Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование родительской компетентности по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий коучинга в соответствии с ФГОС ДО
17 минут 3066 620

Формирование родительской компетентности по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий коучинга в соответствии с ФГОС ДО

nezabudka fotoДорогие друзья, сегодня сотрудники МБУ детского сада № 78 «Незабудка» г. Тольятти Самарской области Подгорнова Любовь Николаевна, заведующий, Буравлева Ася Ниязова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Иванцова Галина Анатольевна, педагог-психолог любезно поделятся своим профессиональным опытом по формированию родительской компетентности по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий коучинга в соответствии с ФГОС ДО. Статья будет интересна педагогам-психологам дошкольного учреждения, а также педагогам и родителям дошкольников.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Ценность использования коучинговых технологий состоит в том, что у родителей растет вера в собственные возможности; работа совместно с другими родителями вызывает удовольствие и вдохновение, развивается осознанность и ответственность родителей в воспитании ребенка»

Познавательного чтения…


Формирование родительской компетентности по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий коучинга в соответствии с ФГОС ДО

Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшего дошкольного возраста

Цель встречи: знакомство родителей (законных представителей) с понятием «позитивное родительство», развитие навыков осознанного выбора в запуске тех эмоций, которые порождают позитивный исход в общении с собственным ребенком.

Время проведения: 60-90 минут

Формы и методы: техника шкалирования, техника «быть, делать, иметь», «колесо», открытые вопросы, рефлексия, письмо «самому себе».

Предполагаемый результат: развитие ответственного родительства на основе позитивной установки, желания пробовать, идти дальше, осознать шаги продвижения к целям.

Предварительная работа: родителям предлагалось заранее изготовить большие ромашки из бумаги, на лепестках которой они записывают свои ласковые обращения к ребенку.

Рекомендации по подготовке встречи:

  • Взаимодействие с акцентом на позитив
  • Ведущий встречи – это не назидание и контроль, а вдохновитель и поддержка.

Для этого педагог-психолог должен владеть умением формулировать открытые вопросы, порождающие большую ясность, отражающие активное слушание, пробуждающие веру в собственные возможности.

Во время проведения мастер-класса не оценивать ответы родителей как «правильные» и «неправильные», «хорошие и плохие», а рассматривать с позиции «позитивно», «эффективно».

1 этап – введение.

Добрый день .Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, определяющему содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, образовательный процесс в МБУ должен быть направлен на решение ряда задач, в том числе:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • уважение взрослого к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях с способностях.

Хочется привести слова Энди Коупа из книги «Искусство быть великолепным»: «В грандиозной системе мироздания мы целиком и полностью представляем собой ничтожные крупицы жизни… Однако для тех, с кем мы живем и работаем (и в особенности для наших детей), мы невероятно важны, потому что создаем часть их мира. Мы формируем их характеры и системы убеждений, влияем на качество их жизни. Ребята, мы важны!

2 этап – вдохновение.

Игра в имена. Участники называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени

За окном осень вступила в свои права, листья осыпаются дождем, часто моросит дождик и печаль стучится в сердце. Но нам сегодня с Вами повезло, потому что у нас есть наши дети, которые способны в одночасье избавить нас от тоски, вернуть вкус к жизни и помочь выработать устойчивый иммунитет к хандре и унынью; и вдвойне повезло, что мы сейчас находимся здесь, в этой группе, где так ярко светят солнышки, изготовленные вашими руками.

(презентация своих работ по домашнему заданию)

Посмотрите, какие разные «солнышки» у вас ока­зались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними.

3 этап - основной

Одним из признаков позитивного родительства являются утверждения о том, что ребенок имеет право совершать ошибки, может выражать негативные эмоции. Следовательно, может послужить спусковым крючком для наших негативных эмоций. Поговорим о том, как поступают позитивные родители.

Во-первых, позитивные родители придерживаются следующих принципов:

  • ребенок может быть другим и отличаться от других
  • ребенок может совершать ошибки
  • ребенок может выражать негативные эмоции
  • ребенок может сказать «нет», но последе слово остается за родителями.

Во-вторых, позитивные родители выбирают быть позитивными людьми. Их установки:

  • 10% жизни состоит из того, что случается с вами
  • 90% жизни определяется тем, как вы реагируете на те 10%

Техника шкалирования

Нарисуйте горизонтальную стрелку-шкалу от 1 до 10 (10 – это идеальный позитивный родитель)

Отметьте, где Вы сейчас находитесь по отношению к идеальному для Вас результату.

Вопрос: Как Вы думаете, насколько вы являетесь позитивным родителем для своего ребенка? Представьте себе, как будет проходить ваше общение с ребенком, когда достигнете наилучшего результата? Как вы поймете, что достигли цели? Что сделаете, чтобы приблизиться к результату?

А сейчас давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными для нас сегодня глазами.

Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое.

Современный мир устроен так, что сегодня все благопо­лучно, а завтра все идет кувырком и кажется, выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Ог­радить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в ад­рес «обидчика», ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно — при условии правильного воспитания.

Техника «Колесо»

Для выполнения данного упражнения вам потребуется лист бумаги и карандаш.

  • Сначала перечислите основные области психолого-педагогического воспитания. Выделите 6-8 основных аспектов.
  • Как вы будете оценивать себя, достаточно ли у вас психолого-педагогических знаний для успешного воспитания ребенка? Где вы черпаете свои познания?
  • Теперь нарисуйте окружность и проведите несколько линей, разделив ее таким образом на равные сегменты в соответствии с числом направлений, которые вы выделили.
  • Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у ее края.
  • Соедините линиями отметки, отражающие вашу оценку в каждой из областей проекта. Теперь у вас получилась наглядная картина положения дел в области психолого-педагогических познаний.
  • Проанализируйте полученный результат. Ваше колесо покатится? Какие области требуют вашего особого внимания в данный момент? Что именно необходимо изменить? Что будете делать дальше?
  • Что вы будете делать, чтобы повысить свою компетентность в вопросах воспитания ребенка?

Родители выполняют упражнение и отвечают на вопросы.

Вопрос: Какого ребенка хотите иметь в плане развития и в процессе воспитания? Как вы можете этого достичь?

Техника: Быть                 Делать                               Иметь

Вопрос: Как вы узнаете, что правильно воспитываете своего ребенка?

Если обобщить все сказанное, получается, что ребенок не соответствует некоему эта­лону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, малыш действительно чем-то напоми­нает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудно­стей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. И даже порядок рождения наших малышей влияет на формирование характера, на возникновение тех или иных черт характера.

Старшему ребенку в семье часто бывают свойственны: ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он нередко берет на себя некоторые родительские функции, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благополучие, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и потому часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6лет, то появление брата или сестры может вызвать сильный стресс

Младшему ребенку в семье бывают в большей мере свойственны: беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. К его достижениям родители относятся, как правило, менее требовательно. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда «малышом». Могут возникнуть проблемы с самодисциплиной.

Средний ребенок может показывать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинацию, но лишены авторитета старшего и спонтанности младшего и вынуждены бороться за то, чтобы быть замеченными, и получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, он может уже в детстве походить на маленького взрослого

Если разница в возрасте составляет больше 5–6 лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку. Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятно, что дети будут вступать в конкуренцию за достижения между собой.

Никто не знает, что ждет его, да и каждого из нас, и приго­дятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт. Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же малыш получает больше всего ударов?

Родители отвечают

Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положитель­ные эмоции. Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие и в общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.

         Что может сделать родитель?

  • Попытаться непосредственно повлиять на ребенка
  • Повлиять на самого себя
  • Попытаться повлиять на обстоятельства

Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я – сообщение», «Ты – сообщение»

Например:

Ты сообщение

Родитель устал – Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я – плохой»

Я – сообщение

Родитель устал – я очень устал – Реакция ребенка «Мама устала»

Цель «Я высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты – высказывание часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь.

Упражнение «Переделай ты - сообщение»

  1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно»)
  2. Тебе бесполезно что-то говорить, ты никогда не слушаешь (когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным…)
  3. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой («Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой»).

Техника шкалирования

А сейчас оцените уровень своей компетентности в вопросах воспитания своего ребенка.

         Вопрос: Где вы находитесь сейчас? Как узнаете, что достигли своей цели? Как другие люди заметят, что вы достигли своей цели?

4 этап – домашнее задание

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

5 этап - рефлексия

  • Что нового сегодня для себя вы узнали?
  • Какие качества открыли в себе?
  • Что вы возьмете с собой?

Ведущий раздает цветные листики для писем в идее сердец.

Завершая нашу встречу, я попросила бы написать несколько строк письма самому себе, пусть оно начинается со слов: «Я благодарна (ен) себе за… и желаю себе…»

6 этап – благодарность

Уважаемые родители, я желаю Вам наслаждаться маленькими радостями, и однажды вы можете оглянуться назад и понять, что они были большим счастьем (Роберт Бролт)

Спасибо за работу!

Список литературы:

  1. Искусство быть великолепным / Энди Коуп и Энди Уиттейкер; -М.: Эксмо, 2014.
  2. Начни жизнь заново! 4 шага к новой реальности/ А. Свияш.-Москва: Астрель, 2013г.
  3. Коактивный коучинг. /Л. Уитворт, Г.Кимси-Хаус, Фил Сэндал.- Москва, 2010г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3992 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4160 609