Дорогие друзья, сегодня сотрудники МБУ детского сада № 78 «Незабудка» г. Тольятти Самарской области Подгорнова Любовь Николаевна, заведующий, Буравлева Ася Ниязова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Иванцова Галина Анатольевна, педагог-психолог любезно поделятся своим профессиональным опытом по формированию родительской компетентности по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий коучинга в соответствии с ФГОС ДО. Статья будет интересна педагогам-психологам дошкольного учреждения, а также педагогам и родителям дошкольников.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Ценность использования коучинговых технологий состоит в том, что у родителей растет вера в собственные возможности; работа совместно с другими родителями вызывает удовольствие и вдохновение, развивается осознанность и ответственность родителей в воспитании ребенка»
Познавательного чтения…
Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшего дошкольного возраста
Цель встречи: знакомство родителей (законных представителей) с понятием «позитивное родительство», развитие навыков осознанного выбора в запуске тех эмоций, которые порождают позитивный исход в общении с собственным ребенком.
Время проведения: 60-90 минут
Формы и методы: техника шкалирования, техника «быть, делать, иметь», «колесо», открытые вопросы, рефлексия, письмо «самому себе».
Предполагаемый результат: развитие ответственного родительства на основе позитивной установки, желания пробовать, идти дальше, осознать шаги продвижения к целям.
Предварительная работа: родителям предлагалось заранее изготовить большие ромашки из бумаги, на лепестках которой они записывают свои ласковые обращения к ребенку.
Рекомендации по подготовке встречи:
- Взаимодействие с акцентом на позитив
- Ведущий встречи – это не назидание и контроль, а вдохновитель и поддержка.
Для этого педагог-психолог должен владеть умением формулировать открытые вопросы, порождающие большую ясность, отражающие активное слушание, пробуждающие веру в собственные возможности.
Во время проведения мастер-класса не оценивать ответы родителей как «правильные» и «неправильные», «хорошие и плохие», а рассматривать с позиции «позитивно», «эффективно».
1 этап – введение.
Добрый день .Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, определяющему содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, образовательный процесс в МБУ должен быть направлен на решение ряда задач, в том числе:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- уважение взрослого к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях с способностях.
Хочется привести слова Энди Коупа из книги «Искусство быть великолепным»: «В грандиозной системе мироздания мы целиком и полностью представляем собой ничтожные крупицы жизни… Однако для тех, с кем мы живем и работаем (и в особенности для наших детей), мы невероятно важны, потому что создаем часть их мира. Мы формируем их характеры и системы убеждений, влияем на качество их жизни. Ребята, мы важны!
2 этап – вдохновение.
Игра в имена. Участники называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени
За окном осень вступила в свои права, листья осыпаются дождем, часто моросит дождик и печаль стучится в сердце. Но нам сегодня с Вами повезло, потому что у нас есть наши дети, которые способны в одночасье избавить нас от тоски, вернуть вкус к жизни и помочь выработать устойчивый иммунитет к хандре и унынью; и вдвойне повезло, что мы сейчас находимся здесь, в этой группе, где так ярко светят солнышки, изготовленные вашими руками.
(презентация своих работ по домашнему заданию)
Посмотрите, какие разные «солнышки» у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними.
3 этап - основной
Одним из признаков позитивного родительства являются утверждения о том, что ребенок имеет право совершать ошибки, может выражать негативные эмоции. Следовательно, может послужить спусковым крючком для наших негативных эмоций. Поговорим о том, как поступают позитивные родители.
Во-первых, позитивные родители придерживаются следующих принципов:
- ребенок может быть другим и отличаться от других
- ребенок может совершать ошибки
- ребенок может выражать негативные эмоции
- ребенок может сказать «нет», но последе слово остается за родителями.
Во-вторых, позитивные родители выбирают быть позитивными людьми. Их установки:
- 10% жизни состоит из того, что случается с вами
- 90% жизни определяется тем, как вы реагируете на те 10%
Техника шкалирования
Нарисуйте горизонтальную стрелку-шкалу от 1 до 10 (10 – это идеальный позитивный родитель)
Отметьте, где Вы сейчас находитесь по отношению к идеальному для Вас результату.
Вопрос: Как Вы думаете, насколько вы являетесь позитивным родителем для своего ребенка? Представьте себе, как будет проходить ваше общение с ребенком, когда достигнете наилучшего результата? Как вы поймете, что достигли цели? Что сделаете, чтобы приблизиться к результату?
А сейчас давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными для нас сегодня глазами.
Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое.
Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и кажется, выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес «обидчика», ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно — при условии правильного воспитания.
Техника «Колесо»
Для выполнения данного упражнения вам потребуется лист бумаги и карандаш.
- Сначала перечислите основные области психолого-педагогического воспитания. Выделите 6-8 основных аспектов.
- Как вы будете оценивать себя, достаточно ли у вас психолого-педагогических знаний для успешного воспитания ребенка? Где вы черпаете свои познания?
- Теперь нарисуйте окружность и проведите несколько линей, разделив ее таким образом на равные сегменты в соответствии с числом направлений, которые вы выделили.
- Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у ее края.
- Соедините линиями отметки, отражающие вашу оценку в каждой из областей проекта. Теперь у вас получилась наглядная картина положения дел в области психолого-педагогических познаний.
- Проанализируйте полученный результат. Ваше колесо покатится? Какие области требуют вашего особого внимания в данный момент? Что именно необходимо изменить? Что будете делать дальше?
- Что вы будете делать, чтобы повысить свою компетентность в вопросах воспитания ребенка?
Родители выполняют упражнение и отвечают на вопросы.
Вопрос: Какого ребенка хотите иметь в плане развития и в процессе воспитания? Как вы можете этого достичь?
Техника: Быть Делать Иметь
Вопрос: Как вы узнаете, что правильно воспитываете своего ребенка?
Если обобщить все сказанное, получается, что ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. И даже порядок рождения наших малышей влияет на формирование характера, на возникновение тех или иных черт характера.
Старшему ребенку в семье часто бывают свойственны: ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он нередко берет на себя некоторые родительские функции, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благополучие, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и потому часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6лет, то появление брата или сестры может вызвать сильный стресс
Младшему ребенку в семье бывают в большей мере свойственны: беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. К его достижениям родители относятся, как правило, менее требовательно. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда «малышом». Могут возникнуть проблемы с самодисциплиной.
Средний ребенок может показывать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинацию, но лишены авторитета старшего и спонтанности младшего и вынуждены бороться за то, чтобы быть замеченными, и получить свое место в семье.
Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, он может уже в детстве походить на маленького взрослого
Если разница в возрасте составляет больше 5–6 лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку. Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятно, что дети будут вступать в конкуренцию за достижения между собой.
Никто не знает, что ждет его, да и каждого из нас, и пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт. Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?
Где же малыш получает больше всего ударов?
Родители отвечают
Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции. Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие и в общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.
Что может сделать родитель?
- Попытаться непосредственно повлиять на ребенка
- Повлиять на самого себя
- Попытаться повлиять на обстоятельства
Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я – сообщение», «Ты – сообщение»
Например:
Ты сообщение
Родитель устал – Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я – плохой»
Я – сообщение
Родитель устал – я очень устал – Реакция ребенка «Мама устала»
Цель «Я высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты – высказывание часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь.
Упражнение «Переделай ты - сообщение»
- Ты постоянно не можешь завязать шнурки (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно»)
- Тебе бесполезно что-то говорить, ты никогда не слушаешь (когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным…)
- Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой («Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой»).
Техника шкалирования
А сейчас оцените уровень своей компетентности в вопросах воспитания своего ребенка.
Вопрос: Где вы находитесь сейчас? Как узнаете, что достигли своей цели? Как другие люди заметят, что вы достигли своей цели?
4 этап – домашнее задание
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
5 этап - рефлексия
- Что нового сегодня для себя вы узнали?
- Какие качества открыли в себе?
- Что вы возьмете с собой?
Ведущий раздает цветные листики для писем в идее сердец.
Завершая нашу встречу, я попросила бы написать несколько строк письма самому себе, пусть оно начинается со слов: «Я благодарна (ен) себе за… и желаю себе…»
6 этап – благодарность
Уважаемые родители, я желаю Вам наслаждаться маленькими радостями, и однажды вы можете оглянуться назад и понять, что они были большим счастьем (Роберт Бролт)
Спасибо за работу!
Список литературы:
- Искусство быть великолепным / Энди Коуп и Энди Уиттейкер; -М.: Эксмо, 2014.
- Начни жизнь заново! 4 шага к новой реальности/ А. Свияш.-Москва: Астрель, 2013г.
- Коактивный коучинг. /Л. Уитворт, Г.Кимси-Хаус, Фил Сэндал.- Москва, 2010г.