Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Социализация воспитанников школы-интерната через активное использование ИКТ
6 минут 3233 1058

Социализация воспитанников школы-интерната через активное использование ИКТ

Cimbalova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Цымбалову Елену Иннокентьевну, учителя информатики и физики МКОУ "ШИ ООО" с. Халясавэй Ямало-Ненецкого автономного округа. Сегодня Елена Иннокентьевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о социализации воспитанников школы-интерната через активное использование ИКТ. Данный материал будет интересен учителям, воспитателям школ – интернатов.

Краткий комментарий к статье от Елены Иннокентьевны:

«Сегодня в образовательном процессе необходим процесс интеграции общего образования и дополнительного образования. Использование компетентностного подхода в таком образовательном процессе позволит выпускникам школ строить межличностные отношения, быстро и правильно адаптироваться к окружающей действительности».

Познавательного чтения…


Социализация воспитанников школы-интерната через активное использование ИКТ

Живя в посёлке, где очень сложная транспортная схема и работая в нём в школе – интернате я столкнулась с проблемой. Эта проблема заключается в том что, выпускникам данной школы-интерната очень сложно при дальнейшем обучении в другой местности.

Действительно, по итогам проведённых исследований у таких учащихся пониженный уровень социальной компетенции и высокий уровень тревожности. Поэтому всегда стоят вопросы: налаживание контакта с детьми разного возраста, выстраивание отношений с родителями, педагогами и воспитателями. Очень часто требуется проявлять умения для установления межличностных отношений таких детей с участниками образовательного процесса и общественностью. Сложности возникают при попадании в промежуточное общество.

Возникла необходимость создания такой программы, которая позволяет создавать условия для свободного развития личности.

Образовательный процесс является предметно-ориентированным, хотя мы и стараемся использовать технологию личностно-ориентированного подхода. А интеграция общего и дополнительного образования как раз имеет личностно - ориентированную направленность, позволяет личности ученика развиваться более свободно с учётом индивидуальных особенностей и потребностей.

Мною была разработана программа дополнительного образования для учащихся, которая позволяет поддерживать органичную связь содержания учебной и внеучебной деятельности, выработке необходимых универсальных учебных действий.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия по данной программе посещают учащиеся 5-9 классы.

Например, на кружковых занятиях по информатике, учащиеся создают тесты для младших школьников (для проверки правил сложения, таблицы умножения и т. д.). Ребята, создающие тесты проживают этот тест сами и тем самым участливо относятся к тому, что такие тесты будут решать младшие школьники. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

Учащиеся 8,9 классов готовят на занятиях кружка пазлы в электронном виде из фотографий, на которых изображены замечательные места посёлка, замечательных мест в России. А группы учащихся 5,6 классов собирают эти пазлы. В данном случае интеграция дает возможность находить новые факторы, которые подтверждают определенные наблюдения, позволяют обучающимся делать четко аргументированные выводы.

Включаю исследовательские проекты, благодаря которым в результате совместной работы детей активизируется учебно-познавательная деятельность, развиваются творческие способности. Например проект «Ура! Каникулы!» Здесь учащиеся по желанию распределяются по группам и получают одинаковое задание: «Отдых». Необходимо с использованием средств Интернет за 2 дня выяснить где можно отдохнуть учащимся школы-интерната, в какое лучше время, какой период и сколько стоит отдых на 1, 2, 3 человек. Задача состоит в том, чтобы предоставить менее затратный отдых.

На своих занятиях я использую индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые носят в основном интерактивный (направленный на взаимодействие) характер, способствуют интенсификации работы учащихся и развитию самостоятельности обучающихся и способности к самоорганизации.

Я использую технологии, которые предполагают:

- взаимное обогащение обучающихся путем организации совместных действий;

- обмен способами действий для решения общей проблемы, установление взаимопонимания;

- коммуникацию, общение;

- рефлексию, через которую определяется отношение ученика к собственным действиям и обеспечивается должная коррекция этих действий.

Интеграция содержания основного и дополнительного образования даёт возможность учащимся увеличить число своих возможностей. Кроме этого я считаю необходимо, чтобы каждый ученик мог своими маленькими открытиями поделиться со всем миром.

Безусловно, учитель должен работать по определенной системе, когда каждое занятие кружка, урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого. Стержнем моей системы я считаю развитие социальной компетенции и снижение уровня тревожности у учащихся-воспитанников школы- интерната нашего села.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности// Психология личности.т.2.Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,2000
  2. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей//Отв. ред. Горячев Ю.А. М.: Центр «Школьная книга»,2001.
  3. Горский В.А., А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов. Система дополнительного образования детей (Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования РАО)//Дополнительное образование. 2000.
  4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
  5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб., 2002.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2306 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2130 607