Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Орловой Викторией Анатольевной, воспитателем ГБДОУ «Детский сад № 53» г. Санкт-Петербурга. Сегодня Виктория Анатольевна в своей статье предлагает обратиться к развитию речевых процессов у дошкольников с ОНР. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Виктории Анатольевны:
«В статье рассматривается развитие памяти и внимания у детей с ОНР. Развитие речи откладывает отпечаток не только на способности овладения письмом, но и на развитие памяти и внимания. В статье приводятся результаты исследований и направление коррекционной работы».
Полезного чтения…
Развитие речевых процессов (память, внимание) у дошкольников с ОНР
Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное и аномальное развитие его интеллекта. В некоторых случаях в целях дифференциальной диагностики бывает необходимо динамическое наблюдение ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.
Наблюдательный логопед всегда обратит внимание на соотношение речевого и психического развития каждого ребенка. Однако в процессе логопедического воздействия динамика развития речи и психической деятельности на разных возрастных ступенях могут находиться в разном соотношении друг с другом. Так, из наблюдений некоторых специалистов (Р.Е. Левина, 1968; Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999; А.П. Воронова, 1994 и др.) известно, что некоторые дети при оказании им эффективной логопедической помощи быстро продвигались в речевом развитии, оставаясь почти на одном и том же уровне психического развития. В дальнейшем на первый план у этих детей выступала задержка психического развития.
Современные исследования в области изучения нарушений речи рассматривают речевые отклонения как результат неполноценного интеллектуального развития ребенка.
Нарушения в интеллектуальной деятельности отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В связи с этим Р.А. Белова-Давид (1969) говорит об особенном психическом статусе детей с общим недоразвитием речи, внешние проявления которого свидетельствуют о возможном наличии у детей с речевым недоразвитием психических расстройств».
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается конфигурация речевой патологии, при которой нарушается составление любого из компонент речевой системы: лексического запаса, грамматического строя, звукопроизношения. Также отмечается наличие нарушений формирования смысловой и произносительной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети, которые имеют различные нозологические формы речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда имеется сплоченность патологических проявлений по 3 обозначенным компонентам.
Речевое недоразвитие у ребят дошкольного возраста выражается в разнообразной степени: от совершенного недоступности речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений общения. В зависимости от степени тяжести речевого недостатка отличаются 3 значения речевого становления (Р.Е.Левина и др.), выделяемые на базе анализа степени сформированности всевозможных компонент языковой системы.
В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР, Т.Б.Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи. Автор провел глубокое психолого-педагогическое исследование этой категории детей по методике, которая была специально разработана. В результате исследования было установлено, что имеются довольно специфичные особенности, которые позволяют выделить группу детей как отдельную четвертую категорию, то есть четвертый уровень развития речи. Характеризуется он небольшим дефектом в формировании абсолютно всех компонентов языковой системы, выявляющееся в результате более глубокого обследования детей логопедами. При этом детям предлагается выполнить несколько заданий, которые были специально подобраны. Общее недоразвитие речи, которое относится к четвертому уровню, определяется в качестве своеобразной стертой или легкой формы патологии речи. При этом у детей могут отмечаться слабо выраженные, но устойчивые дефекты в овладении языковыми операциями образования слов и фраз, словоизменения. Также могут присутствовать нарушения в использовании слов более сложной структуры, некоторых конструкций грамматики.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2004) отмечают, что интеллектуальная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи.
А.Н. Корнев (1994) указывает, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна и недостаточная сформированность и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания»
О.Н. Усанова выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:
- нарушения концентрации внимания как следствие утомления;
- неадекватные колебания внимания;
- ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;
- «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может сосредоточиться на существенных признаках из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
- персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти. У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
У детей с общим недоразвитием в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Как пишут Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности»
При исследовании слухового внимания осознанно прослушивали ритмические рисунки, не отвлекаясь, самостоятельно и правильно выполнили все задания четверо детей контрольной группы. По шесть детей из каждой группы выполнили половину предложенных заданий. Их внимание было неустойчиво, они нуждались в стимульной помощи, многократном повторении серии хлопков. Из предложенных ритмических рисунков легче выполнялись: -…, - - -.. Четверо детей экспериментальной группы при выполнении заданий отвлекались непроизвольно и смогли воспроизвести от 1 до 2 рисунков.
При исследовании слухоречевой памяти дети экспериментальной группы не смогли при первом предъявлении назвать больше 3 слов. Четыре ребенка дополняли группу произносимых слов повторениями уже названных слов, измененной ласкательной формой «котенок», новыми словами; причем, Одного ребенка приходилось останавливать, т.к. использовались любые слова, не касающиеся задания. При отсроченном воспроизведении эти дети не смогли назвать более двух слов. Перечисления дополнительных слов возникли еще у двух детей экспериментальной группы. Лишь четыре ребенка не использовали в ответе новые слова. Три ребенка из контрольной группы смогли назвать 3 слова при первом предъявлении, Один ребенок – 2 слова с добавлением нового слова «яблоко», остальные дети назвали 4 и более слов. Объем и точность отсроченного воспроизведения у половины детей контрольной группы составили 4-6 слов; Пять детей назвали половину названных слов и два ребенка назвали менее 3 слов, оставляя объем заданного содержания неизменным. В то время как 6 детей экспериментальной группы активно использовали новые слова.
Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизировать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести-семи подарков на день рождение, чем четырех - пяти спрятанных на занятиях предметов.
Выводы
Анализ работ отечественных и иностранных специалистов, которые посвящены вопросу и проблеме формирования неречевых процессов у детей с ОНР, выявили, что в настоящий момент проблема становления памяти и внимания вызывает интерес множества профессионалов.
Для дошкольников, которые страдают ОНР, память и внимание сохраняет свое важное значениеи роль как нужное условие всестороннего становления. Впрочем, нарушения становления связной речи порождает у их и особенности поведения в общении.
Дети с ОНР переживают значимые проблемы, овладевая связной речью, и в итоге возникает огромное число ошибок при усвоении этих знаний, а также на развитии памяти и внимания, что вынуждает задуматься о поиске наиболее актуальных способов и методов коррекционной работы с ребятами ОНР.
В процессе работы изучили психологическую и методическую литературу по теме, провели изыскание, изучили итоги исследования и сделали выводы.
Разделы комплексной логопедической работы будут иметь разную направленность с учетом взаимосвязи аспектов психики ребенка с потенциальной готовностью определенных мозговых структур:
1. Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма: дыхательные упражнения; преодоление мышечных дистоний, ригидности и синкинезий; формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий; формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.
2. Формирование вербальных и невербальных психических процессов: тактильных и кинестетических процессов; развитие зрительного гнозиса; формирование пространственных представлений и логико-грамматических речевых конструкций; развитие кинестетических процессов; слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов; мнестических процессов.
3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции: формирование навыков программирования, целеполагания и самоконтроля; развитие коммуникативных навыков; формирование понимания причинно-следственных отношений; развитие произвольного внимания; совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов и др.