Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Учим родителей воспитывать в детях доброту
11 минут 4067 1267

Учим родителей воспитывать в детях доброту

Sholohova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шолохову Наталью Владимировну, воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Дюймовочка» г. Зарайска  Московской области. Сегодня Наталья Владимировна любезно поделится своими методами создания педагогических условий в семье для воспитания в детях доброты. Статья будет полезна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Владимировны:

«Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. С  каждым  годом дети становятся  все более  нетерпимыми, капризными, равнодушными, а многие просто неконтролируемыми.  В современном мире понятие «доброта» уже неактуально. По телевизору мы слышим много плохого, грубого. Компьютерные игры жестоки, на улице и в магазинах тоже часто слышим ругань людей друг с другом».

Полезного чтения…


Учим родителей воспитывать в детях доброту

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, скромность, трудолюбие. Эти  качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и других известных людей.

Но, несмотря на это, проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. С  каждым  годом дети становятся  все более  нетерпимыми, капризными, равнодушными, а многие просто неконтролируемыми.  В современном мире понятие «доброта» уже неактуально. По телевизору мы слышим много плохого, грубого. Компьютерные игры жестоки, на улице и в магазинах тоже часто слышим ругань людей друг с другом. Страшно то, что многие родители  думают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет в жизни. По мнению многих, в нашем обществе процветает тот, кто умеет отстаивать свои интересы.

 Для меня, как человека, воспитателя слышать это ужасно, ведь будущий мир зависит от нас, от того, как мы воспитаем наших малышей! Возможно, благодаря им, мир изменится в лучшую сторону! Поэтому, я призываю всех воспитателей, родителей, несмотря не на что, воспитывать в детях такие нравственные качеств как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого. Да разве  волевые качества  исключают доброту, отзывчивость и чуткости. На мой взгляд, они предопределяются ими. Воспитать доброту и чуткость, так же важно, как ответственность и силу воли. Если мы, конечно, не хотим, чтобы наши дети стали жестокими эгоистами.

С чего же начинать? Прежде всего, нужно создать условия, окружить ребенка атмосферой, при которой он будет стремиться  “быть хорошим”. Атмосфера сердечной привязанности, чуткости, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику. Взрослые сами должны быть образцом сердечности и отзывчивости. Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться

В своём детском саду, в своей группе, мы стремимся к тому, чтобы нравственное  воспитание было стержнем, вокруг которого строится весь процесс образования.  Мы поставили перед собой пять основных  задач:

- развитие морального сознания;

- формирование позитивных отношений к другим людям, себе;

- воспитание нравственных чувств;

- формирование навыков и привычек нравственного поведения;

- содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей.

Работе с родителями  мы уделяем особое внимание. Взаимодействие педагогов и родителей в нашем дошкольном учреждении строится на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Родители  являются примером  для детей, именно им они подражают и хотят быть похожи. И наша задача показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека, повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь. Мы стараемся развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения, а также формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.

В работе с родителями в группе мы проводим анкетирование с целью

выяснения их отношения к духовно нравственному воспитанию и образованию, привлекаем родителей к изготовлению костюмов, декораций, обновлению атрибутов для игровых зон и театральных уголков, готовим библиотечки книг для семейного чтения. В уголке для родителей есть рубрика «Творим добро».  В неё мы выставляем памятки, консультации, советы для родителей. Оформили справочник добрых слов и выражений.  В папке передвижки собраны пословицы, поговорки, стихотворения о добре, любви,  дружбе. Доброй традицией нашего сада стало проведение праздников, развлечений, показ театральных постановок для детей  и других мероприятий   с участием родителей. Как и проведение семейных праздников, это даёт детям массу положительных эмоций.

Одно из родительских собраний мы посвятили представлению родителям  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания.  На нём мы постарались раскрыть суть духовно-нравственного развития личности и суть духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.

На любых других собраниях  мы обязательно затрагиваем вопрос нравственности, призываем родителей быть к детям справедливыми, напоминаем о специфике детского восприятия мира. Объясняем, что несправедливость,  допущенная по отношению к детям, требует, чтобы взрослый немедленно извинился и что основной принцип соблюдения справедливого отношения к детям – не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой.

В индивидуальных беседах с родителями я ежедневно  сообщаю родителям  о достижениях и проблемах детей, консультирую  об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляю тормозящие развитие факторы, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Я всегда говорю родителям, что беседовать с ребёнком  о доброте нужно как можно чаще. После сказки или мультфильма обсуждать все увиденное и прочитанное с точки зрения доброты. Важно, чтобы ребенок учился осмысленному пониманию того, что такое добро и зло.

Доброта – это помощь близким, друзьям, всем людям и животным. Добрый человек пожалеет другого, утешит его, поделиться игрушками, угостит чем-нибудь вкусным. Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям. Злой человек смеется над несчастьем другого человека, не делится своими игрушками, дразнит других детей. Малышу нужно рассказывать  о том, что во всех жизненных ситуациях, как и в сказках, побеждают только добрые люди, к их мнению прислушиваются, их уважают. Такие люди, не держащие зла, с чистой душой, всегда живут счастливо и долго.

Я призываю родителей, с раннего детства, учить детей бережно относится ко всему живому. Ребёнка надо учить жалеть цветок, птичку, жука, ручей.   И, разумеется, не менее бережно нужно относиться к человеку. Родители как можно чаще должны говорить  с детьми на эту тему.

Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» - желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком.

Родители некогда не должны забывать о единстве требований отца и матери. Недопустимо, одному   запрещать делать что-либо, а другому разрешать  или снисходительно относится к запрету другого родителя.  В семье требования должны быть едиными, это поможет воспитать  у ребенка определенные качества личности,  моральные устои и принципы.

Следующее, это похвала, поощрение ребенка. За хорошие поступки ребёнка нужно хвалить, а за плохие не ругать, а объяснять, почему так нельзя говорить или делать.

Приучая детей к труду, ни в коем случае нельзя заставлять ребенка. Нужно суметь организовать это таким образом, чтобы малыш сам захотел помогать, так как  это повышает его статус в семье и вызывает уважение окружающих.

Я всегда говорю родителям своих малышей: « Ни в коем случае не ругайтесь при ребенке». В порыве гнева можно сказать много жестоких и некрасивых вещей. Ребенок же, услышав это, подумает: если маме и папе можно так говорить и делать, значит, могу и я. Нельзя проявлять жестокость к домашним животным при ребенке. Даже если любимый питомец нашкодил, нужно постараться сдержать себя и отчитать его умеренно либо наказать, но не в присутствии ребенка.

И, самое главное, на что я сейчас обращаю внимание родителей, это «фильтрация» телевидения и компьютерных игр. Ни одна передача не должна травмировать психику ребёнка, ни одна из игр не должна  носить агрессивный характер.

Вот такие несложные, на первый взгляд, и очень важные вопросы я стараюсь  обсуждать с родителями ежедневно.

И в заключение, хочется сказать: «помните, что добрый человек: – не наступит, а уступит; – не кулак покажет, а протянет ладонь; – не спрячет, а поделится; – не закричит, а выслушает. – не разорвет, а склеит». Так пусть же все люди на земле будут добрыми, честными и справедливыми.     Этому я всегда буду учить детей, родителей и учиться сама. Я будем искать новые способы и средства, которые сделают наших детей и всё наше общество добрее.

                                    О, доброта! Она всегда в цене.

                                   Фундамент мира! Столп его! Вершина!

                                   И, если не расплавлен мир в огне,

                                   То это - Доброта! Она - причина.

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5453 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5780 610