Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Пархоменко С. М.
9 минут 3136 1029

Мастера своего дела: Пархоменко С. М.

Parhomenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Пархоменко Светлану Михайловну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Алексеевка Белгородской области. Сегодня Светлана Михайловна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по формированию художественной культуры в аспекте изобразительного искусства. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Михайловны:

«Процесс художественного образования обучающихся осуществляется в школе, в семье, в учреждении дополнительного образования, в социуме, где осуществляется просветительская изобразительная деятельность. В последние время все больше внимания в работе с обучающимися изостудии уделяется использованию креативного подхода по формированию художественной культуры».

Познавательного чтения…


Креативный  подход формирования  художественной культуры в аспекте изобразительного искусства

Процесс художественного образования  обучающихся осуществляется в школе, в семье, в учреждении дополнительного образования, в социуме,  где осуществляется просветительская изобразительная деятельность.

В последние время все больше внимания в работе с обучающимися  изостудии уделяется  использованию креативного  подхода по формированию художественной культуры.  На занятиях используются  разные виды и жанры изобразительного искусства. Одним из жанров, как средство креативного подхода в аспекте изобразительного искусства, является пейзажная живопись. Этот жанр    активно используется  в учебно-образовательном процессе изостудии.

В  процессе приобщения обучающихся к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как обучающийся различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.

В процессе восприятия художественных произведений живописи,  обучающиеся  способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

На занятиях по изобразительной деятельности используются беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых  обучающиеся сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы.  Кроме показа художественных произведений  используются музыкальное сопровождение восприятия пейзажей.

 Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой  креативной личности и осуществляет  следующие функции:

1.Познавательная функция.

Знакомясь  с пейзажными произведениями,  перед обучающимися раскрываются картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом раскрывается значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывается, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины и  анализе изображенного на ней, обучающиеся  учатся устанавливать взаимосвязи содержания произведения: не только отвечать, что видят  на полотне, но и должны  уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении пейзажа у обучающегося  формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений.

2. Воспитательная функция.

 Произведения пейзажной живописи способствует воспитанию у  обучающихся  различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у обучающихся активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству.  Обучающиеся обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

3.Эстетическая функция.

При ознакомлении с пейзажной живописью обучающиеся  учатся видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развиваются их эстетические чувства, которые проявляются у  них в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством - в собственной художественной деятельности.

4.Регулятивная функция.

Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение  обучающимися норм поведения в обществе - морали и законов государства, осуществляет социализацию  ребенка - его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию,  регулирует поведение обучающихся, их отношения  друг к другу.

5.Культурная функция.

Развивая сознание обучающихся, их чувства, способность к воображению, знания, искусство, в том числе и пейзажная живопись, способствует творческой деятельности в различных сферах жизни общества, умению создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру.

Креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Креативный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность обучающихся, учит нестандартно мыслить.

Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают обучающиеся, а также разработка методической системы преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.

Планируя учебную деятельность, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в студии, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей обучающихся, формировала интерес к национальной культуре.

Важным условием развития обучающихся в изостудии  является  не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционных  и нестандартных изобразительных технологий.

Обучающихся очень привлекают такие нетрадиционные материалы рисования, как рисование свечой  или восковыми  мелками с акварелью, монотипия, рисование нитью, активированным углём, рисование пальчиками, ладошками, смятой бумагой.  И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У  обучающихся появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов,  обучающийся начинает экспериментировать, творить.

Анализируя проведенные занятия в изостудии,  становится очевидным, что у  обучающихся возрастает  интерес к нетрадиционной технике рисования. Они творчески всматриваются в окружающий мир, находят разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Креативная личность обучающегося  может успешно развивается лишь в системном и комплексном педагогическом процессе художественно-эстетического обучения и воспитания. В содержательном плане системность обеспечивается отражением художественно-эстетического опыта, отношения к окружающей действительности, знаний изобразительного искусства, формирование умений и навыков в области различных видах изобразительной деятельности, в  создании условий для творческой деятельности обучающихся.

Комплексный и системный подход по развитию творческих способностей посредством ИЗО поможет сформировать у  обучающихся изобразительную культуру, эстетический вкус и познавательные процессы.

В комплексную систему занятий средствами изобразительной деятельности по развитию у обучающихся творческих способностей и различных познавательных процессов должны включаться следующие занятия:

•    занятия по формированию ассоциаций цвета, формы, чувства, эмоций и т.д.;

•    занятия по формированию пространственного мышления посредством конструирования, моделирования,  дизайна и т.д.;

•    занятия по развитию визуального мышления посредством аналитического и синтетического рисования;

•    занятия по формированию проективного мышления посредством занятий по дизайну и архитектуре, моделированию одежды и т.д.;

•    занятия по развитию воображения посредством рисования по воображению, памяти, представлению.

      Место  креативного  подхода в ряду других подходов к  художественному образованию, указывают на то, что он в большей мере ориентирует образовательный процесс на освоение ценностей культуры,   на овладение основами духовно-нравственной, эстетической, интеллектуальной, психологической  культуры.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2091 607