Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Обучение старших дошкольников рисованию через знакомство их с живописью
14 минут 2844 931

Обучение старших дошкольников рисованию через знакомство их с живописью

Zenevich fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Зеневич Ирину Владимировну, воспитателя ГБДОУ ДСКВ № 24 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Ирина Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по обучению старших дошкольников рисованию через знакомство их с живописью. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ирины Владимировны:

«Статья о способах обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития рисованию через знакомство их с живописью».

Полезного чтения…


Обучение старших дошкольников рисованию через знакомство их с живописью.

Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки музыки. И если спросить у взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он назовёт красивую маму, бабушку, лес, поляну и т.д.

Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранялось на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство «говорит» образным языком. Оно наглядно, поэтому близко ребёнку дошкольного возраста.

Искусство пробуждает у детей эмоциональное творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы.

Понимание художественных образов в произведении; вызывает у детей сильные чувства. Оценивая содержание картины, дети изменяют собственное поведение. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменятся восприятие красоты. Ребёнок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины. В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени. Дети правильно воспринимают выразительность средства – как форму передачи содержания произведения, настроения картины. Труднее детям даётся выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр, но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине так, а не иначе, что он хотел этим подчеркнуть.  

Какие же задачи можно поставить перед собой?

  1. Содержательная объединяющая задача – ставит целью обучение умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник.
  2. Эмоционально-личностная – формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.
  3. Воспитательная – направлена на то, чтобы формировать познавательные интересы, нравственно-эстетические качества, желание самому нарисовать подобное.

При рассматривании картины я использую метод диалога, живой беседы, в основе которого лежат непосредственные ассоциации. Беседа создаёт атмосферу, благоприятствующую творческому поиску и познавательному интересу. Это сочетание непринуждённости и дисциплины, когда дети чувствуют себя достаточно свободно и сохраняется обстановка заинтересованности. Вопросы к детям должны быть доступны, отличаться ясностью, конкретностью.

Необходимым качеством для развития эстетического воспитания является эмоциональная восприимчивость на содержание произведения, способность «входить» в художественный образ. И поэтому вопросы я задавала особого характера, которые позволяли ребёнку поставить себя на место героя произведения, например: «Как бы ты поступил?», «Наблюдал ли ты в жизни нечто подобное тому, что изобразил художник?», «Посмотри внимательно на это произведение и постарайся представить себе, что это не картина, а реальный мир; какие чувства ты испытываешь в окружении этой природы?»

Вопросы могут быть поставлены и к выразительным средствам: «Какой цвет ты считаешь главным в этой картине?», «Почему художник именно так расположил предметы?»

Также вопросы могут относиться к технике исполнения и к эмоциональному впечатлению: «Какое настроение вызывает у тебя эта картина? Почему?»

Очень важно задавать вопросы на воображение, сравнение и сопоставление, способствующие проявлению инициативы, пробуждающие к поиску самостоятельных решений: «Как бы ты назвал эту картину?», «Напоминает ли тебе эта картина какое-либо музыкальное или поэтическое произведение?», «Придумай сказку».

Для лучшего развития воображения я включаю в свою работу фрагменты поэтических произведений. Искусно воспевая в стихах образность природы, произведение помогает ребёнку увидеть прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, пробуждает желание выразить свои чувства и переживание в рисунке. Стихи помогают ребёнку правильно представить себе ту или иную ситуацию, поместить изображение на листе бумаги. В стихах поэт очень точно и выразительно выделяет образы с помощью эпитетов-прилагательных («тёмный лес», «прозрачный лес»). Дети уже знают, какими красками надо рисовать лес, какой насыщенности надо брать краски.

Также в своей работе я использую записи музыкальных произведений для более эмоционального восприятия детьми художественного произведения. Дети учатся видеть в музыкальном произведении определённые образы.

Большое впечатление на детей производит совместное рассматривание художественного произведения и произведения живописи в сопровождении музыкального произведения.

Дети с интересом слушают записи музыкальных произведений Чайковского, Вивальди, Глинки и других композиторов. Использую стихи И.Бунина, А.Фета, А.Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, других поэтов.

Когда я начинала свою работу, много времени уделяла созданию благоприятных условий для деятельности. Большое внимание уделила подбору живописных произведений, от чего во многом зависит успех художественного восприятия детей. Опытным путем пришла к выводу, что выбирать следует произведения с выразительными, «говорящими» деталями.

На самом первом занятии я знакомлю детей с трудом художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Также в достаточном количестве использую в своей работе элементы сюрпризных моментов для большей заинтересованности детей. Обыгрываю внесение цветных карандашей, кисточек, волшебных красок, при помощи которых дети будут создавать свои работы. На занятия вношу и показываю необходимый атрибут для художника - мольберт-этюдник. Рассматриваю с детьми портрет «М.В.Нестеровой» , автопортрет Репина за работой, портрет мальчика с палитрой красок.

Беседой с детьми стараюсь заинтересовать их, вызвать желание создавать свои собственные произведения. Через некоторое время мы с детьми называем себя художниками-мастерами, и начинаем творить своё «волшебство».

  • Одним из первых жанров живописи, с которой я знакомлю детей – это натюрморт.

Это жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, снедь, то есть всё то, что создано человеком и природой. А так как в нашем детском саду находятся дети с задержкой психического развития, то натюрморт - самый лучший жанр живописи, который доступен ребятам. Это показывают исследования наших педагогов и психолога, с которыми совпадают мои личные наблюдения.

Начинается знакомство детей с натюрмортом с небольшой предварительной работы, которая даёт навыки понимания и восприятия форм предмета, их краски. Сначала проводятся дидактические игры: «Накрой на стол», «Составь букет», «Сложи овощи и фрукты в вазу или в миску», «Узнай по форме, по описанию», «Составь картинку».

Дидактические игры повышают эмоциональное восприятие детьми материала, так как им нужно всё потрогать и попробовать, чтобы ощутить особенности предмета. Дети могут сравнивать овощи и фрукты не только зрительно, но и на вкус.

На первом этапе дети радуются изображению знакомых предметов, которые узнали на картине. Потом дети начинают видеть привлекательность картины, и у них появляется желание самим попробовать нарисовать вазу, цветы, овощи, фрукты и другие предметы. В процессе практической работы я закрепляю навыки детей в рисовании геометрических форм, цветовых решений, умении ориентироваться на листе бумаги, создавать определённую композицию.

Знакомлю детей подготовительной группы не только с натюрмортами, на которых изображены фрукты и овощи, но и с натюрмортами, изображающие предметы, например «Натюрморт с музыкальными инструментами» Питера Клааса. Дети увидели много нового, необычного для себя. Дети привыкли видеть и рассматривать натюрморты с овощами, фруктами, цветами – дарами природы, а здесь - музыкальные инструменты. Трудно было детям найти композиционный центр, но они хорошо увидели, что действие происходит в позднее время. По наводящим вопросам выяснили, что предметы были оставлены неубранными из-за усталости человека.

  • Следующим этапом было знакомство детей с пейзажем.

Эта тема также близка детям. Дети отдают пейзажу предпочтение, передают определённые чувства, настроение.

Перед тем, как начать рассматривать картины об осени, я провожу ряд экскурсий с детьми на природу. Наблюдем за разнообразием красок, рассматриваем разное строение деревьев и кустарников, сравниваем их в разный период осени, в разную погоду. Вспоминаем отрывки из поэтических произведений, а затем приступаем к рассматриванию картин. Знакомлю детей с репродукциями картин И.Левитана «Осень», «Золотая осень», В. Мешкова «Золотая осень в Карелии», Ю. Подполянского «Тишина», иллюстрациями Н.Устинова к сборнику «Листопад» И.Бунина. Предварительно обговорив с детьми приёмы выразительного исполнения своего рисунка, предлагаю устроить картинную галерею из наших работ. Этим я стараюсь заинтересовать детей, поднять эмоциональное настроение.

Большое внимание детей я уделяю композиции рисунка, динамике. После завершения всех работ предлагаю детям подобрать к рисункам художественно-поэтические образы из знакомых им стихов, таких, как: «Лес, точно терем расписной…», «Под ногами коврик новый, жёлто-розовый – кленовый» и др.

Поэтические произведения помогают детям оценить свои работы. Заключительным этапом работы осеннего периода является совместная педагогическая деятельность всех воспитателей и музыкального руководителя с детьми, где ребята показывают свои знания об осени и все свои умения.

С наступлением зимы я знакомлю детей с живописью зимнего пейзажа: И.Попов «Первый снег», А.Пластов «Первый снег», П.Мальцев «Зимний день»

И.Грабарь «Февральская лазурь», иллюстрации А.Парамоновой к сборнику «Черёмуха» С.Есенина.  

Во время просмотра картин обязательно звучат стихи, музыкальные произведения, используются элементы сказочности, таинственности.

Много радости приносит весна детям. Рисунки у детей становятся еще более яркими, выразительными. Дети всё чаще рисуют весенние пейзажи, цветы в вазе, солнышко.

Первая картина, которую дети видят весной - это картина И.Левитана «Март». Художник сумел в непритязательном мотиве выразить всю лирическую красоту русской природы. В картине Н.М.Романдина «Вербы в половодье» весна представлена в своей переломной поре, где снег уже растаял и ручьи талой воды устремились в низины. Рассматривание этой картины при использовании музыкального сопровождения (записи «Весна» Вивальди) проходит очень эмоционально. Дети точно отмечают характер и картины, и музыкального образа.

«Подснежники» А.Грицая. В этом пейзаже заключена какая-то таинственность. Она проявляется в появлении подснежников – вестников весны. Использование поэтических образов, прочтение стихотворения Г.Ладонщикова «Подснежники», разных стихов Г.Новицкой, О.Белявской, пробуждает у детей желание нарисовать этот удивительный цветок.

  • Декоративное рисование (Гжельская и Городецкая росписи).

Холодное сочетание белой и синей краски переносит детей в мир волшебства. На наших столах расцветают синие, голубые цветы, появляются зверюшки. Дети рисуют необычные образы цветов и зверей, которыми расписывют «посуду», «шаль» для Снегурочки.

Для контрастного сравнения с наступлением весны предлагаю детям рассмотреть предметы Городецкой росписи. Дети видят отличие Гжельской и Городецкой росписи. Отличие не только по технике росписи и цветовой гамме, но и по материалу, из которого выполнено изделие.

Показываю детям предметы домашнего обихода городецкой росписи, предлагаю вспомнить, у кого дома есть что-нибудь похожее. Затем дети выполняют ряд работ на бумаге разных форматов и фактуры. Заключительным этапом этой работы является выполнение детьми подарков к празднику 8 марта. Работы выполняются на деревянных досках.

Ознакомление детей с живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Литература.

  1. Л.П. Михеева. Музей и подрастающее поколение. Из опыта работы Государственного русского музея.
  2. Л.П.Михеева . В Художественном музее.
  3. Р.М.Чумичёва . Дошкольникам о живописи.
  4. Н.Д. Рева. Методика экскурсионной работы с детьми в художественном музее.
  5. Л.В. Компанцева . Поэтический образ природы в детском рисунке.
  6. Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество.
  7. Н.А.Курочкина. Знакомство с натюрмортом.

Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Азбука общения» (основы коммуникации)

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2346 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2186 608