Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе на тему: «Дикие и домашние животные»
13 минут 3565 1031

Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе на тему: «Дикие и домашние животные»

KiyakinaFursht fotoДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики «Мастера своего дела», воспитатели МБУ «Детский сад № 78 «Незабудка» г. Тольятти Самарской области, Киякина Римма Мазитовна и Фурштакова Светлана Анатольевна предлагают вашему вниманию свое выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе на тему: «Дикие и домашние животные». Статья будет интересна воспитателям детского сада и родителям воспитанников.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Чтобы воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными».

Интересного чтения…


Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности в средней группе на тему: «Дикие и домашние животные»

На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них - гиганты, такие, как киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки. Вся планета от сурового севера до жаркого юга - заселена различными видами животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Наблюдение за содержанием педагогического процесса в детском саду привели к выводу о том, что дети пятого года жизни не знают особенностей ухода за животными.

Перед началом работы по проекту с детьми проводятся беседы, занятия о животных. Выясняются их представления о животных, их отношение к ним.

В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.

Например: Как называются детеныши животных?

- Какие части тела есть у животного?

- Где живут дикие и домашние животные?

- Почему их так называют?

- Чем питаются животные?

- Как они себе добывают пищу?

- Как они передвигаются?

- Для чего нужны животные?

А некоторые дети неправильно называют детенышей животных,

Например: Овца – овчарёнок,

Собака – собачёнок,

Коза – козёлки,

Корова – бык – бычёнок и т. д.

Поэтому для нашего проекта мы выбрали тему «Дикие и домашние животные».

Актуальность

Дошкольный возраст – это, то время, когда ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В воспитании и обучении детей в своей работе мы используем много приемов и методов для решения разных задач, но наиболее перспективным мы видим метод проектной деятельности:

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Чтобы воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными. Проект знакомит детей с миром животных, дает представления о среде их обитания, отличительных особенностях диких и домашних животных. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважение к природе.

Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Малыш усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.

Одним из залогов экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

Е.И. Золотова пишет, что педагог не только знакомит ребенка с животным, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей, с самого раннего возраста, интерес и любовь к животным, необходимо, во-первых, для формирования правильного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предлагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, считают, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств

Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Дикие и домашние животные» дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится их речь, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных.

В проекте участвовали: воспитатели, специалисты, дети, родители

Проблема нашего проекта: Необходимость формировать у воспитанников знания о диких и домашних животных.

Основная цель проекта: развивать устойчивый, познавательный интерес к диким и домашним животным, как к живым существам.

Задачи проекта: создать в группе условия для расширения представления о животных;

- дать представление о приспособленности животных к среде обитания;

- расширять представления о домашних животных и их детенышах;

- расширять представления о жизни в природных условиях диких животных;

- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о многообразии животного мира, чем питаются, их местах обитания, значении и знать их условия обитания.

Различать понятия «дикие и домашние животные»

Правильно называть детёнышей животных.

Содержание этапов проекта.

На предварительном этапе нашего проекта, нами была проделана огромная работа по сбору информации: поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы, разработка методов и приемов работы по теме проекта. Наметили, что необходимо подготовить для реализации проекта, определили сроки работы, распределили задания, подготовили цикл бесед, занятий, консультаций для родителей, подобрали дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, физкультминутки, аудиозаписи, иллюстрации, всю необходимую литературу, атрибуты и многое другое непосредственно по теме нашего проекта. Нами были изготовлены пособия по теме «Большая книга о животных», которая является основой для многих дидактических игр про животных, два макета «Дикие и домашние животные».

Предварительная работа с родителями заключалась в привлечении внимания детей к животным, наблюдения за домашними животными. Создание родителями совместно с ребёнком поделок на тему: «Такие разные животные», фото коллажа на тему: «Наши любимцы» Выставка в группе поделок детей совместно с родителями по этой теме. Заучивание стихов с ребёнком о животном по желанию родителей и детей.

Помощь родителей в подборке пословиц, поговорок, загадок.

На основном этапе реализация проекта проходила в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой деятельности и т.д.

Предварительная работа с детьми состояла из

бесед: «О многообразии животного мира»;

«О безопасности общения с бездомными животными».

Чтение и драматизация сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Репка»

В режимных моментах мы использовали:

Русские народные потешки, пословицы, поговорки , стихи и загадки о животных.  

Читали с детьми произведения В.Бианки «О животных»,

Е.Чарушин «Медвежонок», «Про зайчат»; Н.Носов «Живая шляпа».

Прослушивали аудиозапись «Голоса животных»

Так же разнообразная и продуктивная деятельность:

Рисование «Кошки».

Лепка «Мисочки для кошки», «Гриб для белочки»

Коллективная аппликация «Цыплята»          

Были использованы дидактические игры:

«Кто где живет?» «Чей малыш», «Накорми животных»

По физической культуре с детьми проводились подвижные игры:

«Волк и зайцы», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши» и т. д.

Пальчиковые, утренние гимнастики, были связаны с подрожанием разным   животным.

Сюжетно ролевые игры: «Полечим котенка», «Покатаем мишку на машине»

Вместе с детьми проводили опыты по ознакомлению со свойствами предметов, где тоже были задействованы животные.

И заключительным этапом проекта было проведено итоговое мероприятие в виде развлечения на тему: «В гости к животным», на котором каждый ребенок продемонстрировал свои знания и умения в полной мере.

Итогом работы по данному проекту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к животным , они получили первичные представления о животных.Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому.

А также повысился уровень активности родителей в вопросах направленных на охрану жизни исчезающих животных.

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности. Были изготовлены макеты по данной теме.

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом ,проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Акимушкин И.И. Мир животных. - М. - 1975. - С. 26

Веретенникова С.А. ознакомление дошкольников с природой. - М.-1980. С.48

Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. - М.: Просвещение. - 1993. - С. 27

Гордина Н.Г., Пилюгина Э.Г.Воспитание и обучение младших дошкольников. - М. - 1987. - С. 10

Гусев В.Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 3

Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С. 2

Дмитриев Ю.Д. Человек и животные. - 1973. - С. 15

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение. - 1988. - С. 4

Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под редакцией Саморуковой П.Г.. - М.: Просвещение. - 1991. - С. 3 - 4

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение. - 1999. - С. 3, 14

Николаева С.Н. Детям об окружающем мире / /Дошкольное воспитание. -2002. - №7. - С. 57

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение. - 1983. - С. 3

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677