Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Повышение ИКТ - компетентности у педагогов ДОУ
14 минут 4732 1527

Повышение ИКТ - компетентности у педагогов ДОУ

Zenchenko fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Зенченко Натальей Евгеньевной, старшим воспитателем ГБОУ ООШ № 19 структурного подразделения «Детский сад «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Наталья Евгеньевна с удовольствием познакомит вас со своей статьей «Повышение ИКТ - компетентности у педагогов ДОУ». Данный материал будет полезен педагогам и администрации дошкольных учреждений.

Краткий комментарий к статье от Натальи Евгеньевны:

«Информатизация ДОУ –это реальность и владение педагогами навыками информационно-компьютерных технологий - это профстандарт каждого педагога. Поэтому так важно помочь педагогам научиться использовать   ИКТ в своей деятельности и вследствие того, повысить уровень ИКТ - компетентности. Про то, как это сделать, и разработан данный управленческий проект».

Профессионального чтения…


Повышение ИКТ - компетентности у педагогов ДОУ

Посмотреть статью в полной версии, с приложениями

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оста­ваться на месте, в то время как другая делает следую­щий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинако­во применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Тема: Повышение  ИКТ-  компетентности у педагогов ДОУ.

Участники: администрация ДОУ, педагоги (воспитатели, специалисты), воспитанники, родители

Тип проекта: управленческий

Продолжительность проекта: долгосрочный проект (11 -15 недель)

I.Пояснительная записка

Актуальность.

В  современном  обществе  все  больше  говорят  о  перспективах  использования  информационно-коммуникативных  технологий  для  решения  воспитательных  задач,  стоящих  перед  системой  образования.  Это,  в  свою  очередь,  обуславливает  возрастание  значимости  информационно-коммуникационной  компетенции  педагогического  состава  и  требует  от  субъектов  образовательного  процесса  готовности  к  использованию  информационных  и  коммуникационных  технологий  при  решении  профессиональных  задач.

Информационно-коммуникационная  компетенция  дошкольного учреждения предполагает  способность  применять  информационно-коммуникативные  технологии  при  решении  практических  профессиональных  задач  с  целью  повышения  эффективности  образовательного  процесса.

Информационно-коммуникативная  технология  —  это  педагогическая  технология,  использующая  специальные  программные  и  технические  средства  для  доступа  к  различным  информационным  источникам  (электронным,  печатным,  инструментальным,  людским)  и  инструментам  совместной  деятельности,  направленные  на  получение  конкретного  результата.  

Информатизация  системы  образования  проявляется  через  комплекс  мер  по  внедрению  в  воспитательный  процесс  информационной  продукции  и  информационно-коммуникационных  технологий. 

Актуальным  и  востребованным  в образовательной деятельности   воспитателя является  реализация  информационно-коммуникативных  технологий. 

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Считая данную деятельность актуальной на сегодняшний день, пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения  использования  ИКТ в своей деятельности  вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между :

- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
- желанием педагогов  и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» (статья 29) говорится об информационной открытости образовательного учреждения, а в «Профстандартах педагога» отмечено, что одним из трудовых действий является «… Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)»,  и формирование необходимых умений «Владеть ИКТ-компетентностями:  общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)»
Средства информатизации необходимы ДОУ прежде всего для более качественной ор­ганизации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в адми­нистративной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
II.Основная часть
Основные понятия, необходимые знать  педагогам для использования в своей деятельности:

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио,  кино, видео) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Цель: Спроектировать модель управления педагогическим процессом и организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

Задачи:

1.Спроектировать  единую инфор­мационной среды (ЕИС), включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование ин­формации, полноценный информационный обмен.

2.Развивать общие навыки использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.

3.Разработать  и апробировать  технологии мультимедийного и интерактивного  сопровождения в образовательной деятельности с воспитанниками;
4. Осуществлять  использования ИКТ во взаимодействии с родителями воспитанников.
5.Разработать системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

6.Повысить ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.

Реализация указанных задач возможна лишь при комплексном подходе к информатизации, когда в образовательном учреждении создана единая инфор­мационная среда (ЕИС), включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование ин­формации, полноценный информационный обмен. ЕИС предполагает на­личие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Использование информационных технологий в административной, финансово-хозяйственной и методической деятельности позволяет эффектив­но управлять ресурсами, контингентом, образовательным процессом, обеспе­чивать коммуникацию и предполагает наличие электронных баз данных, архи­вов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения.

Для успешного создания единой информационной среды ДОУ необходимо выполнить следующие условия:

·        оснастить компьютерами все блоки информационного пространства;

·        обеспечить мотивацию использования информационных систем у каж­дого из исполнителей на своем участке;

·         обеспечить повышение квалификации сотрудников в области информа­ционных технологий;

·         разделить весь объем информации по исполнителям;

·         организовать локальную сеть;

·        обеспечить свободный доступ в Интернет;

·        организовать обмен опытом внутри образовательного учреждения.

Механизмы реализации проекта

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ.

Классический вариант оснащения ДОУ средствами информатизации.

Кабинет заведующего:

ƒ компьютер,

ƒ принтер,

ƒ ксерокс,

ƒ выход в Интернет,

ƒ локальная сеть.

Кабинет заместителя по АХЧ:

ƒ компьютер,

ƒ принтер,

ƒ ксерокс,

ƒ выход в Интернет,

ƒ локальная сеть.

Кабинет старшего воспитателя (методиста):

ƒ компьютер,

ƒ принтер,

ƒ ксерокс,

ƒ сканер,

ƒ цифровой фотоаппарат,

ƒ выход в Интернет,

ƒ локальная сеть.

Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана. Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму ра­боты с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления.

Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организа­ции занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы заня­тия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты приклад­ных программных средств и т.д.

Использование интерактивной доски. Интерактивная доска выполняет все те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфи­ческие возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большин­ства их них есть схожие функции:

  • «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы;
  • шторка, позволяющая скрыть часть экрана;
  • функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;
  • функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;
  • коллекции изображений;
  • возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;

Для работы с учебным материалом в интерактивном режиме необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска.

В качестве учебного материала можно использовать презентации, видео­фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства.

При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч про­ектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки. Рекомендуется потолочное расположение проектора. Доска должна быть закреплена таким образом, чтобы детям не составляло труда достать до ее верх­ней части.

Интернет-ресурсы для работников ДОУ. Для многих работников обра­зования и по сей день книги, и периодические издания являются основными источниками той или иной информации. Иногда на поиски необходимых све­дений педагог тратит большую часть своего времени, перелистывая огромное количество страниц, просматривая стопки литературы.

Чтобы иметь доступ в Интернет с компьютера должны выполняться следующие условия.

компьютер должен быть соединен линиями связи с сервером. В обычном случае это телефонные линии связи.

для подключения к линиям связи с данного компьютера необходимо спе­циальное устройство - модем.

пользователь компьютера должен иметь «разрешение» на доступ в Интернет. Интернет - услуга платная. Оформить подключение к Интернет можно через так называемого провайдера, в ведении которого находится сер­вер - мощный компьютер для выхода в Интернет.

III.Итоговая часть

Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим следует изучить их образовательные потребности с помощью:
- диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение №1,2);
- индивидуального собеседования;
- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
- систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Предполагаемые результаты

  • повысится уровень педагогов в умении создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • педагоги овладеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • педагоги научаться разрабатывать  НОД с использованием информационных технологий;
  • педагоги овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
  • предполагается рост уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов (приложение №3);
  • спроектирована единая инфор­мационная среда (ЕИС)

Использованная литература:

Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2012, С. 61 - 77

Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6.- с.32.

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2012.-№4.-с.32.

Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.

Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2012

Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2013

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608