Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формы работы с участниками образовательного процесса
11 минут 3509 1149

Формы работы с участниками образовательного процесса

Anikina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Аникину Люсию Николаевну, старшего воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Дюймовочка» г. Зарайска Московской области. Сегодня Люсия Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию формы работы с участниками образовательного процесса. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Люсии Николаевны:

«Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса».

Полезного чтения…


Формы работы с участниками образовательного процесса

То, что мы знаем,- ограниченно,

А то, чего мы не знаем,- бесконечно

П.Лаплас

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса выступают физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

Круг участников образовательного процесса назван в Законе об образовании , а также в Типовом положении о дошкольных учреждениях.

Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители), и педагогические работники.

В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения

Основная цель образовательного процесса - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья воспитанников, их полноценного развития и подготовки к обучению в школе.

Полноценный образовательный процесс невозможен без ряда условий:

 -организационно-педагогические условия – это согласование всех мероприятий, оптимальная загруженность педагогов.

 -морально-психологические условия – это проявление внимание к нуждам каждого участника образовательного процесса, умение видеть лучшие их качества.

 -материальные условия – это оснащение необходимым оборудованием и методическими материалами.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

 Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении широко используются различные формы в работе с педагогами.

Формы используемые в работе с педагогами нашего дошкольного учреждения:

-педагогические советы;

-консультации;

-«Школа молодого воспитателя»;

-открытый показ;

-взаимопосещения;

-семинары и семинары практикумы;

-психолого-педагогические консультации;

-самообразование;

-обобщение опыта работы;

-методический кабинет как форма работы с участниками образовательного процесса;

- освоение ИКТ,

- диагностика (анкетирование),

-работа в паре (для начинающих педагогов)

Методическая работа в нашем дошкольном учреждении – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов.

Наряду с традиционными формами методической работы идет поиск новый , активных форм работы.

Целью активных форм работы с педагогами я считаю развитие у них творческих способностей, познавательного интереса и творческого мышления.

 Особо актуальной является такая форма работыкак психолого-педагогические тренинги.

Девиз данного мероприятия:

«Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам».

  (Древняя мудрость)

 Педагогические тренинги преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.

Содержание тренингов включает:

-индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;

-работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи;

-проведение деловой игры;

-создание методических рекомендаций.

Тренинги способствуют формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и взаимопомощи;

Условия эффективности работы психолого-педагогических тренингов это:

-закрытость, т. е. постоянство состава;

-небольшое количество участников;

Он используется деятельности, в частности, для проведения тренингов и минутки психологической разгрузки педагогов, направленных на гармонизацию эмоционального фона и снятие нервного напряжения.

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в работу дошкольного учреждения.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как педагог может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

Использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. ИКТ ещё только начинают внедряться в дошкольное образование, т.к. это связано с необходимостью обеспечения достаточной материально-технической базой и сформированностью ИКТ – компетентности педагога.

Начиная с 2011 года у нас проходят семинары по использованию ИКТ и компьютерной грамотности.

Все педагоги были поделены на начинающих пользователей, пользователей среднего уровня и продвинутых пользователей. Был разработан план, определены руководители.

Подключение к сети -Интернет позволило нам делиться собственным опытом работы, знакомиться с передовым опытом коллег.

Как я ранее отмечала, материальные условия - это одна из составляющих полноценного образовательного процесса.

Главную роль здесь играет методический кабинет.  

Методический кабинет в нашем дошкольном учреждении – это копилка традиций детского сада.        

Материал методического кабинета разделен на несколько разделов:

-нормативные и инструктивные материалы;

-методическая и справочная литература;

-детская художественная литература;

-методические материалы, рекомендации;

-дидактический, наглядный материал (демонстрационный и раздаточный материал).

Библиотека содержит детскую художественную литературу. Дети могут придти в сопровождении взрослого на просмотр и чтение книг.

Методический кабинет оснащен оргтехникой (компьютерами, принтер, сканер, копир) это предоставляет дополнительные возможности для реализации задач методической работы с педагогическими кадрами.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается нами, как взаимная деятельность ответственных взрослых.

Формы используемые мной в работе с родителями:

-родительские собрания;

-Дни открытых дверей:

-«Школа молодой семьи»;

-совместные физкультурные мероприятия;

-метод проектов

-выставки ручного творчества

-выпуск альбомов « Наша жизнь в ДОУ»

Исходя из практики работы, все чаще встает вопрос о необходимости обучения родителей методам личностно-ориентированного общения с ребенком. Поэтому в рамках « Школы молодой семьи» у нас успешно проводятся семинары– практикумы .

Семинары практикумы для родителей проходят по разным темам:

- « Игрушка самоделка»;

- « Современные настольные игры»

- «Дни здоровья»

Во время таких мероприятий происходит общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Такая форма работы, на наш взгляд, полезна и родителям и детям и дошкольному учреждению.

Очень продуктивной является такая форма работы как тематические выставки, где родители совместно с детьми изготавливают поделки, наглядные пособие. Данные выставки мы используем как итоговое мероприятие при комплексно-тематическом планировании.

Еще одна форма работы с родителями - виртуальный информационный ресурс нашего ДОУ – сайт детского сада. Сайт предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и отдельно взятой группы.

На сайте размещаются фото-отчеты о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, что позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей.

Кроме этого наш сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию своих детей.

Зачем дошкольнику учиться? Незачем. Учиться он будет потом: в школе, колледже, институте… А пока все, что нужно человеку трех-четырех и даже пяти-шести лет, — это развитие: развитие всех его потенциалов.

И здесь особую роль мы уделяем формам работы с детьми.

Формы работы с детьми.

-непосредственно - образовательная деятельность

-экскурсии;

-метод проектов;

-игры – путешествия;

-экспериментирование;

Существует непосредственно образовательная деятельность, которую условно можно мы называем играми-путешествиями, они обычно бывают заключительными в освоении какой -либо темы.

В ходе такой формы работы дети движутся от задания к заданию к назначенной цели, и обычно в конце получают приз за успешную работу.

В играх - путешествиях также   часто присутствует персонаж, которому дети оказывают помощь на пути к поставленной цели.

Используем мы и проектную деятельность. Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Главным методом в своей работе я считаю должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод или форма работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608