Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Февралёвой Фаиной Алексеевной, воспитателем МБДОУ «Детский сад № 1 «Малышок» п. Лиман» Астраханской области. Сегодня Фаина Алексеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница – вода». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Фаины Алексеевны:
«Цель: учить детей определять свойства воды, ее физическое состояние: вода может превращаться в пар, лед, может отражать окружающие предметы, она изменяет форму, цвет, вкус, запах, имеет силу, продолжать знакомить со значением и ролью воды в жизни человека, животных, воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей планеты, развивать логическое мышление, любознательность, умение делать выводы, расширять кругозор детей».
Познавательного чтения…
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница – вода»
Цель:
- учить детей определять свойства воды, ее физическое состояние: вода может превращаться в пар, лед, может отражать окружающие предметы, она изменяет форму, цвет, вкус, запах, имеет силу.
- продолжать знакомить со значением и ролью воды в жизни человека, животных.
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей планеты.
- развивать логическое мышление, любознательность, умение делать выводы.
- расширять кругозор детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
*практические - проведение опытов
* наглядные - рассматривание плаката,
*словесные - загадывание загадок, чтение стихов, совместное обсуждение.
Оборудование: наборы емкостей для опытов на каждого ребенка, проектор, наборы геометрических фигур, молоко, монеты, картинки, фартуки, пищевой порошок напитка Юппи, водяная мельница, ведро с водой, запись фонограммы, плакат «Путешествие капельки»
Литература:
Л.Д. Бредихина, Л.Я. Пермилова «Познавательная деятельность в детском саду»
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»
Н.Р. Виноградова, Т.А.Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг»
Ф. Нейджи «Домашняя лаборатория»
А.А.Плешаков «Экология для младших дошкольников»
Воспитатель: ребята, чтобы узнать, о чем мы сейчас будем говорить, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
Ответы и обоснование их детьми.
Сегодня мы будем говорить о воде, о ее свойствах, о ее силе.
Беседа о глобусе. Вопросы к детям: что это такое? Что такое глобус? Что на нем изображено? Какими цветами окрашен глобус? Что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Дети отвечают на вопрос- чего больше на нашей планете- воды или суши? (дети отвечают и обосновывают ответы)
Рассказ воспитателя о водных просторах нашей планеты.
Вода занимает 70% поверхности земного шара. А где живет вода? Из – под земли бьет маленький родник, он бежит к речке, а речка несет свои воды к большой реке, а она уже прокладывает свой путь к озерам, морям и океанам.
Ей, ручеек-ручеек, далеко ли ты потек?
Тороплюсь я в речку, в речку Быстротечку.
Вместе с речкою к реке мы помчимся налегке.
И с рекою вскоре добежим до моря.
Кто из вас, ребята, был на море? Какая на вкус морская вода? (ответы детей)
А вода в реке тоже такого же вкуса? (ответы детей).
Рассказ воспитателя о том, почему вода в море соленая.
Вода в море соленая. Я вам напомню почему: когда речка бежит к морю, она несет свои дары , которые собирает в дороге – витамины, минеральные вещества и немного соли, которую она вымывает из земли. Все эти дары она отдает морю. Солнышко пригревает, часть воды испаряется, а соль остается в море, поэтому вода в море соленая. Вспомните наш опыт с соленой водой: где осталось соль? В емкости, а вода испарилась. Тысячи рек речушек отдают свои воды морю, поэтому в океанах и морях вода соленая.
Сейчас закройте глаза и послушайте ( звучит фонограмма капели)
Что вы слышали? Это песенка капелек и одна из них пришла к нам в гости, встречайте ее (заходит ребенок в костюме Капельки)
Здравствуй Капелька, вечная странница, вечная труженица, расскажи, почему тебя так называют?
Капелька подходит к таблице и рассказывает о круговороте воды в природе.
Капелька
В природе путешествует вода, она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лед
Растает и снова в поход.
По горным вершинам широких равнин
Вдруг в небо взовьется и дождем обернется.
Сейчас мы посмотрим как же путешествует капелька и как образуется дождь.
Опыты.
Опыт с горячей водой.
Воспитатель: нальем горячей воды в стакан, накроем его холодным блюдцем и подождем, что произойдет. Пока у нас « готовится дождь,» послушаем стихотворения:
Ребенок
На днях спросил малыш-сосед у струйки, что течет из крана
-Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу, росой искрилася поляна
-Откуда ты? –спросил росу
- Поверь, я- из океана.
-Ты, газировка, что шипишь?
- И из бурлящего стакана донесся шепот:
-Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман густой
-Откуда ты? Ты кто такой?
-И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле
В звонкой льдинке и в дождинке
И в росинке, и в снежинке нам откликнется всегда
Океанская вода.
Ребенок
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, море, океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: ребята, так чем же может быть вода? (ответы детей).
Вспомните, каким цветом мы всегда рисуем воду и почему? (ответы детей)
Мы рисуем воду синим или голубым цветом ,как небо .В древности, когда не было зеркал, люди пользовались водой, чтобы увидеть свое отражение. Давайте и мы поглядимся в воду.
Опыт с отражением.
Дети смотрятся в ведро с водой и видят свое отражение.
Вывод: вода отражает окружающие ее предметы.
Воспитатель: а теперь вернемся к нашему дождю. Посмотрите, что образовалось на стенках нашего сосуда? (пар, туман), что на дне блюдца? (капельки, дождинки). Теперь стряхнем их на листок и увидим, как льется наш дождь .Куда уходят капельки-дождинки? (ответы детей). Так вода снова и снова возвращается на землю и в воду.
Опыт с плотностью воды.
Воспитатель: ребята, у нас на столе лежат геометрические фигуры, какой они формы? (ответы детей). Положите ваши фигуры в стакан, изменили ли они форму? (ответы детей). А теперь то же самое мы проделаем с водой, разольем ее в различные сосуды, что можно сказать о форме воды? (ответы детей)
Вывод: вода принимает форму сосуда, в которой она находится.
Воспитатель: ребята, как вы думаете вода сильная?(ответы детей). Вода очень сильная, она размывает землю, рвет трубы, при сильном наводнении затопляет дороги, улицы, дома, города и села. Сейчас мы убедимся в силе воды.
Опыт с водяной мельницей.
В таз ставим водяную мельницу .Обращаем внимание мельница стоит неподвижно, затем медленно начинаем лить на нее воду. Она вращается медленно, а если поток воды усилится, то колесо будет крутиться быстрее.
Вывод: вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.
Дети самостоятельно проделывают этот опыт.
Физкультминутка.
(звучит музыка)
Льется чистая водица
Мы умеем чисто мыться
Порошок зубной берем
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель: ребята, что такое лед? Какой он на ощупь?(ответы детей)
Опыт со льдом.
Нальем в один стакан холодной воды, в другой горячей. Опустим туда по кусочку льда. Нам нужно узнать в какой воде быстрее растает лед – в холодной или горячей? Пока процесс идет, мы перейдем к другому опыту.
Опыт с молоком.
Какого цвета вода и молоко? (ответы детей). Налейте себе в один стакан бесцветную воду, в другой – белое молоко .Бросьте по монетке в воду и молоко. Что можете сказать? (ответы детей –где налито молоко монетку не видно, а где вода – видно.)
Возьмите по картинке и поднесите к стаканам с молоком, а затем с водой (с тыльной стороны стакана). Что вы видите? (ответы детей – где налито молоко картинку не видно, а где вода видно)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт с водой.
Воспитатель: ребята какого вкуса вода и чем она пахнет?(вода безвкусная и ничем не пахнет).
Попробуйте воду из стакана, что вы ощущаете? (ответы детей – она прозрачная, бесцветная, безвкусная).А теперь добавьте эту воду в стаканчик с пищевым порошком (пищевой порошок напитка «Юппи», помешайте ложечкой. Что произошло с нашей водой? (ответы детей – она изменила вкус и цвет) У всех детей вода в стаканчиках стала разноцветной.
Вывод: вода хороший растворитель, она может менять запах, цвет и вкус.
Воспитатель: а теперь вернемся к нашему льду. Посмотрите в стаканчики с горячей и холодной водой – что произошло? (ответы детей – в горячей воде лед полностью растворился, а в холодной еще остался небольшой кусочек.) Почему лед в стаканах растворился не одновременно? (ответы детей – в горячей воде мелкие частички (молекулы) бегают быстрее и быстрее согрели лед, а в холодной воде медленнее, поэтому они растопят лед чуть позднее)
Воспитатель: умницы, правильно. Ребята, сегодня мы говорили о воде –так что же такое вода и для чего она нужна? (ответы детей – без воды нет жизни на земле.
Дети смотрят на экран проектора, где иллюстрируются картинки о важности воды в жизни людей, животных, растений ит.д.
Воспитатель: жизнь без воды невозможна. Вода из самых главных богатств нашей планеты. Трудно представить что стало бы с нашей землей, если бы исчезла вода. Мы уже знаем, что вода занимает большую часть планеты: она находится в реках, озерах, морях, океанах. Большие запасы пресной воды хранятся в снегах и ледниках. Но все равно люди должны бережно, экономно относится к воде. Как вы думаете почему?(ответы детей).
Бежит вода, струится и прямо в домик твой
К ней надо относиться как к ценности большой.
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей!
Воспитатель: мы с вами знаем много пословиц и поговорок о воде, расскажите как вы понимаете смысл этих пословиц и покажите ваши рисунки к ним.
Дети показывают рисунки, выполненные дома и объясняют значение пословиц
Была бы водица, а зелень народится.
Вода везде путь найдет.
Где вода, там и жизнь.
Воспитатель: в заключении я хочу еще раз вам напомнить, что вода это главное богатство нашей планеты ,ее нужно беречь, не будет воды, не будет жизни.
В течении всей ООД звучала живая музыка, дети работали в разных местах группы.