Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Опыт работы МАДОУ по профилактике детского дорожного травматизма
11 минут 4171 1263

Опыт работы МАДОУ по профилактике детского дорожного травматизма

Minina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Минину Ольгу Александровну, заведующего МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Дюймовочка» г. Зарайска Московской области. Сегодня Ольга Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом работы по профилактике детского дорожного травматизма. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Александровны:

«Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребёнка на дорогах как второстепенному предмету. Изучение правил дорожного движения должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах».

Полезного чтения…


Опыт работы МАДОУ по профилактике детского дорожного травматизма

Посмотреть статью с фотографиями

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировалось государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.

Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей образовательных учреждений.

Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым непредсказуемым участником дорожного движения является ребёнок. Во многих ДТП он основной виновник. Из общего числа погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного возраста. Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребёнка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребёнок остался жив, получив травмы, пусть и легкие, морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.       

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребёнка на дорогах как второстепенному предмету. Изучение правил дорожного движения должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах.

Наш детский сад расположен в районе улицы Привокзальной с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Основная цель нашей работы формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребёнка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

           Основные задачи, которые мы ставим перед собой, это:

  1. Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  3. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
  4. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

При реализации этих задач значимую роль играет связь ДОУ с социальными институтами и общественными организациями. Стараемся эффективно решать задачу по осуществлению преемственности в работе детского сада и школы. Определили систему мероприятий, проводимых совместно с детьми и педагогами нашего детского сада и МБОУ СОШ №1,

Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . К сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем программу Р.Б. Стёркиной, Н.Н.Авдеевой , О.Л.Князевой. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Т.А. Шорыгину «Безопасные сказки»

На базе этих программ – творческой группой педагогов разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.

Ребёнок – пешеход

Главная задача детского сада в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети )

Ребёнок – водитель.

Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы в своём коллективе начинаем с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.

Ребёнок – пассажир.

Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

Ребёнок – инспектор

Знакомим с работой регулировщика, сотрудников ГБДД.

Обучая детей правилам дорожного движения мы используем такие формы работы как:

1. Обучающие и развивающие занятия, беседы.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)

В МАДОУ детском саду общеразвивающего вида № 3 «Дюймовочка» проходят встречи, беседы   по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с инспектором ОГИБДД ОМВД по Зарайскому району.  

2. Целевые прогулки.

Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

3. Индивидуальная работа.

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

4. Праздники и развлечения.

В нашем детском саду действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.

6. Создание групповых библиотек.

7. Развивающая среда.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления

8. Работа с педагогами.

Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.

9. Работа с родителями.

Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения на улице: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» С.Брант.

Мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок передвижек. В дальнейшем планируем проведение дней открытых дверей «Дорога и дети», совместные развлечения, викторины, экскурсии. Создан информационный стенд для родителей.

В результате проводимой работы можно отметить, что совместная работа детского сада, семьи, школы даёт возможность познакомить дошкольников с основными правилами дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице, учить адекватно вести себя в опасных ситуациях, быть самостоятельными, ответственными за своё поведение.

Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретённые в детском саду помогут будущим первоклассникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

В каждой возрастной группе создана соответствующая предметно - развивающая среда.

  • Малыши с удовольствием берут на себя роли пассажиров, играя в игру «Путешествие на автобусе».
  • Во время игр с игрушечным транспортом дети знакомятся с дорожными знаками, учатся ориентироваться в пространстве.
  • В процессе прогулок педагоги обращают внимание детей на разнообразие транспорта, поведение пешеходов, знакомят с работой светофора, назначение дорожных знаков.
  • В группах есть специально – оборудованные уголки, где сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, собран наглядный материал.
  • Силами педагогов изготовлены настольно – печатные и дидактические игры.
  • Немаловажное значение в работе с детьми имеет работа по накоплению наглядного, игрового материала. Такой материал накапливается постепенно, дети с удовольствием участвуют в изготовлении макетов, улиц, клеят дома, делают машины, деревья, знаки.
  • Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки о транспорте, дорожных знаках, решают кроссворды, ребусы – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.
  • В групповых библиотеках имеется соответствующая тематике детская художественная литература.
  • Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в рисунках, поделках, играх. Ребята лепят из пластилина всевозможные машины, пешеходов, дорожные знаки.

Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677