Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кокиной Надеждой Александровной, учителем-логопедом МБУ «Детский сад № 43 «Гнёздышко» г. Тольятти Самарской области. Сегодня Надежда Александровна с удовольствием делится с нами полезным материалом о роли дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ при инклюзивном обучении в соответствии с ФГОС. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Надежды Александровны:
«В данной статье раскрывается необходимость инклюзивного подхода в специальном обучении детей в свете модернизации российского образования. Освещаются задачи и направления работы по формированию грамматического строя речи детей с ОВЗ на примере использования дидактических игр и упражнений».
Полезного чтения…
Концепция инклюзивного обучения является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Построение образовательного процесса в ДОУ, которое реализует инклюзивную практику, ориентируясь на ФГОС, диктует необходимость создания структурно – функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, общее развитие ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, анализировать, правильно излагать свои мысли.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Перед современным педагогом стоит цель создать условия для полноценного формирования грамматического компонента языковой способности, механизма грамматического структурирования высказывания в процессе речепорождения в единстве его мотивационной, исполнительской. Ориентировочной и контролирующей составляющих. Достижение этой цели опирается на естественную потребность ребенка в общении, в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме.
Задачи раздела по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольников рассматривают в трех направлениях:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
- Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
В развитии детей дошкольного возраста большой удельный вес занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребенком правильной формы слова.
Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей группы, анализа причин их грамматических ошибок.
В работе над формированием грамматического строя речи у детей выделяют следующие направления:
- Предупреждение появления у детей грамматических ошибок;
- Эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
- Содействие грамматической правильности речи окружающих взрослых;
- Совершенствование синтаксической стороны речи.
В развитии детей дошкольного возраста большой удельный вес занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребенком правильной формы слова.
Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей группы, анализа причин их грамматических ошибок.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в организованной деятельности и в повседневном общении.
Основным методом работы является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и дидактических упражнений.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В педагогическом процессе могут широко использоваться сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.
Наряду с такими играми, использовали дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Такие игры были разработаны замечательными педагогами – О.И.Соловьевой, Л.А.Пеньевской, М.М.Кониной, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, В.В.Гербовой. Эти игры помогают детям в детском саду освоить трудные формы грамматики.
Дидактические игры и дидактические упражнения очень разнообразны и могут широко использоваться в работе педагогов:
- д /и «Исправь словечко» - заменить, добавить или вставить звук или букву в слово, чтобы получилось другое слово;
- д/и «Сломанный телевизор» - дети по губам «читают» и догадываются, о каком слове или предложении говорит диктор;
- д/и «Озорной котёнок» - распутать клубок слов, который запутал озорной котёнок, и прочитать получившиеся слова
- д/и «Составь предложение» - расставить перепутанные слова в предложении;
- д/и «Письмо с ошибками» - практическое овладение навыком использования в речи относительных и притяжательных прилагательных и согласование прилагательных с существительными
- д/и «Чего не стало?» - использование существительных и прилагательных в форме единственного и множественного числа существительных;
- д/и «Шейте сами» - соотнесение частей и деталей одежды с целостным предметом одежды, согласуя в числе, роде и падеже.
- Д/и «Где лежат вещи?» - правильное употребление предлогов в речи детей: и другие дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры и упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно, живо. Только, играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Список используемой литературы:
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой «От рождения до школы. Соответствует ФГОС». Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014г.
2. Н.В.Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С 3до 7 лет». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Москва, «Просвещение». 2000 г.
4. Козлова С. Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика. Москва, «Просвещение». 2009 г.