Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Конспект тематического развлечения «Осенние мотивы»
15 минут 3422 837

Конспект тематического развлечения «Осенние мотивы»

Chernikova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Черникову Светлану Анатольевну, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 1 «Малышок» п. Лиман» Астраханской области. Сегодня Светлана Анатольевна с радостью предлагает вашему вниманию Конспект тематического развлечения «Осенние мотивы». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Светланы Анатольевны:

«Цель: развивать у детей понимание классической музыки, обогащать словарь музыкальных терминов. Учить видеть художественные образы в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции. Вызвать у детей желание изобразить осень в своих рисунках, пробудить их творческие способности. Закрепить знания о композиторах, художниках, об осени как о времени года. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыку, изобразительное искусство».

Интересного чтения…


Конспект тематического развлечения «Осенние мотивы»

Цель: развивать у детей понимание классической музыки, обогощать словарь музыкальных терминов. Учить видеть художественные образы в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка ,колорита,композиции. Вызвать у детей желание изобразить осень в своих рисунках, пробудить их творческие способности.

Закрепить знания о композиторах,художниках, об осени как о времени года.

Воспитыватьв детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыку, изобразительное искусство.

Задачи: развивать эмоциональнуюиотзывчивость на музыку разного характера. Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передовать при исполнении песни ее характер. Закрепить общее представление о явлениях природы, происходящих осенью. Познакомить детей с картинами художников В.Паленова, А. Куреленко, С. Жуковского, В. Волкова идр.

Материалы и оборудование.

Техническое оснощение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр.

Музыкальный материал (аудиозаписи): «Осенняя песнь» П.И. Чайковский,»Осень» А.Вивальде «Времена года», «Дождик» Г.Свиридов, «Березовая аллея» Е.Дога, «Фея осени» С. Прокофьев.

Репродукция картин: «Золотая осень» В.Поленова, «Золотая осень» А.Куреленко, «Болото осенью» Е.Волкова, «Под вечер» С.Жуковского, «Ранняя осень» И. Шишкина, «Ранняя осень»И.Левитана, «Золотая осень» И.Остроухова.

   Литература:

  1. «Музыкальный руководитель 2006 №5»
  2. «Музыкальный руководитель 2004 №4»
  3. «Музыкальный руководитель 2009 №5»
  4. «Музыкальный руководитель 2012 №5»
  5. «Осеннме праздники в детском саду. Е.А Антипина. Выпуск 3.»
  6. «Праздник в детском саду. С.И.Захарова»

Ход тематического развлечения «Осенние мотивы»

         Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Музыкальный руководитель: -Сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно:

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Она птиц к югу отправляет, она же и деревья раздевает.

Ребята, когда это бывает? (осенью).

Музыкальный руководитель: - Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени года – об осени. Давайте вспомним характер осени, стихи, поговорки, композиторов и художников, которые изобразили осень в своих произведениях.

Дети читают стихи.

В свой шатер волшебный и прекрасный

Осень нас на праздник позвала.

Из далеких и чудесных странствий,

Сказку новую с собою принесла.

***

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птицы улетели в теплые края.

***

Музыкальный руководитель: -Ребята, но как мы можем вести разговоры об осени, без самой осени? Давайте ее позовем.

Дети зовут осень. Входит осень.

Осень: - Эту встречу я ждала, отложила все дела.

               Вижу вы бодры, здоровы, веселиться все готовы?

Музыкальный руководитель: -Давайте вместе с осенью споем песню-хоровод «На горе-то калина».

Дети встают в хоровод, и исполняют песню вместе с осенью.

Музыкальный руководитель: -Ребята, посмотрите, какая у осени красивая корзинка.

Осень: - Да! Эта корзинка совсем не простая, а волшебная. Моя корзинка очень любит делать всем сюрпризы. Сейчас мы ее накроем шалью, а в конце нашего праздника посмотрим, что же она нам приготовила. (ставит корзину на стол и накрывает шалью).

Ребята , а вы знаете, что я бываю очень разной? Какой же я бываю?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: -ребята, сегодня мы с вами поговорим о трех этапах осени: ранняя, золотая, поздняя (сентябрь, октябрь, ноябрь). Композиторы любили это прекрасное время года, многие посвящали ему свои произведения.

Звучит «Березовая аллея» Е.Доги.

Музыкальный руководитель: - Я вижу вы узнали эту музыку. Назовите это произведение (дети называют). Какой характер у этой музыки? (светлый, нежный, спокойный). Эта музыка очень подходит к ранней осени.

Осень: - ребята .а я вам хочу показать какая я бываю ранней осенью.

На экране картины: «Ранняя осень» И.Шишкина, «Ранняя осень» Левитана.

Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (осень еще не полностью наступила, потому что много зеленой краски, хотя уже появилась желтая и оранжевая). Художники используют теплые тона красок, потому что ранняя осень теплая, еще много зелени.

Музыкальный руководитель: - давайте послушаем, как писали поэты об осени.

Дети читают стихи.

Праздник осени в лесу, светло и весело.

Вот какие украшенья осень здесь развесила.

Каждый листик золотой маленькое солнышко,

Соберу в корзинку я, положу на донышко.

Берегу я листики, осень продолжается.

Долго дома у меня праздник не кончается.

***

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, шуршат.

***

Улетают птицы к югу, начинает холодать.

Журавли желают детям не скучать, не унывать.

Осень: - А вы знаете, как в народе называют месяц сентябрь?

Дети отвечают (хмурник, листопадник, златоцвет).

- А еще ребята в сентябре заканчивается сбор хлебного урожая. Все зерно с полей собрано, и будет готовиться для выпечки вкусного хлеба.

Музыкальный руководитель: - а наши девочки подготовили танец с колосьями и сейчас его исполнят.

Исполняется танец.

Музыкальный руководитель: - Ну а теперь давайте, перейдем ко второму месяцу осени – октябрь. Как в народе называют этот месяц?

Дети отвечают (мокрохвост, ветродуй, грязник).

Осень: - А я люблю эту пору называть золотой. Вы знаете стихи о золотой осени?

Ветерок, встречая осень,

К нам в окошко листья бросил.

Постучал тихонько в раму

«Получите Телеграмму»

На асфальте шум и шорох

Разноцветных листьев ворох!

***

Вновь осенняя пора

Ветром закружила.

Чудо-красками она

Всех заворожила.

***

По дорожкам ходит осень

В рыже-красном сарафане.

А над нею неба просинь

С кучевыми облаками.

***

Осень, осень к нам пришла

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, шуршат.

***

Наступила осень, пожелтел наш сад.

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья.

Улетели птицы в дальние края.

***

Осень красит золотом рощи и леса,

Слышатся прощальные птичьи голоса.

Алые и желтые ветер листья рвет.

Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.

***

Мне совсем не грустно, в садике гулять.

Разноцветных листьев хочется набрать.

С неба рассыпаются капельки дождя.

Осень золотая, я люблю тебя!

Дети исполняют песню «Осень золотая».

Музыкальный руководитель: - Давайте послушаем еще одно музыкальное произведение и назовем его. Звучит «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года».

- Какое произведение прозвучало? Кто его сочинил? Дети отвечают.

-Какой характер у этого произведения? (яркий, торжественный, праздничный, радостный) Что вы представляли, когда слушали музыку? Давайте посмотрим какие картины подходят к произведению А.Вивальди?

На экране показаны картины - «Золотая осень» И.Остроухова, «Золотая осень», «Золотая осень» И Левитана.

Осень: - какие краски используют художники? (желтые, зеленые, красные, оранжевые, багровые). Что общего в этих картинах и в музыке А.Вивальди? (картины и музыка яркие, торжествующие).

- Ребята, а вы знаете поговорки об осени?

Дети отвечают.

Осень запасиха, зима подбериха.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Осень прикажет, а весна все скажет.

Осенью и воробей богат.

Осенью и у кошки пирог.

Осень:- Да ребята, октябрь самый богатый месяц осени. Почему?

Дети отвечают. (осень время сбора урожая, в октябре собирают урожай овощей и фруктов).

Музыкальный руководитель: - А мы знаем веселые частушки об овощах и фруктах.

Дети исполняют частушки.

Осень: - Вот какие вы молодцы! А на Руси издавна после сбора урожая люди устраивали веселые праздники, радовались богатому урожаю, пели задорные песни и участвовали в различных соревнованиях.

Музыкальный руководитель: - Наши девочки тоже могут спеть очень веселую песню. Послушай осень вместе с нами.

Исполняется песня «Сапожки».

Музыкальный руководитель: - Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелким надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем музыку.

Звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского.

Музыкальный руководитель: - Мы послушали еще одно произведение об осени. Назовите название и композитора (дети называют). Что можно сказать об этой музыке ?какой у нее характер? К какому месяцу относится эта музыка? Эта музыка рассказывает о другой осени, тоскливой и унылой. Что вы услышали и представили себе во время слушания? (последние листья облетают с деревьев, и многие деревья стоят уже голые, идет дождь, по небу тянутся тяжелые темные тучи).

Осень: - Ребята, посмотрите на картины поздней осени. Что вы можете сказать о них? Какие краски использовали художники?

Дети рассматривают на экране картины поздней осени.

Осень: - Природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждет не дождется, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Какие краски преобладают в картине? (серые, темные, коричневые, синие).

Музыкальный руководитель: - А что же говорят поэты об этом времени года?

Дети читают стихи.

Непогода, солнце скрылось.

Лужа тонким льдом покрылась.

Словно бабочки порхают,

Листья с веток облетают.

***

Дождь холодный льет и льет

Погулять нам не дает.

Грачей дорога позвала,

Это осень к нам пришла.

***

Скучная картина! Тучи без конца.

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Осень: - А как в народе называют месяц ноябрь?

Дети отвечают. (предзимник, ледовый кузнец).

Осень: - Ребята, давайте с вами немного поиграем.

Дети становятся в хоровод вокруг «Осени».

Музыкальный руководитель: - В лесу засветило солнышко, и все деревья встали в хоровод, потянув к нему свои веточки. Высоко, высоко тянутся, чтобы каждый листок согрелся (дети поднимаются на носочки, высоко поднимают руки вверх). Но подул сильный ветер, и стал раскачивать деревья в разные стороны. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего рядом товарища). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спине товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свет и радость жизни.

- Мы сейчас с вами споем песню о дождике.

Дети поют песню «Грустный дождик».

Осень:- А еще ребята, в ноябре созревают мои самые любимая ягода – рябина. Вы знаете приметы, связанные с рябиной?

Дети отвечают:

Нет рябины и осень, не осень.

Осенью одна ягода, и та горькая рябина.

Если алой рябины уродилось много, осень будет сырая, а зима морозная.

Музыкальный руководитель: - Наши девочки подготовили танец «Рябинушка».

- А сейчас Вера Шапошникова споет песенку об этих красивых ягодах и о том, что осень с нами прощается.

Исполняется песня «Осенний вальс».

Осень: - Ну, вот ребята, мне уже пора! Зима просит уступить ей место. Вы мне очень понравились, много обо мне знаете. Я обязательно к вам приду на следующий год.

Музыкальный руководитель: - Подожди, Осень! А как же твоя волшебная корзина? Ты же обещала нам, что произойдет волшебство!

Осень: - Давайте посмотрим, что же нам приготовила моя волшебная корзинка. Она была наполнена листочками, а теперь…яблоками. Вот это да! Ребята, это мои гостинцы для вас! Примите их от меня и ждите меня через год.

Музыкальный руководитель: - До-свидания, Осень! Спасибо тебе!

Дети прощаются с осенью.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607