Дорогие друзья, мы рады представить вам Волкову Ирину Степо, учителя начальных классов МАОУ СОШ № 211 г. Новосибирска. Сегодня Ирина Степо с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения по программе образовательной системы «Школа 2100». Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Степо:
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Формирование целостных самостоятельных учебных действий – это залог успеха ученика и учителя».
Полезного чтения…
Формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения по программе образовательной системы "Школа 2100"
Посмотреть статью в полной версии
Цель работы:
создание условий для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития для социальной ориентации в окружающей действительности.
Для достижения поставленной цели определила круг задач:
В основу своей работы я закладываю изучение и осознание научных закономерностей, анализ практики учителей-новаторов, новой педагогической литературы, повышение своего квалификационного уровня. Опираюсь на теорию умственной деятельности, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным; придерживаюсь общих структурных элементов учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности. Поэтому, содержанием обучения становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. Основой моей практической деятельности являются работы учёных-методистов М.Р.Львова, Н.Н. Светловской, Р.Н.Бунеева, А.А.Вахрушева, О.В.Прониной. А.А.Леонтьев в работе «Педагогика здравого смысла» сформулировал принципы, на которых строится «Школа 2100».
Психолого-педагогические принципы
Личностно-ориентированные принципы:
• Принцип адаптивности - школа должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.
• Принцип развития - в первую очередь – целостное развитие личности ребенка и готовность к дальнейшему развитию.
• Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.
Культурно ориентированные принципы:
- Принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности.
Деятельностно ориентированные принципы:
- Принцип обучения деятельности - учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
- Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
- Принцип опоры на предшествующее развитие.
- Креативный принцип - необходимо учить творчеству, развивать у учащихся способности и потребности самостоятельно находить решение на не встречавшиеся ранее учебные и внеучебные задачи.
Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные (целевые) требования к ребенку, завершающему начальный этап образования, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом важно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила только алгоритмического характера, вернее, чтобы ее алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребенка эвристических действий; ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.
Организация учебного процесса
Большинство уроков в Образовательной системе «Школа 2100» выстраиваю с учетом использования проблемно-диалогической технологии. Специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемную ситуацию создаю с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Следуя данной технологии на уроке открытия нового знания, разрабатываю два этапа: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала. Учебную проблему ставлю тремя способами:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Этот метод требует последовательного осуществления следующих действий:
– создание проблемной ситуации;
– побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
– побуждение к формулированию учебной проблемы;
– принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы
2. Подводящий к теме диалог. Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. В структуру подводящего диалога входят вопросы и задания репродуктивного (вспомнить, выполнить по образцу) и мыслительного (на анализ, сравнение, обобщение) характера. Все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет детям сформулировать тему урока. При таком диалоге меньше ошибочных ответов учащихся.
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом. При сообщении темы урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся, использую прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. Поставив учебную проблему, организую поиск ее решения. Существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:
• побуждающий к гипотезам диалог;
• подводящий от проблемы диалог;
• подводящий без проблемы диалог.
Диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез, обеспечивает подлинно творческую деятельность, развивает речь, формирует логическое мышление, так как требует от учащихся аргументации посредством рассуждения или практической работы. Следует помнить, что не все знания можно «открывать». Факты всегда сообщаются в готовом виде (учителем, учебником, Интернетом). Правила и закономерности «открывать» можно, причем посредством как побуждающего, так и подводящего диалога. Под существенный признак понятия учащихся надо подводить.
Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации побуждаю ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, монологическая речь. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся. При сообщении темы с мотивирующим приемом развивающий эффект меньше. В то же время у всех трех способов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Таким образом, все три способа постановки проблемы вызывают у школьников интерес к новому материалу, обеспечивают рост учебной мотивации. В работе использую приёмы создания проблемной ситуации, предложенные Е.Л.Мельниковой
Проблемно-диалогические методы сочетаю с различными формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе парной работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики в ходе фронтальной работы с классом. На уроках окружающего мира с несколькими верными гипотезами наиболее уместна групповая работа. Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию социальной ориентации у детей: умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга. Среди положительных моментов проблемного диалога можно отметить, что реализовать его можно как на уроке введения нового знания, так и на любой ступени обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.к. реализуется на любом предмете. Материал учебников по русскому языку, математике, окружающему миру дает возможность работать в данной технологии. Представленные задания, тексты и вопросы позволяют не только ставить проблему, но и находить пути ее решения. Система упражнений работает на осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Важным принципом этой программы, с точки зрения здоровьесберегающего обучения, является принцип «минимакса», предотвращающий опасность перегрузки ребёнка учебными знаниями. Этот принцип предполагает, что авторы учебников и учитель дают ученику возможность (если он хочет и может), взять материал по максимуму – в учебниках для этого есть дополнительный материал и специальные задания. А на уроках всем учащимся предъявляется минимум знаний, который впоследствии выносится на контроль. Максимум же позволяет ребёнку удовлетворить свои личностные запросы и интересы. Дифференцированный подход осуществляется и при проведении домашней работы. Учащиеся имеют право выбрать из предложенных заданий те, которые отвечают их потребностям продвигать себя дальше или закреплять свои знания, умения, навыки. Верхняя граница или верхний уровень стандарта – это то содержание образования, которое школа обязана предложить учащемуся. Нижняя граница или нижний уровень – то, что учащийся как минимум должен усвоить. Опираясь на данный принцип, слабоуспевающий ученик, овладев минимумом, будет находиться в ситуации «успешности», так же как сильный ученик, который овладел максимумом. Дифференцированный подход в обучении, даёт возможность ученику с минимума продвигаться к максимуму. Например, для самостоятельной работы, которую провожу перед проверочной или контрольной работой, предлагаю разноуровневые задания. Заранее оговариваю степень их трудности, баллы успешности и предлагаю учащимся выбрать для себя ту работу, которую по их мнению, они могут выполнить.
Из данной таблицы видно, что сначала большинство детей выбирают лёгкий и средний уровень трудности, но в дальнейшем их стремление выполнить задание повышенной трудности, говорит о развитии их учебно-познавательной деятельности и положительной мотивации. Большую роль в обучении и развитии ребёнка играет индивидуальная работа. В моём классе есть ученики, у которых в силу своих психологических особенностей не получается активно работать на уроке, стесняются высказывать своё мнение вслух, предпочитают отмолчаться. Индивидуальные задания дают возможность комфортно чувствовать себя на уроке. Из данной таблички виден рост развития слабоуспевающего ученика по математике, тема «Деление с однозначным частным ».
Такие карточки завожу на всех учеников, у которых в процессе изучения той или иной темы встречаются затруднения, фиксирую результаты, и только когда ученик справился с темой, табличка со словом «Успех!» приклеивается в дневник, чтобы родители были информированы, что с данной темой у ребёнка больше нет проблем. Таким образом, провожу коррекционную работу.
Другая общепредметная технология, реализуемая мною и направленная на формирование учебно-познавательной деятельности, является технология формирования типа правильной читательской деятельности. В процессе работы формирую навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов, действий, активно влияющих на основные параметры чтения. Все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе усложняющейся читательской деятельности.
В содержании обучения чтению одновременно развиваю все его линии:
• усвоение форм, видов и способов чтения;
• формирование понимания литературы как искусства;
• расширение круга чтения и слушания чтения детских книг;
• связь чтения со всеми видами речевой деятельности.
Воспитательные и развивающие аспекты чтения проявляются не только в отборе содержания (круга чтения, знаний, умений и навыков), но и в понимании общей направленности обучения и реализации его в уроке, отборе приемов и методов, активизирующих деятельность учащихся, формирующих у них мотивы и способы учения, умения работы с текстом. Формирование полноценного восприятия художественного текста имеет место на каждом этапе урока, правда в разной степени. Особенно интенсивно это происходит на этапе анализа и вторичного синтеза. Этапы урока необходимо не противопоставлять друг другу, а органично соединять для ведения единой аналитико-синтетической работы, затрагивающей и ум, и воображение, охватывающей произведение в совокупности его содержания и формы. На уроке учу детей обдумывать, воспринимать, размышлять над книгой. Анализ произведений в основном совместный – учителя и учеников. На уроках использую анализ литературного произведения, выявляющий авторское отношение к изображаемому, проблемный анализ – по проблемным вопросам и ситуациям, анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами, анализ художественных образов. Все направления литературного анализа присутствуют на уроке. Методы и приемы работы с художественным текстом используемые мною на каждом этапе урока отобразила в приложении.
Система контроля и оценивания
Проверка и оценка достижений младших школьников весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя. Формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень их освоения в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения. Но система контроля и оценки в начальной школе ставит более важную социальную задачу – развивать у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать результаты своей работы, находить ошибки и пути их устранения. Оценивание деятельности ребёнка веду с первых дней обучения. Оно обязательно основано на психологических и индивидуальных особенностях. Для меня главным в оценке на первом этапе является опора на успех каждого ребёнка в течение каждого дня. Затем ввожу критерии: правильность, аккуратность, старательность. Никогда на уроке не оцениваю личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель. При оценивании деятельности заменяю отметку коэффициентом успеха или баллом успешности. Большую роль отвожу формированию объективного самоконтроля и самооценки. Самое сложное для ученика - это оценить свою работу, обнаружить ошибки и исправить их. Ребёнок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Для помощи в самооценке создаю различные памятки, которые помогают ученикам пошагово оценить свою работу. С первого класса использую элементы технологии оценивания образовательных достижений, разработанную авторским коллективом образовательной системы «Школа 2100».В 2-4 классах в «Дневнике школьника 2100», ребёнок имеет возможность в специальной графе оценить свою деятельность на каждом уроке, за неделю, четверть, опираясь на таблицу уровня успешности, помещённой в самом дневнике. Провожу диагностику адекватности самооценки .После усвоения данных критериев, ввожу фиксацию трудностей ребёнка. При этом приоритетной остаётся опора на успехи и акцент на положительных сторонах в его учебной деятельности. В 1-м классе безотметочное обучение, поэтому оно ориентировано на анализ процесса обучения и становления личности младшего школьника. С введением отметки оно не должно уходить на второй план. Большую роль играют оценочные суждения. Сначала они звучат из уст учителя, а затем постепенно к оцениванию себя, своих товарищей подключаются дети. Для этого в классе создаю атмосферу доверия, формирую общественное мнение, другими словами критерии оценки. Ученики не только готовы, но и стремятся к проверке и оценке знаний. Оценочные суждения незаменимы на уроках литературного чтения, где ученики могут оценивать чтение наизусть, пересказы, ответы на вопросы. Для помощи в самооценке раздаю алгоритм самооценки - вопросы, которые помогают ученикам пошагово оценить свою работу. Результаты выполнения проверочной работы фиксирую в таблице требований, со 2 класса выставляя отметки за каждое из заданий по 5-балльной шкале. Объективности оценивания способствует компьютерные программы мониторинга развития ученика по предметам русский язык, математика, литературное чтение (итоговые тесты), обучение грамоте (итоговый тест, 1 класс)
Для отслеживания результатов читательского развития ребенка провожу проверочные работы, которые помогают определить уровень сформированности определенного умения у каждого ребенка: освоение литературоведческих понятий, элементы анализа художественного текста, определение нравственной проблемы текста. Начиная со второго класса, два раза в год определяю уровень сформированности умения анализировать текст: 1 уровень - пересказ текста с пониманием текста; 2 уровень - пересказ текста с анализом кто действует, как и почему; 3 уровень - выход на художественные средства и понимание идеи текста. Раз в четверть провожу проверку техники чтения не только на определение темпа и способа чтения, но прежде всего на осознанность чтения. Ученикам после прочтения текста предлагаются два задания: 1. выделение главного в прочитанном; если затрудняется, то выбрать главное из готовых формулировок; 2. вопросы по содержанию произведения и понимание главной мысли автора, того, что по мнению читателя, он хотел сказать своим произведением. В качестве итогового контроля провожу различные виды пересказывания, составления плана текста, выразительное чтение. Большой интерес вызывают у учащихся написание творческих работ, создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, потом используя алгоритм работы над заданным жанром, затем собственно творческие работы.
В ходе систематической работы провожу отслеживание методом внешнего наблюдения, анкетирования, методом самоанализа учащихся, влияния используемых мною форм и методов организации уроков и внеклассных мероприятий на развитие учебно-познавательного интереса ребенка.
Все перечисленные выше технологии, методы и приемы направлены на формирование учебно-познавательных мотивов учения, на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний, на самосовершенствование личности. В работе с детьми использую комплекс психологических методик и тестов, позволяющих видеть сформированность компонентов учебной деятельности, мыслительных операций, обученность и обучаемость, личностные характеристики ученика.В качестве измерителя использую методику Г.В.Репкиной и Е.В. Занке.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Формирование целостных самостоятельных учебных действий – это залог успеха ученика и учителя.