Дорогие друзья, мы рады представить вам Минину Ольгу Александровну, заведующего МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Дюймовочка» г. Зарайска Московской области. Сегодня Ольга Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом работы по профилактике детского дорожного травматизма. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Александровны:
«Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребёнка на дорогах как второстепенному предмету. Изучение правил дорожного движения должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах».
Полезного чтения…
Опыт работы МАДОУ по профилактике детского дорожного травматизма
Посмотреть статью с фотографиями
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировалось государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей образовательных учреждений.
Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым непредсказуемым участником дорожного движения является ребёнок. Во многих ДТП он основной виновник. Из общего числа погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного возраста. Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребёнка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребёнок остался жив, получив травмы, пусть и легкие, морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребёнка на дорогах как второстепенному предмету. Изучение правил дорожного движения должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах.
Наш детский сад расположен в районе улицы Привокзальной с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Основная цель нашей работы формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребёнка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой, это:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
При реализации этих задач значимую роль играет связь ДОУ с социальными институтами и общественными организациями. Стараемся эффективно решать задачу по осуществлению преемственности в работе детского сада и школы. Определили систему мероприятий, проводимых совместно с детьми и педагогами нашего детского сада и МБОУ СОШ №1,
Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . К сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем программу Р.Б. Стёркиной, Н.Н.Авдеевой , О.Л.Князевой. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Т.А. Шорыгину «Безопасные сказки»
На базе этих программ – творческой группой педагогов разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.
Ребёнок – пешеход
Главная задача детского сада в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети )
Ребёнок – водитель.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы в своём коллективе начинаем с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.
Ребёнок – пассажир.
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
Ребёнок – инспектор
Знакомим с работой регулировщика, сотрудников ГБДД.
Обучая детей правилам дорожного движения мы используем такие формы работы как:
1. Обучающие и развивающие занятия, беседы.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)
В МАДОУ детском саду общеразвивающего вида № 3 «Дюймовочка» проходят встречи, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с инспектором ОГИБДД ОМВД по Зарайскому району.
2. Целевые прогулки.
Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Праздники и развлечения.
В нашем детском саду действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.
Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.
6. Создание групповых библиотек.
7. Развивающая среда.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления
8. Работа с педагогами.
Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.
9. Работа с родителями.
Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения на улице: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» С.Брант.
Мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок передвижек. В дальнейшем планируем проведение дней открытых дверей «Дорога и дети», совместные развлечения, викторины, экскурсии. Создан информационный стенд для родителей.
В результате проводимой работы можно отметить, что совместная работа детского сада, семьи, школы даёт возможность познакомить дошкольников с основными правилами дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице, учить адекватно вести себя в опасных ситуациях, быть самостоятельными, ответственными за своё поведение.
Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретённые в детском саду помогут будущим первоклассникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
В каждой возрастной группе создана соответствующая предметно - развивающая среда.
- Малыши с удовольствием берут на себя роли пассажиров, играя в игру «Путешествие на автобусе».
- Во время игр с игрушечным транспортом дети знакомятся с дорожными знаками, учатся ориентироваться в пространстве.
- В процессе прогулок педагоги обращают внимание детей на разнообразие транспорта, поведение пешеходов, знакомят с работой светофора, назначение дорожных знаков.
- В группах есть специально – оборудованные уголки, где сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, собран наглядный материал.
- Силами педагогов изготовлены настольно – печатные и дидактические игры.
- Немаловажное значение в работе с детьми имеет работа по накоплению наглядного, игрового материала. Такой материал накапливается постепенно, дети с удовольствием участвуют в изготовлении макетов, улиц, клеят дома, делают машины, деревья, знаки.
- Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки о транспорте, дорожных знаках, решают кроссворды, ребусы – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.
- В групповых библиотеках имеется соответствующая тематике детская художественная литература.
- Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в рисунках, поделках, играх. Ребята лепят из пластилина всевозможные машины, пешеходов, дорожные знаки.
Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице.