Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дизайн-деятельность, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
6 минут 3399 745

Дизайн-деятельность, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Lemeshenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Лемещенко Людмилу Алексеевну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Алексеевка Белгородской области. Сегодня Людмила Алексеевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию творческого воображения детей посредством дизайн-деятельности. Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Алексеевны:

«В формировании   личности   ребенка   неоценимое   значение   имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование,   лепка,   аппликация, детский дизайн, ручной труд, создание   различных   конструкций   из природного материала. Такие занятия   дарят   детям радость познания творчества. Детское творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога».

Интересного чтения…


Дизайн-деятельность, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

В формировании  личности ребенка  неоценимое  значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование,  лепка,   аппликация, детский дизайн, ручной труд, создание  различных конструкций   из природного материала. Такие занятия   дарят   детям радость познания творчества.

Детское творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам иметь подготовку в области искусства, владеть   изобразительными   навыками и   умениями, знать программное содержание и методику обучения.

Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью старших дошкольников, отмечено, что для организации сюжетно-ролевых игр дети используют интересные комбинации, варианты оформления, разнообразный игровой и бросовый материал. Это позволило сделать вывод, что дети способны самостоятельно проявлять творческое мышление, воображение. Однако, их умений и навыков в силу возрастных и психологических возможностей недостаточно для осуществления замысла, поэтому нужно развивать творческое воображение, мышление. В полной мере возможно это в таком виде деятельности, как дизайн. Именно это послужило началом работы по формированию творческого воображения детей дошкольного возраста посредством дизайн-деятельности. Предпосылками дизайнерского искусства являются: естественное человеческое стремление к прекрасному; самовыражение через творческое начало; желание воплощения новых, более совершенных образов;

Данная проблема актуальна, так как федеральные государственные образовательные стандарты значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования художественно-эстетического развития приобретают огромное значение. Кроме определенной базы знаний дошкольники должны обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – существенное условие творческой активности обучающегося.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами – зрительными, речевыми, слуховыми и направлен на усвоение знаний. Возможные формы этого метода – сообщение информации (рассказ, дискуссия, беседа), демонстрация разнообразного демонстрационного материала, в том числе с помощью технических средств.

Составными частями объяснительно-иллюстративного метода являются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, показ и образец педагога, художественное слово, рассказ.

Для формирования навыков и умений используется репродуктивный метод. Его формы многообразны: упражнения, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, заданной схеме. Он является основой как самостоятельной работы детей, так и совместной деятельности с педагогом. Приемы репродуктивного метода – слово, наглядный материал, практическая работа, прием повтора, работа на черновиках, выполнение формаобразующих движений рукой.

Исследовательский метод обучения предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности в ходе решения творческой задачи. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности обучающихся. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Приемы этого метода – опыты, эксперименты, проблемные задачи и др.

Не менее эффективен метод проблемного изложения, когда педагог ставил проблему, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Внимание дошкольников акцентируется на логике изложения, они контролировали ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяются и образ, и практический показ действий.

В процессе обучения идет ознакомление с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и техниками: рисование по мокрой бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; рука – трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; витражи.

Ознакомление и экспериментирование с различными художественными материалами включает: работу с различными видами бумаги; работу с природными материалами; работу с бросовым материалом; работу с тканью и другими волокнистыми материалами.

В результате занятий детскому дизайну, дошкольники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, оформление интерьера, одежды, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству. Повысилась творческая активность дошкольников, их самостоятельность. Они научились планировать свою работу, продумывать последовательность, добиваться результата.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677