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть воспринята, что способствовало развитию сюжета.
-Увеличилось количество игровых диалогов, дети стали смелее в обращении к воспитателю за советом, в выборе и принятии роли, овладении ролевыми действиями.
-Познакомились с новыми словами, выражениями, профессиями, относящимися к теме «Космос».
-Дети стали проявлять доброжелательные отношения друг к другу, появилось желание играть со сверстниками, игры стали более содержательными и продолжительными по времени.
-Удалось достигнуть хороших результатов при взаимодействии с родителями, оказавшими помощь в реализации проекта. (Фотографии, изготовление наглядности, заполнение анкет, беседы по теме «Космос»..)
Дальнейшее усложнение задач педагогического сопровождения:
1.Активизировать желание детей проявлять самостоятельность в ролевом взаимодействии, творчество в развитии ролевого диалога, в том числе использование словесных элементов из кинофильмов, книг.
2.Обращать внимание на выразительность движений, жестов, мимики детей в передаче образов.
3.Включать обобщающую оценку ролевого поведения детей («Ты очень внимательный и смелый космонавт, «Ты умелый конструктор», …)
Примерная анкета для родителей.
- Фамилия, имя ребёнка
- Сколько лет Вашему ребёнку.
- Сколько детей в Вашей семье?
- Есть ли близкие друзья у Вашего ребёнка?
- Как часто приглашаете товарищей ребёнка к себе в дом?
- В какие игры любит играть Ваш ребёнок? (Подвижные, спортивные, настольные, …)
- С кем из членов семьи чаще всего он играет дома?
- Кто выступает организатором игры?
- Как относится к своим товарищам во время игры?
- Какой характер чаще носит игра Вашего ребёнка? (доброжелательный, спокойный., агрессивный…)
- О каких знаменательных датах и праздниках знает Ваш ребёнок?
- Знает ли он о Дне космонавтики?
Разучивание четверостиший.
Мы построили ракету, 2.Попрощались мы с Луной
Корабля быстрее нету. Возвратились мы домой.
Приглашаем всех в полёт Все планеты облетим,
На Луну! Ракета ждёт! Если только захотим!
Физкультминутка
Одни живут на юге,
Где солнышко печёт, (руки вверх, к солнышку тянемся)
Другие, там где, вьюги
Кружатся целый год.( кружатся вокруг своей оси, размахивая руками)
Но все на свете дети
Хотят летать в ракете.(«ракеты» полетели по кругу)
Материал для предварительной работы с детьми:
Млечный путь
Облако межзвёздной пыли
Меркурий Венера Земля
Марс Юпитер Сатурн
Уран Нептун Плутон
Луна Солнце
Орбиты планет Солнечной системы
Планеты Солнечной системы
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть- Сатурн
А ещё - Уран, Нептун
И конечно же Плутон,
Наше Солнце-чемпион
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»
Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Космос»
Задачи:
- учить детей до начала игры распределять роли,
- подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
- способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
- создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
- развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий;
- использовать в игре ранее полученные знания по теме