Дорогие друзья, мы рады представить вам Перову Татьяну Николаевну, воспитателя ГОБОУ ДДШ № 1 г. Боровичи Новгородской области. Сегодня Татьяна Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию воспитательную Программу по развитию эмпатии «Я среди людей». Данная авторская разработка может быть полезна в работе педагогу коррекционного класса; во внеклассной работе с детьми учителю начальной школы; воспитателю детского дома
Краткий комментарий к статье от Татьяны Николаевны:
«Воспитательная Программа содержит подробное описание занятий по развитию эмпатийных качеств у детей, а также презентацию об опыте работы в данном направлении».
Полезного чтения…
Воспитательная Программа по развитию эмпатии «Я среди людей»
Посмотреть презентацию к статье
Пояснительная записка.
В настоящее время в России ещё очень высока численность детей-сирот. Причины их попадания в Детский дом разные: кризисные явления в семье, асоциальный образ жизни родителей, плохие условия содержания.
Отсутствие материнской ласки, родительского внимания оказывает на детей неблагоприятное воздействие. В среде воспитанников детских домов всё чаще наблюдаются проявления нетерпимости, агрессивности, нарушения межличностного общения.
В «Конвенции о правах ребёнка», «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», в Федеральной программе «Дети России» высказана озабоченность увеличением детской безнадзорности, бездомности, подчёркнута необходимость формирования отношений открытости, внимания друг к другу и солидарности, в том числе и в среде воспитанников детских домов.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать переживания, мысли и чувства.
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода.
-А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, А. Г. Ковалёв, З. Фрейд, рассматривают эмпатию в связи с нравственными и эстетическими чувствами, а Л. И. Божович, Е. Н. Васильева, В. П. Кузьмина, К. Роджерс как один из аспектов человеческих отношений.
В. Н. Мясищев считал, что способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие между людьми.
Эмпатия помогает легко общаться, находить общий язык с людьми, помогать морально и душевно. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, способность человека представить себя на месте другого, понять чувства, желания и действия на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Без развития эмпатии невозможно установление благоприятных межличностных отношений и как следствие, успешная адаптация в обществе. Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают большое место в межличностном общении ребёнка.
В своей работе я столкнулась с пролемой: у детей детского дома коррекционной школы-интерната VIII вида наблюдаются нарушения в эмоциональной среде, требующие коррекционной работы- это недостаток сопереживания, сочувствия к окружающим, недостаточная потребность в благополучии других людей.
Для решения задачи коррекции взаимодействия в группе и создания благоприятного микроклимата мною составлена программа по воспитанию эмпатийных качеств, адаптированная для умственно - отсталых детей, проживающих в разновозрастном коллективе.
Программа состоит из занятий, которые подразделяются на 3 направления:
Занятия, направленные на раскрепощение детей, снятие эмоционального напряжения и сокращение эмоциональной дистанции.
Занятия, направленные на групповую сплочённость, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Занятия, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние.
Занятия подобраны и расположены таким образом, чтобы нарастала доверительность и эффективность общения в группе.
Цель программы:
-приобщение к миру переживаний других людей;
-развитие представления о ценности другого человека;
-воспитание доброты, сочувствия, принятия себя самого как нужного.
Задачи программы:
-развивать способность детей к эмпатии, сопереживанию;
-развивать навыки социального поведения;
-способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
-формировать позитивное отношение к своему «Я»;
-формировать позитивное отношение к сверстникам;
-учить детей проявлять своё отношение к другим людям разными способами;
-сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
Ожидаемый результат:
-развитие способности к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого;
-развитие навыков уверенного поведения в окружающем социуме;
-повышение самоконтроля и самостоятельности у воспитанников;
-развитие положительного отношения к самому себе и к окружающим;
-развитие стремления помочь другому в беде, проблеме, облегчить его состояние;
-улучшение межличностных отношений и развитие благоприятного микроклимата в группе.
Структура занятий:
-приветствие (создание непринуждённости, доброжелательности, сплочённости);
-разминка (активизация работоспособности детей, упражнения-активаторы);
-основная часть (беседы, чтение художественной литературы, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить тему занятия);
-рефлексия (участники, с помощью вопросов ведущего, делятся своими чувствами, впечатлениями, мнениями, говорят о своём настроении), например:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какими мыслями вы бы хотели поделиться?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения того или иного упражнения?
- Что показалось вам наиболее интересным, неожиданным, новым?
Правила поведения (определяются на первом занятии):
-искренность,
-активное участие во всех заданиях,
-высказывание от своего имени (я- высказывание),
-обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»),
-уважение говорящего,
-недопустимость отрицательных оценок в адрес другого,
-конфиденциальность.
Условия проведения:
-занятия проводятся в центральной комнате;
-возраст детей: от 10 до 18 лет;
-продолжительность – 30 мин., 1 раз в неделю;
-количество занятий – 16;
-методическое обеспечение согласно содержанию занятия;
-занятия проводятся с сентября по декабрь (включительно).
Методы и средства оценки результативности:
Наблюдения.
- Повысилось ли сочувствие и сопереживание к окружающим, близким людям?
- Помогают ли воспитанники друг другу в трудных ситуациях?
- Умеют ли переживать несчастье другого человека?
- Доброжелательно ли общаются дети друг с другом и с окружающими?
Диагностика.
*Метод «Незаконченное предложение».
«Когда моему другу плохо, то я…»
«Если у моего одноклассника плохое настроение, то…»
«Если я увижу на улице, что человеку стало плохо, то…»
«Если я увижу, что обижают слабого, то …
*Проведение и обработка первичной и итоговой диагностики по методике И.М. Юсупова «Исследование уровня эмпатии» . ( приложение)
Целевая группа. Программа составлена и дифференцирована для воспитанников разновозрастного коллектива, с учётом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их интеллектуальным уровнем.
Занятие 1
«Будем знакомы, будем друзьями».
Цель: Знакомство с вновь поступившими детьми, настроить коллектив на благоприятные взаимоотношения.
Приветствие. Детям предлагается поприветствовать друг друга улыбками, поделиться частичкой своей доброты и душевного тепла.
Упражнение- активатор «Связующая нить».Участники передают друг другу клубок, разматывая нитку, называя свое имя и прибавляя к нему прилагательное, которое отражает положительные черты его характера, нить у каждого остаётся в руках. Все оказываются соединёнными одной нитью. Вывод: наша группа одно целое, мы семья.
Обсуждение правил проведения занятий.
-искренность,
-активное участие во всех заданиях,
-уважение говорящего,
-недопустимость отрицательных оценок в адрес другого,
-конфиденциальность.
Воспитатель берёт интервью у
детей. Каждый участник коротко отвечает на вопросы:
- В какое время года родился, знак зодиака?
- Твоё любимое блюдо?
- Чем больше всего любишь заниматься?
Практическое упражнение «Ромашка». Каждый участник на бумажном лепестке
ромашки пишет пожелание своей группе. Из лепестков составляется цветок,
пожелания зачитываются.
Рефлексия.
– Какое настроение после занятия?
– Что запомнилось больше всего?
Занятие 2
«Без дружбы трудно жить».
Цель: Показать важность дружбы в жизни человека; сплочение коллектива, развитие доброжелательных отношений;
Приветствие.
Упражнение-активатор «Снежный ком». Ведущий называет своё имя. Затем сидящий слева от него, называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Мозговой штурм. Детям предлагается подумать и ответить на вопросы:
-«Что такое дружба?» ( Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.)
- Зачем дружба нужна людям?
4. Обсуждение в группах. Дети делятся на две группы. Каждой группе даётся карточка со словами. Нужно подчеркнуть слова, обозначающие качества, которыми должен обладать друг: скромность, злоба, доброжелательность, равнодушие, настойчивость, общительность, хвастовство, отзывчивость, зависть, эгоизм, готовность прийти на помощь. Какие качества вы выбрали? Почему? Вместе с детьми определяем «Законы дружбы»:
* Не обзывай и не унижай друга.
* Помогай другу в беде.
* Не обманывай друга, будь с ним честен.
* Не предавай своего друга.
* Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
* Будь внимательным, умей уступать.
Творческое задание «Волшебная рука». Дети на альбомных листах обводят свою руку. На пальчиках они должны написать свои достоинства и хорошие качества.
Затем свою ладошку каждый дарит тому, с кем бы он хотел подружиться.
Упражнение «Закончи пословицу». Детям надо назвать вторую половину пословиц.
* Нет друга – ищи… … ( а нашёл - береги).
* Не имей сто рублей … … (а имей сто рублей).
* Один за всех … … ( и все за одного).
* Человек без друзей … … (что дерево без корней).
Рефлексия.
Занятие 3
«Учимся сотрудничать».
Цель: знакомить со способами создания позитивных дружеских отношений, с целью взаимопомощи, сосуществования в обществе.
Приветствие.
Упражнение-активатор. «Хорошо ли мы знаем друг друга». Участники делятся на две команды и выстраиваются в шеренги напротив друг друга. Воспитатель даёт команду - как можно быстрее построиться: в алфавитном порядке по первой букве имени; по росту; по цвету волос, от самых тёмных до самых светлых; по жёсткости волос, от самых мягких до самых жёстких (возможность прикоснуться друг к другу сближает детей); по длине волос, от коротких до длинных); по цвету глаз, от самых светлых до самых тёмных или наоборот. Этим заданием можно закончить игру, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создаёт наилучшие условия для открытости и доверия.
Общение в кругу. Воспитатель предлагает участникам обсудить ситуации, когда младшие дети нуждаются в поддержке старших.
Игра «Сиамские близнецы». Все играющие разбиваются на пары и воспитатель предлагает им представить на время, что они сиамские близнецы: одним боком и ногой срослись друг с другом и представляют собой единый организм. Надо попробовать ходить в таком состоянии, делать какие-либо действия. После игры происходит обмен впечатлениями: какие чувства возникали во время выполнения задания? Было ли трудно или легко это сделать? При каком условии удаётся добиться согласованности действий?
Упражнение в кругу «Импульс». Ведущий предлагает детям вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обида и разочарования. Он предлагает вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем проходит «огонёк поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
Упражнение «Дружелюбное требование». Воспитатель предлагает высказать своё недовольство кем-либо в дружелюбной форме. Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека. Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.
Рефлексия.
Занятие 4
«Мы среди людей».
Цель: Знакомить детей со способами создания позитивных дружеских отношений с различными людьми с целью взаимопомощи, сосуществования в обществе, ради чувства самоуважения.
Приветствие. Детям предлагается поздороваться друг с другом посредством прикосновения плеча к плечу.
Упражнение-активатор «Я и мой образ». Каждому участнику необходимо назвать образ, с которым они себя ассоциируют. Например: «Я – лёгкое, воздушное облачко».
Мозговой штурм. Воспитатель просит детей ответить на вопросы:
- Можно ли прожить без друзей?
- Какие друзья важны для вас?
- Что они делают для вас?
Вывод. Каждый человек имеет право быть: любимым -потребность иметь людей, которые заботятся о тебе, помогают, понимают и любят тебя;
быть необходимым обществу – потребность во внимании и заботе общества о личной безопасности и правах;
быть одобряемым – потребность в положительной оценке того, что ты делаешь. Создание дружеских отношений со многими людьми – членами семьи, людьми, которые о тебе заботятся, одноклассниками – обеспечивает хорошие возможности для людей во взаимопонимании, взаимопомощи, усиливает чувства самоуважения и достоинства.
Практическая работа. Детям раздаются рабочие листы. В 1-ой части рабочего листа они должны указать три важных качества, которые они хотели бы видеть в своих близких людях. Во 2-ой части – составить список людей, к которым они могли обратиться за помощью.
Рабочий лист.
Часть 1.
Перечисли три качества, которые ты хотел бы видеть в близких тебе людях.
Часть 2.
Люди, на которых я могу положиться, обратиться за помощью.
- Друг, мой ровесник.
- Воспитатели, учителя.
- Другие взрослые, которые есть в моём окружении (можно указать кто...)
После завершения работы детям предлагается подумать, как связаны эти две части задания.
Мозговой штурм. Участникам предлагается ответить на вопросы. Ответы записываются на листе ватмана.
- Как найти новых друзей? (ответы):
- Быть дружелюбным.
- Посещать секции и кружки.
- Проявлять интерес к новым людям.
- Уметь поддерживать разговор.
- Быть внимательным.
- Какие могут быть препятствия для того, чтобы построить новые дружеские отношения? (ответы):
- Смущение, стеснение, замкнутость.
- Низкая самооценка или большая самоуверенность.
- Страх быть отвергнутым.
Вывод. Дружеские, доброжелательные отношения между людьми необходимы, потому что очень трудно прожить без любви, помощи и поддержки.
Рефлексия.
Занятие 5
«Подари радость другому».
Цель: Развивать умение общаться друг с другом, желание делиться радостными событиями, осмыслить себя как члена группы.
Приветствие.
Упражнение-активатор «Закончи фразу». Участники по кругу передают мячик соседу и обращаясь к нему по имени, говорят, заканчивая фразу « У тебя есть такие хорошие качества, как...».
Игра « Горошина». Воспитатель каждому дарит подарок, в раскрытую ладонь вкладывает по горошине. Предлагает подумать, на что она похожа? Затем рассказывает детям, что горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой она видится из космоса. Это наш дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Наша квартира, семья- это тоже своеобразная планета, в которой мы живём вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди- тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Поэтому, чтобы поднять настроение, давайте споём песню: « Если с другом вышел в путь…». - Ребята, а с чего начинается дружба? Правильно, с улыбки! А какие качества важны в дружбе?
Практическое задание. Детям раздаются листы бумаги с изображением солнца. Каждый воспитанник на своём солнышке вместо лучиков пишет качества, которые нужны для крепкой дружбы. (Забота, честность, доброта, ответственность, уравновешенность, правдивость, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, терпение, вежливость, тактичность, внимательность, искренность и т. д.). Желающие дети зачитывают свои работы. Воспитатель обобщает ответы детей.
Творческое задание «Поделись своей радостью». Дети составляют коллаж, который рассказывает о каком-либо радостном событии из их жизни, используя картинки из разных журналов. Каждому воспитаннику даётся индивидуальный лист бумаги.
-О каком событии рассказывает твой коллаж?
-Почему оно запомнилось больше всего?
Затем дети дарят свои работы друг другу.
Рефлексия.
Занятие 6
«Мы команда одного корабля».
Цель: Способствовать развитию умения понять другого человека, установлению доброжелательных отношений, познакомить с понятием эмпатия (сопереживание, сочувствие).
Приветствие. Воспитатель и участники приветствуют своего соседа слева и говорят ему комплимент. Например: «Наташа, я очень рад тебя видеть, у тебя сегодня замечательная причёска!» или « Илья, я очень рада тебя видеть, ты молодец, получил сегодня оценку 5 по математике!».
Упражнение-активатор «Любящий взгляд». Воспитатель предлагает одному из детей выйти в другую комнату. В его отсутствие назначается два человека, которые будут смотреть на него любящим взглядом. Участник возвращается и пытается определить, кто эти два человека. Затем выходит другой желающий, и задание даётся уже трём участникам. При повторах игры число смотрящих любящим взглядом увеличивается.
Беседа «Что такое эмпатия?» Воспитатель: - Играя в игру «Любящий взгляд» мы с вами, ребята, учились чувствовать друг друга, понимать отношение к себе по выражению глаз и лица окружающих. Если мы будем ощущать эмоции другого человека, то сможем его лучше понять, почувствовать, а значит и помочь ему пережить трудности, неприятности, которые случаются у каждого из нас. Ребята, существует такое понятие как эмпатия. Эмпатия – это способность сопереживать, сочувствовать, умение ощущать эмоции другого человека. Все эти качества должны являться неотъемлемой частью жизни человека, именно они помогают нам устанавливать добрые отношения, понимать и помогать друг другу.
4. Упражнение-игра «Парад эмоций». Дети учатся проявлять и распознавать
различные эмоции. По очереди вызываются желающие дети, которые должны изобразить какую-нибудь эмоцию (название эмоции написано на карточке).
Остальные дети должны её распознать. ГНЕВ, НЕНАВИСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, ИСПУГ, СЧАСТЬЕ.
5. Визуализация "Чаша доброты".
- Закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку.
Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая.
Отлейте в нее из своей чашки доброты.
Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще...
Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!
А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты.
Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"
Рефлексия.
На демонстрационном материале изображены лица с выражением различных эмоций. Каждому участнику предлагается выбрать изображение, которое соответствует его настроению.
Занятие 7
«Мы и наш коллектив».
Цель: Достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «МЫ». Развитие умения оказывать и принимать поддержку окружающих.
Приветствие. Участники улыбаются соседу слева, соседу справа, жмут друг другу руки и произносят дружно хором «Здравствуйте!»
Упражнение-активатор. Воспитатель предлагает одновременно хором всем громко назвать своё имя, каждый должен стараться, чтобы услышали его имя. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, называются правила общения: нельзя перебивать другого, если хочешь, чтобы тебя услышали; нужно самому уметь слушать
Дискуссия. Воспитатель зачитывает высказывания, а дети называют имена ребят, на их взгляд подходящих под названную фразу.
– В нашей группе самым самостоятельным является…
- Часто меня приятно удивлял…
- Самый весёлый в нашем коллективе…
- Самым добрым человеком можно назвать…
- Самый щедрый в нашей группе…
- Скромность всегда украшает…
- Украшением нашего коллектива является…
- Лучше всех учится…
- Самый находчивый в нашем коллективе…
Игровое задание. Участникам предлагается рассказать своё главное достижение в этом году. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.
Практическое упражнение «Мой портрет в лучах солнца!» Каждому участнику
Выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я могу!». Ребята рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают, что они могут сделать хорошего для того, кто живёт рядом с ними.
Некоторые записи зачитываются. Делается вывод, что именно их положительные качества являются скрепляющим веществом, которое делает нашу группу сплочённее.
Рефлексия. На обратной стороне листов бумаги, которые раздавались детям для практического упражнения, нарисован сотовый телефон. Ребятам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошло занятие, оценить как плодотворно он работал.
Занятие 8
«Я понимаю других, я понимаю себя».
Цель: Развивать желание и стремление познавать себя и других, жить в согласии с людьми.
Приветствие. Каждый участник выбирает животное, какое ему нравится и представляясь им, здоровается со всеми, сопровождая показ соответствующими движениями, мимикой и интонацией голоса.
Упражнение-активатор «Закончи предложение». Ведущий начинает предложения, которые заканчивают по очереди все дети.
-Я чувствую себя счастливым, когда…
- Мне грустно, когда…
Игровое упражнение «Найди своё отличие». Воспитатель: Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои личные особенности. Сейчас каждый из вас скажет свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я…» Вывод: хотя все люди разные, но они умеют находить общее друг с другом и жить в согласии.
Задание- игра. Воспитанникам предлагается назвать качества, которыми должен обладать человек, чтобы людям, которые его окружают, было с ним комфортно. Для этого надо заменить плохие слова добрыми, противоположными по смыслу: -грубость (вежливость),
-ненависть (любовь),
-лживость (честность),
-злость (доброжелательность),
-унижение (уважение),
-равнодушие (внимательность).
Вывод: человеческая доброта, отзывчивость, милосердие, умение любить, дружить, помогать друг другу, радоваться и переживать за других людей-основы человеческого счастья.
Практическое задание. У каждого участника лист бумаги и карандаш. Детям предлагается написать мини-сочинение на тему «Если мой друг заболел, то я…» По желанию детей работы зачитываются.
Рефлексия.
Занятие 9
«Дружба в жизни нам нужна, без неё никак нельзя».
Цель: Воспитывать эмпатийные качества (сочувствие, сопереживание), развивать умения дружить и бережно относиться друг к другу.
Приветствие.
Упражнение-активатор «Подари подарок». Участники дарят друг другу воображаемые подарки и каждый угадывает, что ему подарили.
Задание «Займи позицию». В разных сторонах комнаты расположены два плаката - «Дружба в коллективе не нужна», «Дружба в коллективе нужна». Детям предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, с которым они согласны. Вопросы к детям: - Что такое дружба? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? Высказывания детей записываются на плакате. Сообща даётся определение понятию дружба.
Игровое упражнение « Найди себе подобного».
- Дети встают в круг и закрывают глаза. На спину всем приклеиваются по одному рисунку на стике. Один участник остаётся без рисунка.
- Надо найти себе подобного, то есть того, у кого такой же рисунок на спине и сесть рядом с ним (не разговаривая друг с другом).
- Вопросы к участникам: Как чувствует себя тот, кто остался без друзей? (детям предлагается протянуть руку дружбы участнику, который остался без пары и принять его в свой коллектив)
Трудно ли было выполнять задание?
Смогли бы вы справиться без помощи?
Какой рисунок у вас на спине?
Практическое задание «Чем я могу помочь другу?». Старшим детям раздаются листы бумаги с кругом (солнце) в центре, в круге написано «Чем я могу помочь другу?». Вместо лучей ребята пишут свои мысли. Младшим детям предлагается нарисовать солнышко в подарок своему другу. Записи детей по желанию зачитываются.
Рефлексия. Игра «Хлопаем в ладоши те, кто…».
- Только девочки.
- Только мальчики.
- Только те, кому понравилось наше занятие.
- Только те, у кого прекрасное настроение.
- Хлопают все присутствующие!
Занятие 10
«Учимся понимать других».
Цель: Знакомить со способами позитивного общения детей между собой и со взрослыми, учить сочувствию и сопереживанию в отношениях с людьми.
Приветствие.
Упражнение активатор «Закончи фразу». Участники по кругу передают мячик и заканчивают фразу «Мне очень нравится в тебе…».
Игра «Хочу, чтобы меня называли…». - У каждого из вас есть имя. Мы называем человека по имени. Напишите на листе то имя, на которое вам хотелось бы отзываться. Молодцы! Очень интересные имена. Кто-то остался со своим именем, но оно стало более ласковым. Обратите внимание на первую букву имени. Подберите себе комплимент, начинающейся с этой буквы. Если сами затрудняетесь, то попросите помощи соседа.
Практическая беседа: «Интонация в общении».
Вопросы к участникам:
-Что значит найти общий язык?
- Что такое интонация?
- Какая бывает интонация? (с насмешкой, с восклицанием, с благодарностью, с восторгом, с огорчением).
Произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией.
Ты молодец! – с восхищением и с насмешкой.
Я очень рад за тебя. – с одобрением, с огорчением.
Спасибо тебе. – с благодарностью, с обидой.
- Почему важна интонация, с которой мы произносим слова?
Игра «Ты сможешь!» Игрок стоит в очерченном кругу. Ему нужно перепрыгнуть в другой, который находится на отдалённом расстоянии. Он говорит: «Я не смогу допрыгнуть». Остальные ребята подбадривают его и поддерживают.
– Почему важно поддерживать друг друга?
- Хотите ли вы, чтобы вас поддерживали?
- Часто ли вас поддерживают, кто, в каких случаях?
- Что вы чувствуете, когда вас поддерживают?
Рефлексия:
- Что запомнилось больше всего на занятии?
- Какие чувства вы испытываете?
Занятие 11
«Учимся сочувствовать».
Цель: Закрепление понятий эмпатия, толерантность. Развивать стремление помогать ближнему в трудной ситуации.
Приветствие.
Упражнение-активатор «Звали, зовут, будут звать…» Участники рассаживаются в круг и по очереди произносят: например, «Когда я был совсем маленький, меня звали Ванечкой, сейчас меня зовут Ваней, а когда я буду взрослым, меня будут звать Иваном Александровичем».
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого к окружающим надо относиться соответственно, понимать их, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Упражнение «Чувствоведы». Каждый участник получает на карточке задание показать какое-нибудь чувство или эмоцию. Все объединяются в круг, каждый представляет с помощью мимики и жестов свою эмоцию. Остальные участники угадывают.
Беседа - практикум. Закрепить значение понятий: эмпатия – способность отзываться на переживания других людей; толерантность – умение мириться с чужим мнением, поступком, при этом сохранять свои собственные взгляды.
Вопросы: - Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации?
- А если на улице вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли вы ему сочувствовать?
Воспитатель раздаёт карточки. Детям нужно дописать написанные на них предложения. Например: «Если мы не будем терпимы друг к другу, то…», « Если люди перестанут оказывать друг другу помощь, то…», «Если бы я был волшебником, то…».
Групповое обсуждение. Все вместе обсуждаем значение правил, которые будут вывешены на информационном стенде, под заголовком «Жизненные правила».
– Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
– Умейте видеть достоинства людей и ценит их.
– Умейте просить прощения и прощать обиды.
– Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
– Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
– Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
– Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких, с тех, кто с вами рядом.
Рефлексия.
Занятие 12
« Сходства и различия между людьми».
Цель: Формировать у детей навыки позитивного общения, учить умению находить в людях положительные черты и качества.
Приветствие. Детям предлагается поприветствовать друг друга сначала, как индийцы - сложив ладони у лица, потом как японцы - полупоклоном, и как папуасы - потёршись носами.
Упражнение-активатор «Я люблю…, я не люблю…». Каждый участник по очереди называет то, что он любит и не любит. Каждый последующий должен сначала повторить то, что назвал предыдущий.
Упражнение «Земляне и инопланетяне». Воспитатель предлагает одной группе детей стать землянами, а другой - инопланетянами. Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары. Земляне и инопланетяне получают задание (можно написать для каждого карточку с заданием): установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им с помощью жестов, мимики, звуков, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю. Земляне и инопланетяне должны понять о чём их спрашивают и ответить тоже с помощью мимики и жестов.
Вопросы Землян к инопланетянам: - Откуда вы прилетели?
- На чём вы прилетели?
- С какой целью вы прибыли?
- Понравилась ли планета Земля?
- Как выглядит ваша планета?
Вопросы Инопланетян к землянам: - Где мы находимся?
- Кто живёт на вашей планете?
- Можно ли у вас погостить?
- Чем вы любите заниматься?
- Вы хотите посетить нашу планету?
Рефлексия на упражнение. – Что чувствовали участники во время установления контакта? – Удалось ли установить контакт и выяснить информацию? – Что было наиболее сложным?
Игра «Все вместе». На полу мелом рисуется круг такого размера. Чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться в очерченном пространстве.
Упражнение «Сходства». Участники делятся на 3 группы, по 3-4 человека. Задача каждой группы – найти пять признаков, объединяющих детей группы между собой. Вывод: несмотря на то, что все люди разные, всегда можно найти то, что их объединяет.
Рефлексия. – Какие сходства и различия могут быть между людьми? (увлечения, черты характера, внешность ) - Какое упражнение понравилось? - В чём испытывали трудности?
Занятие 13
«Спешите делать добро».
Цель: Развивать стремление помочь ближнему в трудной ситуации, учить бережному отношению друг к другу.
Приветствие. Детям предлагается поприветствовать друг друга сначала прикосновением плеча к плечу, затем коленкой к коленке, и спиной к спине.
Упражнение «Подарок». Детям предлагается сделать друг другу подарок, который будет состоять из тёплых слов. Каждая девочка- участница занятия, получая в руки игрушку-символ, передаёт её мальчику, произнося при этом нежные слова: «Удивительный… Хороший…». Если же игрушка-символ попадает в руки мальчику, то он передаёт её девочке и произносит также в её адрес один из эпитетов: «Красивая… Умная… Добрая…». (-Какие чувства вы испытывали, говоря друг другу нежные слова?)
Упражнение «Расскажи о себе». Цель: помочь детям осознать, от чего человек может испытывать душевную боль. Каждому участнику надо продолжить фразу «Мне бывает обидно, когда…».
Упражнение- практикум «Помоги другу найти решение проблемы». Каждый участник озвучивает свою проблему, которая его тревожит. Вся группа предлагает различные варианты её решения.
Игра «Аплодисменты по кругу». Воспитатель объявляет детям, что все они очень хорошие, и каждый заслужил аплодисменты. Все участники становятся в общий круг. Один из детей подходит к кому-нибудь, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они выбирают следующего участника, и аплодируют ему уже вдвоём. Затем вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации должны становиться всё громче и громче. Как правило, аплодисменты всей группы достаются тем детям, которые пользуются в коллективе наименьшей популярностью.
Рефлексия.
Занятие 14
«Роскошь человеческого общения».
Цель: Помочь детям увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что их понимают и ценят другие дети, развивать взаимоотношения со сверстниками.
Приветствие. Детям предлагается улыбнуться, коснуться друг друга ладошками и пожелать здоровья.
Упражнение-активатор «Комплименты».
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, участник говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.)
Игровое упражнение «Живые этюды» . Участники в парах разыгрывают сценки. заданные карточкой. В течение 1 минуты они распределяют между собой роли и показывают тот этюд, который им достался. Можно использовать подручные средства для создания декораций.
Варианты этюдов.
*Встреча двух старых приятелей.
* Контрольная по математике.
* Разлука ( отъезд близкого друга, родственника.)
* Дети играют в песочнице.
* Мать рассказывает сказку малышу.
- Что было легко? – Что вызвало затруднение? - Какие роли понравились? Вывод: Все эти этюды объединяет то, что в них люди общаются и взаимодействуют.
Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.
Занятие 15
«Доброе общение - хорошее отношение».
Цель: Создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе, развивать у детей навыки позитивного общения и доброжелательного отношения друг к другу.
Приветствие.
Упражнение-активатор «Игра «Я дарю…». Участники игры кидают друг другу мяч и «дарят» другу всё, что пожелают. Каждый раз необходимо сделать подарок тому, кому ещё ничего не подарили.
Упражнение «Хвасталки».
Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие упражнения - рассказывать не всей группе в целом, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали "хвасталку", должен сказать: "Я рад за тебя!", и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.
Игра «Ассоциации». Водящий (сначала воспитатель, потом желающие из детей) загадывает участника группы и описывает его, сравнивая: с погодой, растением, животным, одеждой, цветом. Остальные стараются отгадать, кто это. Вопросы для обсуждения: - Понравилось ли? - Легко ли было догадаться о ком идёт речь? - Согласны ли вы со своими характеристиками?
Игра «Дадим отпор». Игра даёт сильное чувство принадлежности к группе и защищённости. Правила: Все становятся в круг. Воспитатель начинает: «На нас напали комары ( варианты: жара, холод, скука, медведи, волки и т.п.)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам!». Игра повторяется несколько раз. Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Воспитатель говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!». Тогда дети кричат не «Дадим отпор», а «Поддержим!».
Рефлексия.
Занятие 16
«Мы вместе, мы одна семья».
Цель: Формировать позитивное восприятие окружающих, положительное эмоциональное самочувствие, создавать атмосферу «безопасности» в группе. Подведение итогов.
Приветствие. «Аббревиатура имени». Участники, представляя своё имя, называют на каждую букву имени свою черту характера.
Упражнение-активатор «Подумай и назови». Каждый участник по очереди называет качество, которое привлекает его в других людях.
Игра «Чемодан». Воспитатель предлагает детям собрать всем вместе каждому по очереди в дорогу чемодан. Он будет необычным. Туда необходимо «положить» то, что дети считают в данном участнике лучшим, самым ценным качеством, которое проявилось или сформировалось у него на занятиях.
Упражнение с правилами "Костер дружбы".
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора.
По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра",
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде "искры полетели" - хлопать владоши,
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.
5. Рефлексия.
– Что нового узнали на занятиях, чему научились?
- Какие игры, упражнения запомнились, понравились, почему?
- Как вы считаете, стали отношения в нашем коллективе лучше? Почем
- Как вы думаете, появились ли у вас положительные качества, которых не было раньше? Назовите эти качества.
Приложение.
Методика «Диагностика уровня эмпатии» по И.М Юсупову.
Инструкция
Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к взрослым, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» – 0 баллов
«нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4 «да, всегда» – 5 баллов.
Отвечать нужно на все пункты.
Ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому детям предлагается проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отмечается один из вариантов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.
Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то педагог должен дать разъяснения так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на тот или иной ответ.
Опросник.
- Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги о жизни великих людей.
- Подростков часто раздражает забота взрослых.
- Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
- Я люблю слушать современную музыку.
- Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного человека надо терпеть, даже если они продолжаются очень долго.
- Больному человеку можно помочь даже словом.
- Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя спорщиками.
- Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
- Когда я слушаю грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачиваются слезы.
- Раздраженное состояние моих воспитателей (учителей) влияет на мое настроение.
- Я равнодушен к критике в мой адрес.
- Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами,
- Я всегда прощал взрослым всё, даже если они были неправы.
- Если лошадь плохо бежит, то ее надо хлестать.
- Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.
- Взрослые (воспитатели, учителя) всегда относятся к детям (воспитанникам, ученикам) справедливо.
- Видя ссорящихся детей или взрослых, я вмешиваюсь.
- Я не обращаю внимания на плохое настроение своих воспитателей,учителей (родителей).
- Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
- Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
- Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
- Были случаи, когда я приводил домой бездомных кошек и собак.
- Все люди без причины озлоблены.
- Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
- Со мной любят общаться младшие по возрасту дети.
- При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
- Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
- Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
- Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
- Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
- Если ребенок плачет, на то всегда есть свои причины.
- Молодежь должна всегда выполнять любые просьбы и чудачества стариков.
- Мне хочется разобраться, почему некоторые мои одноклассники, друзья бывают задумчивы.
- Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
- Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов
Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13. 28, 36, и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов.
Выводы.
При сумме от 82 до 90 баллов - очень высокий уровень эмпатийности,
от 63 до 81 балла – высокий уровень,
от 37 до 62 баллов – средний уровень,
от 12 до 36 баллов – низкий уровень,
11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности.
Список используемой литературы.
- Журнал «Классный руководитель», № 7, 2012г.
- Журнал «Классный руководитель», № 5, 2012г.
- Шепелева Т. «Классные часы, 5-6 классы».
- Усцова Н. И. «Классные часы 1-4 классы».
- Арсенина Е.Н. «Внеклассные мероприятия в 5-7 классах».
- Соляхова Л.И. «Настольная книга классного руговодителя».
- Бузи Р.С. «Воспитание нравственных чувств у детей».
- Гришин Д. «Уроки нравственности».
- Егорова Л.А. «Классные часы, 6 класс».
- Ромашина Н. Ф. «В мире прекрасного», классные часы.
- Максимова Т.Н. «Классные часы, 2 класс».
- Байбаков А.М. «Классные часы 10-11 классы».
- Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие».
- Журналы «Классный руководитель», 2008, №2; 2009,№2; 2010, №1.