Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Крюкову Татьяну Андреевну, преподавателя первой квалификационной категории МОУДОД «Снегиревская детская школа искусств» г.п. Снегири Московской области. Сегодня Татьяна Андреевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Методическую разработку «Творческое состояние и совершенствование преподавателем своего мастерства».Данный материал будет полезен преподавателям фортепианного класса в ДШИ и ДМШ.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Андреевны:
«В данной работе представлены: - разные приемы, методы и формы активности преподавателей способствующие созданию на уроке атмосферы творчества. Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей».
Профессионального чтения…
Методическая разработка «Творческое состояние и совершенствование преподавателем своего мастерства».
«Без личного труда, - говорил Ушинский,- человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»
Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько ТВОРЧЕСКИ занимается преподаватель. Не следует думать, что педагогическое творчество - удел немногих избранных натур. В той или иной степени оно доступно и рядовому преподавателю.
Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью УВЛЕЧЕНИЯ процессом занятий и максимальной КОНЦЕНТРАЦИЕЙ на нем ВНИМАНИЯ. В это время у преподавателя наблюдается повышено острое ощущение достоинств и недостатков исполнения ученика и ясное осознание путей для достижения цели.
Иногда приходится слышать мнение , что творческое состояние есть нечто совершенно стихийное, не подчиняющееся воспитанию, ни в какой степени не зависящее от воли человека. Эта точка зрения не может считаться правильной Конечно никто не берется утверждать, что всегда, в любую минуту возможно вызвать в себе желаемое творческое состояние. Но во всяком случае в известной мере это состояние все же подвластно человеку.
Вспомним высказывания ряда композиторов, писателей и других деятелей искусства. Чайковский говорил, что в отношении работы он обладает «железной волей…» В одном из писем он писал что вдохновенье – гостья, которая не любит посещать ленивых, и что она является к тем, кто призывает. Педагог может и должен вызывать в себе интерес к занятиям. При желании в каждом, на первый взгляд неинтересном, случае в педагогической практике можно найти что-либо интересное.
Допустим, ученик не в состоянии преодолеть какое-нибудь трудное место или ленится и не выполняет задания или не проявляет достаточной музыкальной чуткости. Педагог раздражается, повторяет без конца одни и те же замечания, в результате чего у него складывается постепенное отношение к педагогике как к чрезвычайно скучной профессии. Между тем, если бы педагог иначе подошел к разрешению стоящих перед ним задач, такого положения могло бы и не создаться.
Вместо того чтобы заниматься с учениками «долбежкой», надо было направить свое внимание на выяснение причин замеченных недостатков, отнестись к стоящим трудностям как к творческим задачам, и тогда многое, казавшееся ранее неинтересным, стало бы увлекательным. Даже при изучении какого–либо произведения, которое могло бы уже надоесть педагогу, так как он проходил его не один десяток раз, надо уметь заинтересоваться им, открывая в нем не один десяток раз, надо уметь заинтересоваться им, открывая в нем новые детали, новые возможности его трактовки учениками самой различной индивидуальности.
Творческая уверенность педагога в своих действиях тесно связана с обостренной наблюдательностью: преподаватель должен слышать предельно ясно игру ученика и замечать все детали движений его рук, лица. Некоторые преподаватели подменяют творческое состояние искусственной взвинченностью, много и быстро говорят, играют, напевают, мало заботясь о реагировании ученика на их слова. Для преподавателя обязательно полное владение своим нервным тонусом, но и притворная ласковость чувствуется ребенком. Добиваться результатов при помощи непрерывных окриков при строгом педагоге ведет, по существу, к роли «дрессировщика» Характерной чертой в ДМШ является скупость на словесные одобрения при щедрости на высокие отметки. Правильно подчеркивать удачи, а не недостатки.
Ответственные задачи, стоящие перед преподавателем специального класса, требуют от него систематической работой над собой, над повышением педагогического мастерства. Что необходимо для совершенствования преподавателя, для того чтобы его работа непрерывно улучшалась? Прежде всего для этого должны быть соответствующие СТИМУЛЫ. Они могут быть различными. Некоторыми преподавателями ( совершенно так же, как и учащимся) руководят в значительной мере честолюбивые стремления. Такого рода побуждения в известной мере способствуют успеху работы, но их нельзя признать стимулами истинными, достойными высокого звания преподавателя. Соответственно средствам и успех, порожденный ими, неглубок, непрочен ,он также отличен от успеха подлинного. Преподаватели- честолюбцы стремятся во всем быть первыми. Ради этого они завербовывают себе лучших учеников и освобождаются от учеников средних, «трудных» Но кого этим они наказывают в первую очередь? Самих же себя. Их воля , их искания все больше отклоняются от истинных педагогических целей, их мастерство, перестав оттачиваться в борьбе с трудностями, постепенно хиреет. Ложному стимулу честолюбия необходимо со всей решительностью противопоставить истинный стимул совершенствования педагогического мастерства- горячую заинтересованность делом, при котором высокая степень осознания ответственности стоящих задач органически сочетается с чувством любви к своей работе, к искусству, к ученикам. Этот стимул ведет к подлинному успеху в педагогической работе, к тому, что преподаватель не отказывается от «трудных» учеников, напротив, они иногда вызывают особый его интерес, и успехи в работе с ним приносят ему особое удовлетворение. Когда работа по настоящему увлекает преподавателя, его жизнь становится наполненной, содержательной, ему легче становится преодолевать трудности ,стоящие на пути. Такой преподаватель, как не покажется это парадоксальным, с возрастом все больше молодеет и к старости оказывается порой более юным душой и современным по своим взглядам, чем его молодые коллеги. Он продолжает интересоваться своим делом и после того, как вышел на пенсию и, казалось бы, мог спокойно отдохнуть. Он остается непременным посетителем концертов учащихся, его всегда увидишь на методических докладах сидящим в первых рядах и жадно ловящим каждую мысль лектора.
Поистине замечательные эти люди, с которых надо брать пример молодым преподавателям и опыт которых надо внимательно изучать.
Как формируется такой преподаватель, как рождается эта подлинная увлеченность педагогической работой? Очень во многом это зависит от самого преподавателя. Преподаватель может активно влиять на свое творческое состояние во время урока. Точно таким же образом он может вызвать в себе интерес к педагогической деятельности в целом. Вернейший путь к этому- возможно более глубокое вникание в самую сущность педагогического процесса, всесторонний анализ ведущейся с каждым учеником, ее достижений и недостатков, Подобно тому как он учит своих учеников доискиваться первопричины всех явлений и почаще задаваться вопросом «почему?», он должен и сам идти тем же путем, ставить перед собой аналогичные вопросы. Внутренний мир каждого, даже рядового ученика, так богат и к тому же находится в постоянном развитии, так многообразны те связи с искусством, в какие вступают растущие музыканты, так содержательна литература, изучаемая в классе, что каждый соприкасающийся со всем этим , если он только начнет серьезно задумываться над возникающими проблемами, не сможет. Конечно остаться безучастным, незаинтересованным наблюдателем.
Анализ педагогического процесса, рождающий интерес к нему, неразрывно связан с КРИТИЧЕСКИМ отношением преподавателя к своей работе. Выработанная долгим воспитанием привычка оценивать свои достижения и неудачи на педагогическом поприще- необходимое условие успешного совершенствования преподавателем мастерства. Большое значение при этом имеет способность видеть отражение своей работы в исполнении учеников, более того- во всем отношении их к себе, к искусству , к жизни. Счастлив тот , кто сумел создать такое зеркало, помогающее ему лучше распознавать свои достоинства и недостатки. Такой преподаватель сможет по настоящему оценить афоризм А.Б. Гольденвейзера: «Многое мне дали мои учителя, большему я обязан самому себе, больше же всего меня научили мои ученики».
Очень важно внимательнейшим образом прислушиваться к мнению своих коллег. К сожалению, иногда приходится встречаться с чрезвычайно болезненной реакцией на дружескую критику коллег, когда замечания, направленные на улучшение работы, воспринимаются как сведение личных счетов или попытка дискредитировать преподавателя. Такие явления обычно свидетельствуют о недостатках работы коллектива школы и во всяком случае о неправильном отношении к критике со стороны критикуемого, не умение понять мотивы критики и найти в ней рациональное зерно. Нет сомнения в том, что преподаватели такого рода причиняют сами себе значительный вред, лишают себя фактически действенной помощи со стороны тех, кто может эту помощь оказать. насколько разумнее поступает тот, кто ставит себя с коллегами в такое положение, когда ему могут сказать правду в глаза и знают, что ее правильно воспримет. Самокритичность не должна превращаться в бесконечное копание в собственных ошибках, что может привести к нежелательным последствиям. Среди преподавателей есть такая категория людей, вечно в себе сомневающихся, не верящих в свои силы, и этим, конечно, вредящих своей работе. Бороться с таким недостатком должен прежде всего преподаватель. Наиболее действенное средство для его преодоления- переключение психоанализа с отрицательных явлений на положительные, стремление осознать причины не только неудач, но и своих успехов- они всегда имеются, даже в периоды «невезения», полосы неудач- и закрепить их на практике. Когда преподаватель убедится, что он хотя бы в каких-то разделах работы и при занятиях с некоторыми учениками умеет достигать успехов, тогда у него начинает прибавляться уверенность в своих силах, в возможность преодоления и других недочетов своей работы.
Многое, конечно, в таких случаях может сделать коллектив, руководство учебного заведения. Можно вполне согласиться с высказываниями Макаренко, подчеркивавшего громадное значение школьного коллектива, видевшего в нем самостоятельный «живой организм». Действительно, коллектив преподавателей, учащихся и административно- технического персонала может сыграть громадную роль в судьбе его членов. Чуткое и доброжелательное отношение со стороны коллектива и в первую очередь коллег- преподавателей создает хорошую трудовую атмосферу, благоприятствующую поднятию тонуса преподавательской работы в учебном заведении и способствующую творческому росту каждого преподавателя.
Одно из важных средств повышения преподавателем своего мастерства – систематическая работа за инструментом и исполнительская деятельность. То, у кого значительный концертный опыт, будет совсем иначе преподавать, чем тот , кто этого опыта не имеет. Тот, кто может хорошо исполнить произведение, будет над ним и с учеником работать глубже и интереснее того, кто сам произведения не играл ( при прочих равных условиях). Высказывая это соображение, хотелось бы предостеречь и от сужения преподавательского репертуара кругом любимых преподавателем сочинений, которые он сам некогда успешно исполнял. На практике иной раз приходится наблюдать, что преподаватель из года в год дает одни и те же пьесы или во всяком случае основной репертуар его класса мало обновляется. Конечно, повторение пройденных сочинений с другими учениками и вполне возможно и даже желательно: это дает возможность более гибко и тонко работать над ними, помогает оттачивать преподавательское мастерство. Но, наряду с прохождением уже находившихся в работе произведений. Очень важно неустанно пополнять свой педагогический материал. Отсутствие этого обычно бывает верным показателем сужения круга интересов преподавателя, начинающегося периода застоя в его работе над собой и, в частности, его исполнительской деятельности. Нередко приходится наблюдать . как молодые преподаватели уже через несколько лет после окончания учебного заведения совсем перестают играть публично и свои выступления ограничивают сопровождением концертов учеников. Иногда в таких случаях ссылаются на загруженность педагогической работой или на какие- либо иные трудности. Чаще, однако, этим стремятся скрыть - и от себя и от других -действительные причины, связанные с недостаточным интересом к концертной деятельности, иногда боязнью ее. А - увы!- у начинающих предаваться самоуспокоенности к этому примешивается боязнь уронить свое достоинство. В этих случаях особенно важно, чтобы на помощь пришел коллектив, осуществлять тематические вечера, музыкально- просветительские мероприятия, которые вовлекают весь коллектив в исполнительскую деятельность. В таких случаях для каждого может найтись работа. Некоторые выступят в качестве солистов, другие исполнят ансамбли или проаккомпанируют вокалистам и инструменталистам. Во всех этих случаях не только проводится общественно полезное мероприятие, но и будет развертываться столь необходимая для успеха работы учебного заведения исполнительская деятельность его преподавателей. Повышение мастерства требует от преподавателя неустанного расширения знаний во всем, что касается его работы, оно немыслимо без живого интереса ко всему новому, появляющемуся в своей специальной работе. Хороший преподаватель внимательно следит за появляющимися изданиями новых сочинений и переизданиями старых. Некоторые преподаватели имеют обыкновение при ознакомлении с новой педагогической литературой выписывать себе в особую тетрадь краткие данные о произведении, которое привлекло их внимание, автора, название, примерный класс, основной характер и т. п., иногда даже начальные такты. Такую репертуарную тетрадь, выросшую в целую книгу, имела например , В.Ю. Зограф – Плаксина, основательница и многолетний директор музыкального училища при Московской консерватории. Трудно переоценить значение подобных, «для себя» сделанных репертуарных списков. Каждый преподаватель сможет легко оценить их пользу, когда ему придется составлять индивидуальные планы Для учеников своего класса. При таком методе работы, который очень хочется рекомендовать молодому преподавателю. Несравненно быстрее запоминаются новые сочинения и обогащается репертуар преподавателя.
Важно чтобы преподаватель проявлял интерес и к новым методам преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их для обновления своей методики и программы.
Работа над повышением педагогического мастерства предполагает неустанную заботу о расширении своего политического и культурного кругозора- посещение концертов, чтение книг по искусству, исполнительским проблемам, общим и специальным вопросам педагогики, активное участие в методической работе учебного заведения.
Понятию «педагогическое творчество» всегда сопутствуют слова «ПОИСК», «ВДОХНОВЕНИЕ», «ПОДВИЖНИЧЕСТВО»
Наше дело маленькое (и очень большое в то же время)- играть так нашу изумительную чудесную фортепианную литературу, чтобы она нравилась слушателю, чтобы она заставляла сильнее любить жизнь, сильнее чувствовать, сильнее желать, глубже понимать……
Список литературы:
Г. Коган. «Работа пианиста»
Л.А. Баренбой. «Фортепианная педагогика»
А Алексеев. « Методика обучения игре на фортепиано»