Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Возможности народного художественного творчества в социализации и адаптации подрастающего поколения»
14 минут 4445 1094

«Возможности народного художественного творчества в социализации и адаптации подрастающего поколения»

Soloveva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Соловьевой Нэлли Михайловной, педагогом дополнительного образования МБУДОД «Центр детского творчества» г. Челябинска Челябинской области. Сегодня Нэлли Михайловна в свыоей статье познакомит нас с возможностями народного художественного творчества в социализации и адаптации подрастающего поколения. Данный материал будет интересен учителям, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Нэлли Михайловны:

Статья о проблемах социальной адаптации детей в современных условиях жизни и возможностях учреждений дополнительного образования средствами народного творчества оптимизировать процесс социализации, создать условия для формирования социально-компетентной личности.

Интересного чтения...


«Возможности народного художественного творчества в социализации и адаптации подрастающего поколения»

Проблема социальной адаптации детей в современных условиях приобретает все большую остроту. Основной характеристикой современной действительности является необычайная скорость изменчивости социального мира. Россия же находится на определенном этапе, характеризующимся расслоением общества, противоречивостью социальных отношений. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. В последние годы многие исследователи констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к социальным условиям. Нередко источником нарушения адаптации является школа – высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника. Поэтому необходимость поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей в новых социальных условиях, является весьма актуальной.

Особое место в социализации занимает историческая передача опыта, накопленного поколениями, с одной стороны и приобщение индивидов к этому опыту, культуре своего народа, с другой.

Культура, народные традиции, народное творчество, по мнению многих ученых, являются социальными феноменами и имеют огромное значение как средства социализации. Поэтому вопрос о возможностях народного творчества в процессе социализации и адаптации подрастающего поколения привлекает все более широкое внимание педагогических работников.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка ребенка к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Традиционная народная культура и современная культура обычно противопоставляются как «старое» и «новое». При самой положительной оценке национальных традиций считается неизбежным активное действие на них инноваций, чаще всего разрушительное.

Приобщение к культуре в семье начинается с простого подражания окружающим. Например, при игре в "Ладушки" ребенок имитирует поведение взрослого, человека, играющего с ним. В традиционной народной культуре очень важны в этот период такие элементы народного творчества как колыбельные песни, в которых звучат пожелания и надежды матери видеть свое дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически; пестования, заговоры с просьбой избавить ребенка от злого человека. Постепенно они сменялись сказками, играми, пословицами, загадками, где дозировано углубляется содержание того идеального образа, в стремлении подражать которому у ребенка формируются ценностные социальные ориентиры.

Постепенно и естественно ребенок постигал противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, жизни и смерти. Этому служили произведения народного творчества, выступавшие не только средствами развлечения и отдыха (игры, песни, хороводы), но и памятниками горя и печали (плачи, обряды поминовения умерших, страшные места в сказочных фабулах). Народная педагогика учила достойно переносить тяготы жизни, настойчиво стремиться к хорошей жизни, острее чувствовать сладость жизни после преодоления её горьких моментов. Осваивая игры-шутки, дразнилки, небылицы-перевертыши, скороговорки ребенок незаметно убеждался в том, что веселый, неунывающий, способный с улыбкой преодолевать трудности и с юмором выходить из конфликтных положений человек быстрее адаптируется в обществе, приспосабливается к жизни [2, с.93]. В традиционной культуре все было точно выверено: она формировала определенную систему ценностей, и ребенок входил в мир постепенно, поэтапно.

Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые среды. В социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это – возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

И с возрастом социальная среда все больше расширяется. При этом подросток как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, какой социальный опыт накапливается в этой среде – положительный или отрицательный [3, с.44].

Социальное становление подростка – это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания.

Социокультурная реальность в России сегодня, характеризуется обострением внутренних противоречий личности, особенно детской, связанной со сменой общественных ориентиров, неопределенностью в образовательной политике, проблемами семейного воспитания, отсутствием детских общественных формирований и проблемами детского досуга.

Как известно, детям в период становления свойственна недостаточная способность адаптироваться к усложняющимся условиям жизни. Формирование взрослого поведения у ребенка происходит в условиях постоянного выбора между тем, что предлагают институты воспитания (детский сад, школа, семья и т.д.) и нормами, складывающимися под воздействием специфической субкультуры, присущей среде обитания школьников. Имеющийся сегодня разрыв в обществе между образованностью и воспитанностью, который можно рассматривать в качестве одной из причин, порождающий проблемы детства, проявляется в немотивированной жестокости уже в детском возрасте, наличии асоциальных и антисоциальных молодежных групп. Крайне тревожит рост преступности в регионах, ситуация, когда грубость, нецензурная речь среди школьников стали не проявлением хулиганства, а нормой поведения [1, с. 60-65].

А засилье в средствах массовой информации, на телевидении псевдокультурных, агрессивных и антигуманных тенденций несет дополнительную угрозу снижения нравственных критериев в сознании и поведении школьников, ведет к нарастанию стрессовой ситуации, состоянию тревоги, агрессии, душевной напряженности и подавленности. Вследствие этого – отчужденность, уход «в себя», случаи суицида. В современных условиях должна быть определенная экологическая ниша, в которой душа ребенка должна питаться, расти. Возможно, такой нишей и является народное художественное творчество.

Однако современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. В какой-то степени развитие народного художественного творчества поддерживает общественное мнение, но этого недостаточно, так как в целом психологическая атмосфера в обществе значительно ухудшилась. Эксперты оценивают ее как напряженную, способствующую созданию некачественной продукции, благоприятствующую проявлению негативных чувств, страстей и животных инстинктов, способствующих деморализации. К этому следует добавить отрицательное воздействие на традиционные виды народного творчества научно-технического прогресса.

Поэтому сегодня достаточно злободневным является вопрос о необходимости поиска наиболее эффективных форм, способов, объединения усилий различных культурных сфер в процессе социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современного мира.

В настоящее время существенно возрастает роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни. Основным назначением современного учреждения дополнительного образования детей является осуществление целенаправленной социализации личности, т.е. введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, "погружение" в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В учреждении дополнительного образования ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.

Учреждения системы дополнительного образования детей имеют различную направленность и предлагают целый комплекс услуг. Одним из таких направлений является народное художественное творчество. Оно включает в себя песни, танцы, устное творчество, декоративно-прикладное творчество.

Например, на базе Центра детского творчества Тракторозаводского района г.Челябинска существует несколько объединений, осуществляющих работу в этом направлении: «Художественная вышивка», «Народное творчество», «Соломинка», «Роспись по дереву», «Вязание на коклюшках», «Жаворонок».

На занятиях учащиеся узнают об истоках народного творчества, знакомятся с лучшими образцами народной культуры, приобщаются к миру народного танца, музыки, овладевают ремеслом по изготовлению различных художественных изделий, используя разнообразную технику работы: вышивку, плетение, вязание, художественную роспись и т.д. В конечном счете, идет воспитание нового поколения мастеров, впитавших в себя традиции народного творчества. Педагогами замечено, что в процессе приобщения к традициям народного ремесла дети становятся добрее, воспитаннее, внимательнее друг к другу, приобретают стремление к красоте и творчеству, присущее каждому народу.

К нам приходят дети с разным уровнем социализации. Первый уровень – низкий. Для этого уровня характерно слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников.

Второй уровень – средний. Он характеризуется проявлением познавательной активности ребенка к знаниям социальных отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, отстаивать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.

Третий уровень – высокий. Дети этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми, проявляют умение регулировать отношения, утверждать себя в детской среде, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности [5, с.31].

Цель работы Центра и всех его объединений – вовлечь детей в творческую деятельность, сформировать дружный детский коллектив, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Свою работу педагоги строят так, чтобы ребята чувствовали, что они – часть целого, что они заняты важным делом, а не просто развлекаются. Посещение занятий – дело добровольное. Добровольность обеспечивается и предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, в соответствии с интересами и наклонностями. Отношения педагогов и детей более доверительные, более комфортные, чем в школе, они обусловлены интересом обеих сторон друг к другу и к осваиваемому предмету. Занятия проходят в непринужденной обстановке, в которой ребенок учится строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, учится управлять своими эмоциями, исправлять ошибки в поведении, пополняет свой жизненный опыт такими качествами, как: целеустремленность, коммуникабельность, тактичность и т.д.

Дополнительное образование предоставляет ребенку возможность расширить сферу общения с накопленными человечеством вечными ценностями, помогает взаимообогащению и взаимодействию национальных культур (особенно в условиях нашего многонационального региона), оптимизирует процессы социализации и тем самым способствует формированию социально компетентной личности [4, С.5].

Список литературы

 

  1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Издательство Урал. ун-та, 1986. С. 60-80.
  2. Воспитание: проблемы содержания и организации: материалы науч.-практ. конф., Челябинск, 2000 г. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. С.Е. Матушкина, Челяб. Гос. Ун-т. , Челябинск, 2001. С. 91-96.
  3. Палий Н.Д., Ушачев В.П. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе УДОД. - Магнитогорск, 2008. С.43-45.
  4. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторов социализации // Дополнительное образование и воспитание – 2009. - № 2, с. 3-9.
  5. Хмелева О.М. Сюжетно-ролевая игра как один из способов социализации ребенка // Дополнительное образование и воспитание – 2009. - № 5, с. 30-35.

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607