Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Воспитательная программа «Объединяемся играя»
51 минута 3774 1098

Воспитательная программа «Объединяемся играя»

Mihailova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Михайлову Елену Александровну, воспитателя ГОБОУ ДДШ № 1 г. Боровичи Новгородской области. Сегодня Елена Александровна познакомит вас с Воспитательной программой «Объединяемся играя». Статья будет полезна воспитателям детских домов, социальным работникам, учителям коррекционных школ-интернатов.

Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:

«Программа содержит систематизированные игровые занятия, на которых дети учатся строить отношения в разновозрастном коллективе и противостоять давлению, развивать в себе позитивные лидерские качества, принимать групповые решения не в ущерб себе, принимать групповые нормы и ценности».

Полезного чтения…


Воспитательная программа «Объединяемся играя»

Посмотреть статью в полной версии

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными образовательными возможностями.

Пояснительная записка

В настоящее время увеличивается % детей, проживающих в детских домах. В основном это детские дома, где жизнедеятельность детей организована по семейному типу (квартиры - «семейки»). В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплочённостью. Вопрос этот важен, потому что от уровня развития коллектива, степени его сплочённости зависит эффективность работы группы, удовлетворённость жизнью каждого её члена.

В интернатном учреждении ребёнок постоянно общается с одной и той же, достаточно узкой группой детей, причём комплектование данных групп происходит порой без учёта желания воспитанника. Принимая во внимание особенности умственно отсталых детей и такой вид совместного проживания, возникает ряд проблем в формировании детского коллектива: нет навыков совместного проживания, разница в возрасте, разрозненность интересов детей, ограниченность и избирательность общения в группе. Неудачи в общении ведут к возникновению повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающим, возникновению конфликтов, а порою к девиантному поведению.

В настоящее время появилось много практических публикаций по применению игр направленных на сплочение коллектива. Однако они не учитывают специфику контингента детей детского дома-школы с проблемами в умственном развитии. Поэтому представленный в данных работах опыт не может быть перенесён в полном объёме в работу воспитателя детского дома.

Анализ имеющейся литературы по проблеме сплочения детского коллектива показал, что, несмотря на большой объём игр, упражнений, заданий по данной теме, они не представляют системы работы, а лишь набор игр. Поэтому актуальна стала идея создания системы игровых занятий, для разновозрастной группы детей с умственной отсталостью, проживающих в детском доме.

Для формирования сплочённости коллектива детей проживающих в детском доме разработаны критерии групповой динамики:

- принятие ребёнком групповых норм и ценностей;

- формирование навыков принятия групповых решений;

- повышение статуса воспитанников;

- контактность (благоприятные дружеские доверительные взаимоотношения, внимание друг к другу).

Эти задачи можно решить через проведение игровых занятий. Коллективная игра является необходимым условием организации жизни и деятельности детей с помощью вовлечения их в различные придуманные занимательные события, жизненные ситуации, вживание и проигрывание разнообразных ролей. В таких играх отображаются всевозможные обстоятельства, правила поведения, жизненные ценности, которые являются актуальными детскими потребностями, в игре каждый ребёнок раскрывает свои потенциальные возможности. Одним из условий, при котором занятия эффективны, является желание детей играть. Для подтверждения этого предположения, было проведено анкетирование воспитанников интерната, с целью выявления отношения к коллективной игре. Анализ анкеты показал:

-  игры нравятся всем детям без исключения;

-  большинство воспитанников хотели бы играть на каждом занятии;

-  более предпочтительна для детей групповая форма игры;

-  все воспитанники хотят побеждать в игре.

Поэтому мною разработана программа «Объединяемся играя» для умственно отсталых детей проживающих в детском доме.

Цель: повышение сплочённости детей в квартире в условиях совместного проживания.

При подборе игр учитывалась специфика детей специальной коррекционной школы VIIIвида, разный возраст. Поэтому инструкции дробились, подбирался материал соответственный интеллектуальному развитию с опорой на ведущий тип восприятия.

Предлагаемые занятия разделены на три этапа:

  • ориентировочный (3 занятия);
  • реконструктивный (9 занятий);
  • закрепляющий (3 занятия)

Первый этап помогает ребёнку в познании самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя. Он включает в себя игры на получение информации о себе, товарищах. «Узнавание» друг друга способствует росту сплочённости в группе за счёт «открытия» в непринимаемых членах группы позитивных сторон, обнаружение общего с другими детьми.

Занятия второго этапа помогают детям в выстраивании эффективного общения и взаимодействия внутри коллектива. Игры систематизированы по направлениям:

- на установление контакта, что позволяет сократить психологическую дистанцию между воспитанниками, а также создать доверительную атмосферу в квартире. Отверженные дети получают возможность включиться в общегрупповой процесс.

- игры на принятие групповых норм и ценностей, что способствует установлению добрых, дружеских отношений, умению поддерживать друг друга, доверять и доверяться, преуспевать без соперничества.

- игры на формирование навыков принятия групповых решений, позволяют получить навыки работы в команде, взаимодействовать группой для достижения общих целей, а также стимулируют лидерские процессы в коллективе.

- игры на развитие позитивных лидерских качеств позволяют выявить потенциальных лидеров и развить умение брать ответственность на себя.

На третьем этапе происходит закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе и товарищам. Сюда включены игры, которые позволяют отработать и закрепить у каждого участника умения находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Структура занятия:

Вводная часть – цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, объединяющая игра.

Основная часть – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на решение поставленных задач по сплочению коллектива, обсуждение.

Окончание – завершающий ритуал. Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение общей игры.

Условия проведения: просторное помещение, занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение 4 месяцев, по 30-40 минут.

Методы оценки эффективности: наблюдения, начальная и итоговая социометрия.

Ожидаемый результат: дети смогут овладеть навыками решения проблем, которые близки и понятны им:

- как строить отношения в разновозрастном коллективе и противостоять давлению;

- как понять другого человека в ходе разговора,

- как развить в себе лидерские качества,

- как принять групповое решение не в ущерб себе.

На основе вышеперечисленного динамично развивается групповая сплоченность.

Адресат: данная программа может быть использована в своей работе воспитателями детских домов, социальными работниками, учителями коррекционных школ-интернатов.

Игровое занятие №1

Задачи: расширение представлений о себе и окружающих, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, установление доверительной обстановки.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть в разные игры. Давайте начнём наше занятие с улыбки.

Игра «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

А теперь, после такого доброго начала сыграем в игру «здравствуйте».

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель предлагает детям по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия меняется (за руку, локтям, плечами, с закрытыми глазами, животами и т.д.)

Живя в одной квартире, вы уже хорошо узнали друг друга, качества и черты характера своих товарищей. Давайте проверим наши знания и поиграем в игру «я знаю, что ты…»

Игра «Я знаю что ты…»

Дети перебрасывают друг другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю что ты…(называет качество, характеризующее человека). Пример: «Я знаю, что ты добрый, смелый, умный, аккуратный, умеешь красиво рисовать, хорошо поёшь и т.д.

Предыдущая игра показала, что вы действительно хорошо знаете друг друга, что между вами есть много общего, но есть и различия. Давайте поиграем ещё в одну игру и найдём ещё больше общего и различий между вами.

Игра «Мы похожи, мы отличаемся»

Воспитатель предлагает выйти в центр двух участников и обращает внимание на их внешность, выражение лица, позу, а затем предлагает группе детей найти у них пять сходных и пять различных качеств. Игра повторяется несколько раз по желанию участников.

Спасибо за игру, а теперь встанем поближе друг к другу, образуя плотный круг, и поиграем в игру

«Путаница»

Создать плотный круг и вытянуть руки в середину круга. По команде воспитателя все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья то одна рука. При этом нельзя браться за руки стоящих рядом. Затем необходимо «распутаться» таким образом. Чтобы получился один или несколько кругов.

Ну, вот подошло к концу наше весёлое занятие, мы стали ближе друг к другу.

Понравилось ли вам занятие? Какие игры понравились больше? Что нового узнали о детях нашей квартиры?

Давайте завершим наше занятие ритуалом, все поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

 Игровое занятие №2

Задачи: познание самого себя, получение информации о товарищах, развитие социальной наблюдательности, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества.

Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами.

Игра «Приветик»

Участники усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик».

 Игра “Я люблю”

Для того, чтобы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю”. Тот, у кого окажется мячик, должен бросить его любому участнику, но при этом сказать, что он любит, например: я бросаю мячик Лене и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”, следующий участник, бросая мяч другому, говорит о том, что он любит

А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете друг друга

Игра «Вопрос соседу»

Все садятся в круг, воспитатель в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» «Чем ты любишь заниматься?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева.

Игра "Чем мы похожи"

Члены группы сидят в кругу. Воспитатель приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Надя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Надя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Рефлексия:

  • Какие эмоции испытывали во время игр?
  • Что нового узнали о других?

Давайте завершим наше занятие ритуалом, все поворачиваются друг к другу лицом и затем пожимают друг другу руки.

Игровое занятие №3

Задачи: установление дружеских, доверительных взаимоотношений в квартире.

Игра «Доброе животное»

Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Аплодисменты по кругу»

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю:

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

А сейчас сядьте поудобнее, и мы посмотрим насколько хорошо вы знаете себя и своих товарищей квартиры.

Игра «Угадай кто?»

Выбирается ведущий, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков отгадать этого участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые ведущий отвечает. Например, какой у него цвет глаз, какого роста, есть ли у него друзья, какой по характеру, чем увлекается и т.д. Таким образом, появляется набор ответов, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, ведущим становиться игрок, которого загадывали.

Рефлексия:

- какие чувства испытывали во время игр?

- что нового узнали о себе и группе?

- как будете использовать эти знания?

Давайте завершим наше занятие ритуалом, все поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

Игровое занятие №4

Задачи: Сократить психологическую дистанцию между воспитанниками, создать доверительную атмосферу, учить контактировать.

Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Игра «Хлопки»

Участники встают в линию (или в круг), по команде воспитателя, начиная с первого, каждый последовательно делает один хлопок. Хлопки должны равномерно идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок.

Игра «Рука к руке»

В игре принимают нечетное количество участников. Игра проходит при выключенном свете. (И вызывает огромный восторг у детей различного возраста). Воспитатель произносит: "Все меняются местами. Рука к руке". Все участники игры, включая воспитателя, ищут себе пару и берутся рука к руке. Тот, кто не успел найти себе пару, становится ведущим и продолжает игру: "Нос к носу... "Плечо к плечу"... "Ухо к уху"... и т.д. Свет включается и все видят, кто с кем контактирует. Обсуждение.

Игра «Щепка на реке»

Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети – это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали. Обсуждение:

- что чувствовали при прикосновениях?

- удалось ли с помощью группы достичь своего края?

Игра «Опусти предмет»

5 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом, или он падает, игра начинается заново. Обсуждение:

- Что испытывали при выполнении задания? Были ли трудности?

- Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

- Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

А в заключении я предлагаю всем встать в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Затем все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться. И сказать фразу: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом». Я предлагаю всегда заканчивать наши занятия этим ритуалом.

Игровое занятии №5.

Задачи: Развивать умение выражать интерес друг к другу и своё отношение к другим, согласовывать свои действия с другими.

Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Игра «Хлопки»

Участники встают в линию (или в круг), по команде воспитателя, начиная с первого, каждый последовательно делает один хлопок. Хлопки должны равномерно идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок. Я предлагаю, чтобы это приветствие и игра стали нашим ритуалом начала игровых занятий. (Учитывается мнение детей).

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы по 2, по 3, по 5. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Обсуждение:

- сложно ли было соединяться? Почему?

- какие качества у вас проявились при участии в игре?

Игра «Говорящие руки»

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Воспитатель дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде воспитателя внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что была направлена эта игра?

Игра "СПИНОЙ К СПИНЕ"

1. Каждый игрок выбирает партнера, который вызывает у него интерес.
2. Партнеры становятся спиной к спине (или садятся таким образом на пол). Важно, чтобы их спины плотно соприкасались, от предплечий до крестца.

3. Объясните участникам, что это игра на "отражение": один делает спиной разные движения, а другой повторяет их как можно точно.
4. В первом раунде инициативу проявляет партнер меньшего poста. Движения, которые он выполняет, должны быть медленными, чтобы второму игроку было легко следовать за ними.
5. После того как работа стала более или менее слаженной и партнерам удалось в достаточной степени раскрепоститься, первый игрок делать чуть более быстрые и экстравагантные движения. Участники не должны переговариваться. На выполнение задания отводится 2 минуты.
6. Во втором раунде инициативу перехватывает второй партнер (2 минуты).
7. В конце игры партнеры обсуждают полученный опыт:
o Что получалось хорошо?
o Что не совсем удалось?
o Что было неожиданным?
o Насколько гибким и изобретательным был партнер?

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

 Игровое занятие №6

Задачи: формировать умения правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у себя и других, учить осознавать ценность положительных качеств.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Каждого из вас я уважаю и думаю, что вы тоже умеете уважать друг друга.

А что такое уважение? (ответы)

А за что вы уважаете своих товарищей? (ответы)

А сейчас давайте поиграем в игру «Подарок», где в качестве подарка будут добрые положительные качества, за которые вы друг друга уважаете.

Игра «Подарок»

Воспитатель раздаёт ребятам по два листа бумаги и просит на каждом листе написать только одно качество, которое воспитанник ценит в людях, затем скатать эти листы в отдельные трубочки. Воспитатель собирает трубочки и складывает их в корзину, дети выходят по одному, выбирают трубочку и, прочитав, что в ней написано, «дарят» это качество тому, в ком оно есть. Этот подарок подчёркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке.

Обсуждение:

- вам понравилась игра?

- что нового узнали о себе? о группе?

- что нужно развивать на будущее?

Сейчас прозвучали качества, которые мы ценим в других. Ведь очень важно уметь уважать других. Но порой кроме хорошего мы много говорим друг другу плохого. Часто плохое даже проще сказать, нежели комплимент. Давайте поучимся говорить друг другу комплименты.

Игра «Комплименты»

Воспитатель предлагает сказать каждому по комплименту, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании игры вся группа оказывается «сшита» вместе, показывая единение группы.

Мы все оказались связанными одной нитью, наши добрые слова и пожелания соединили всех в единое целое.

Обсуждение: что вы чувствуете сейчас?

Сегодня мы узнали о своих качествах, за что нас уважают другие, выслушали комплименты в свой адрес, а теперь попробуем сами оценить себя, выделить качества, которые мы сами в себе ценим.

Игра «Цветок ценных качеств

Воспитатель раздаёт цветные лепестки. Каждый пишет те качества, которые ценит в себе, затем выкладывается цветок.

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №7

Задачи: способствовать установлению добрых, доверительных отношений, принятию групповых норм и ценностей. Помочь осознать важность этих ценностей для эффективной работы группы.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

На прошлом занятии вы назвали такие ценные качества как доброта, дружба, взаимопомощь, уважение, доверие, доброжелательность, честность. А сегодня мы проверим, обладаете ли вы всеми этими качествами.

Игра «Закончи предложение»

Воспитатель зачитывает высказывания, а дети называют имена товарищей, на их взгляд, подходящих под названную фразу.

- в нашей квартире самым самостоятельным является…

- часто нас приятно удивлял…

- хулигану крупно не повезёт, если на его пути встретится…

- лучше всех умеет в квартире выслушать, понять и поддержать…

- самым добрым человеком в квартире можно назвать…

- скромность всегда украшает…

- самый дружелюбный…

- всегда честно ответит на вопрос…

- в нашей квартире можно доверять…

Обсуждение: подводя итоги, воспитатель подчёркивает, что многие положительные качества воспитанников стали тем скрепляющим веществом, которое делает группу сплочённее.

А теперь разделимся на две команды. Воспитатель выбирает двух детей (из числа отвергнутых или изолированных), каждый из них набирает себе команду.

Игра «Собери пословицы и поговорки»

Каждой команде даётся набор цветных полосок, на полосках одного цвета – начало поговорки, а на полосках другого цвета – конец. Задача участников правильно собрать поговорки.

Правда в огне не горит, и в воде не тонет. Моя хата с краю, ничего не знаю.

Гусь свинье не товарищ. Дела делай, а от дела не бегай. Нет худа без добра.

Злой не верит, что есть добрые люди. Без добрых дел нет доброго имени.

Дело не волк, в лес не убежит. Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде.

В результате у каждого в руках должна быть одна целая поговорка.

Задание: объясни смысл пословицы. Если участник затрудняется, то команда помогает с ответом.

Обсуждение: Какие качества проявились у вас при участии в игре? Чему научились?

Игра «Это здорово!»

А теперь каждый из вас должен вспомнить свои хорошие поступки в которых проявились ваши ценные качества и рассказать о них. Выходят в круг по одному и рассказывают. В ответ на каждое высказывание все остальные произносят хором «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.

Обсуждение:

- какие чувства испытывали?

- что было важным?

- над чем задумались?

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №8.

Задачи: развивать навыки группового взаимодействия, выработка групповых норм и ценностей.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Кто может сказать, что такое климат? (ответы детей)

Как вы понимаете климат в коллективе?

Игра «хорошо – плохо»

Воспитатель называет фразы, кидая мяч участникам. Задача детей при броске мяча воспитателю ответить хорошо это для коллектива или плохо.

Перечень фраз: дети ссорятся, ругаются, дети дружат, дети безразличны друг другу, всегда оказывают помощь, обзываются, воруют, все командуют, не подчиняются, терпеливы друг к другу, нарушают режим, отзывчивые, обижают, «болеют» за общее дело, справедливо распределяют обязанности.

Обсуждение: что нужно сделать, чтобы всем было хорошо у нас в квартире? (обобщение)

Мы выработали с вами правила для нашей квартиры. А сейчас я предлагаю их записать.

Создаём плакат «Заповеди нашей квартиры»

Игра «Вопрос – ответ»

На столе выкладываются карточки нумерацией с1–10, вопросами вниз. Каждый участник кидает кубик (можно взять из любой настольной игры) и вытаскивает карточку с вопросом, после ответа кладёт её на место.

1. Что такое взаимовыручка?

2. Что значит «уважать товарища»?

3. Как вы понимаете выражение «Друг познаётся в беде»?

4. Что такое взаимопонимание?

5. Как вы понимаете качество сплочённость?

6. Что такое дружба?

7. Что значит «быть в трудную минуту рядом»?

8. Что значит «сочувствовать», «сопереживать»?

9. Что такое «дружеская поддержка»?

10. Как вы понимаете «радость за другого»?

Обсуждение:

- какие качества у вас проявились при участии в игре?

- не нарушили ли вы заповеди нашей квартиры?

- что нового узнали?

- как это пригодится в будущем?

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №9

Задачи: развивать умения согласовывать свои действия с другими для решения поставленных задач, сотрудничать и действовать сообща, эмоционально сопереживать товарищу.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Игра «Построение круга»

Данная игра создает очень хорошие условия для наблюдения за стилями поведения участников. Кроме того, её можно использовать для диагностики групповой сплоченности.

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу воспитателя все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, воспитатель подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

Игра «Ботинки». Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы квартиры. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания? Было ли принято групповое решение?

Игра «Собери картинку»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этой игры). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение: каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Игра «Титаник»

Воспитатель предлагает группе ребят забраться на стулья. Затем им объясняется ситуация: "Вы оказались на тонущем "Титанике". Корабль тонет постепенно. Нужно, чтобы спаслось как можно больше людей. После этого ведущий через каждые 15-20 секунд убирает стул.

Обсуждение: удалось ли спасти всю команду? Почему?

- что мешало? Помогало?

- было ли принято групповое решение?

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

 Игровое занятие №10

Задачи: формировать навыки принятия групповых решений с учётом мнений каждого, навыки работы в команде.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Игра «Узел».

Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, игра начинается сначала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный воспитателем.

Обсуждение: что мешало выполнить задание? Что помогло? Чему научились?

Игра «Гусеница» 

Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, воспитатель объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; как танцует, все, что придет в голову.

Обсуждение: получилось ли у вас договориться друг с другом? Почему?

Игра «Дом»

Воспитатель дает инструкцию: «Вся группа должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Обсуждение: Как проходило обсуждение в группе? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Игра «Объелись мёда».

Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, вдесятером. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.

Обсуждение: какие качества у вас проявились при участии в игре?

- какие чувства испытывали?

- что было важным?

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №11.

Задачи: способствовать развитию в воспитанниках лидерских качеств.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

«Трамвай»

Перед началом игры необходимо напомнить детям, что транспорт в часы «пик» бывает очень загружен, поэтому в него трудно сесть. Для проведения игры вся группа выстраивается в колонну по 3 человека. Дети берутся за руки и не пропускают опоздавшего и желающего попасть в уходящий трамвай пассажира.

Задание: «пассажир», испытывающий чувство отторжения группой, должен прорваться, преодолев препятствия и заслон, которые встречаются на его пути. Делается это с помощью разных средств: просьбы, корректного физического действия, взгляда, приказа, хитрости. Важно, чтобы его пропустили или он волевым усилием проник к желаемой цели.

Результат: Играющие испытывают чувство сплоченности, а первая победа дает участнику, играющему роль пассажира удовлетворение и уверенность в том, что он может при помощи коллектива достичь личного успеха.

Игра «Большая семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования! Первым из семьи выбирается "дедушка" он тоже может участвовать в расстановки членов "семьи". Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А воспитатель наблюдает за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра может открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трёх. На счёт "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

Обсуждение: кто взял на себя роль фотографа? Согласились ли вы с тем, как он вас поставил? Почему?

Игра «Кто быстрее?»

Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Чья помощь была самой эффективной?

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №12.

Задачи: выявление лидерского потенциала, развивать умение брать ответственность на себя, желание понять другого.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Игра «Королевство”.

Представьте себе, что каждый из вас король или королева. Вы можете установить здесь любые законы, которые кажутся вам разумными. Какие правила вы введете в вашем королевстве? Придумайте и запишите список ваших правил, законов (3–5 минут). Теперь ваша задача ознакомить всех со своими правилами. Пусть каждый из вас представит свою работу остальным. Какое из ваших правил кажется каждому из вас особенно важным? Какое из правил других ребят вам особенно понравилось? Кого каждый из вас выбрал бы королем или королевой?

Обсуждение: кто из детей набрал большее количество подданных? Почему?

- какими качествами должен обладать король (королева)

- кто из вас хотел бы стать королём?

- что для этого нужно сделать?

Игра «Маленькие зелененькие человечки»

"Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых,   а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"
В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их  поведение.

Обсуждение: почему поступили именно так? Какие качества проявились у вас в игре?

Игра «Гром, ураган, землетрясение»

Игроки разбиваются на тройки. Двое встают лицом друг к другу держась за руки и образуют Домик. Третий участник находится между ними, он Житель. Когда ведущий (ребёнок или воспитатель) произносит «гром» - жители должны поменять домики, а домики стоят на месте. При команде «ураган» - жители остаются на местах, а домики не разрывая рук бегут искать себе нового жителя. «Землетрясение» - все меняются, жители могут стать частью домика, домики разрывают руки и становятся жителями, либо ищут себе других партнёров.

Обсуждение: понравилась ли игра? Кто запомнился? Легко ли было?

Подведение итогов.

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №13. «Найди себя»

Задачи: установление тесного эмоционального контакта, осмысление и закрепление опыта в умении согласовывать свои действия с другими не в ущерб себе.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Игра «Машина с характером»

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Игра «Клад»

Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут.
Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.

Подведение итогов: Вы молодцы! Каждый из вас сумел найти себя, а все вместе нашли групповое решение.

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №14. «Необитаемый остров»

Задачи: закреплять умение идти на уступки, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку, брать ответственность на себя, проявлять лидерские качества.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Давайте представим, что наша группа попала на необитаемый остров и только от наших сплочённых действий и правильных решений зависит, выживем мы или погибнем.

Игра «Переправа»

Группа детей располагается на бревне (возвышение из стульев), задача команды – перебраться на другой берег, начинать надо с последнего. Для успешной переправы нужно помогать и поддерживать участников.

Все успешно достигли берега, но очень проголодались. Вам нужно достать бананы.

Игра «Достань банан»

Участники встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать банан, который воспитатель помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый банан.

Ну, вот вы подкрепились, осмотрелись и собрали совет

Игра «Жизнь на острове»

Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:
А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;
Б) наладить на нем жизнь (создать семью, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);
В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).
На это вам дается 15 минут и полная свобода действий.
По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного «острова».  Воспитатель предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен.

Подведение итогов: сегодня вы действовали как сплочённая команда и показали себя терпеливыми, находчивыми, умеющими помогать в трудных ситуациях и принимать групповые решения. Я вас всех благодарю.

Завершающий ритуал «На коленях друг у друга».

Игровое занятие №15. «Ералаш»

Задачи: закреплять умение находить своё место в групповом решении, согласовывать свои действия с другими для совместного решения поставленных задач.

Игровое приветствие. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: Я очень рад тебя видеть». А теперь подкрепим нашу сплочённость хлопками.

Сегодня мы с вами будем играть. Вспомните все игры, в которые мы играли на наших занятиях. Выберите 3, в которые вы бы хотели поиграть. Для этого возьмите листок бумаги и напишите названия трёх игр, в которые лично вы хотите поиграть. А затем примите групповое решение, которое будет выражать общее мнение.

Понаблюдать, не вмешиваясь за процессом обсуждения.

Играем в игры выбранные детьми.

Обсуждение: легко ли было принимать групповое решение? Почему?

Подведение итогов:

Понравилось ли вам играть всем вместе?

Что нового узнали о себе и группе?

Как будете использовать эти знания?

Завершающий ритуал:

А сейчас я предлагаю всем желающим приготовить небольшой сердечный сюрприз для своих друзей

Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый пишет самое значимое и важное, по их мнению, слово для каждого человека. Например: «Держись!», «Не робей!», «Будь добрее!» и др. А затем дарят их.

 Литература:

1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2т. – Москва,1977г.

2. Вульфсон Б.Л. , Малькова З.А. Сравнительная педагогика. издат-во УРАО 2003г.

3. Педагогика. под ред. С.А.Смирнова – 4-е изд. испр. – М.:издат.центр «Академия»,2003г.

4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.,1978г.

5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.,1993г.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М..1989г.

7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.– М.. 1982г.

8. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.. 1984г.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., ВЛАДОС,2004г.

10. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание…   Воспитание! – М,, 1991г.

11. Энциклопедия психологии. М. 1992г.

12. Словарь по социальной педагогике.\ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. М.. 2002г.

13.Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986г.

14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Уч. Пос. М., издат-во РОУ

15. Фопель К. Групповая сплочённость. М. Генезис, 2010г.

16. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677