Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие творческих способностей у дошкольников в детском саду компенсирующего вида
10 минут 3936 1295

Развитие творческих способностей у дошкольников в детском саду компенсирующего вида

Kazakova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Казаковой Ольгой Николаевной, воспитателем ГБДОУ ДС № 53 компенсирующего вида г. Санкт-Петербурга. Сегодня Ольга Николаевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о том, как важно развивать творческие способности у дошкольников в детском саду компенсирующего вида. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений компенсирующего вида.

Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:

«Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка. Статья поможет сориентироваться в путях формирования художественно-творческих способностей и в особенностях этой работы в д/с компенсирующего вида».

Увлекательного чтения…


Развитие творческих способностей у дошкольников в детском саду компенсирующего вида

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка. Она является средством познания и отражения предметов и явлений окружающей действительности. В процессе изобразительной деятельности в детском саду закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Для развития творчества в любых видах художественной деятельности детям необходимо получать разнообразные впечатления от окружающей жизни, природы, знакомиться с произведениями искусства, приобретать определённые знания о предметах и явлениях, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности, как   во время организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Изобразительная деятельность тесно связана практически со всеми видами организованной образовательной деятельности. Например: знакомились с окружающим, поговорили о деревьях, рассмотрели иллюстрации – можно нарисовать лес; развивали элементарные математические представления, сравнивая предметы по длине и ширине – придумаем и нарисуем что-то длинное и узкое. Или нужно закрепить счёт? Тогда нарисуем пять зайчиков, только пусть все будут разные. Готовы зайчики? Тогда расскажем о них, про каждого составим предложение – вот и развитие речи. Познакомились с новой сказкой – давайте нарисуем иллюстрацию к ней. Сказка за сказкой – и уже готова целая выставка детских рисунков «Мы рисуем сказки». С изобразительной деятельностью связаны так же и многие дидактически игры. Они в живой, непосредственной форме знакомят детей с разнообразными явлениями, предметам и их свойствами: формой, цветом, величиной, изменением пространственного положения предмета, учат выделять свойства предметов, сравнивать их, способствуют развитию восприятия, образного мышления, воображения. К таким играм, например, относятся: «Цветное лото», «Кто это? Чьё это?», «На что похоже?», «Сложи узор», «Кубики с картинками», «Найди пару», «Что перепутал художник?», «Большой – маленький» и многие другие.

Дети уже в три года способны воспринимать и понимать красоту народных глиняных игрушек (например - дымковских), деревянных расписных матрёшек, городецких коней – качалок и других произведений искусства. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда должна включать в себя предметы народного творчества, альбомы для рассматривания орнаментов и элементов узоров, раскраски для совершенствования умения раскрашивать и самостоятельно выбирать цвет, силуэты предметов, на которых можно создать свой индивидуальный узор по мотивам той или иной народной росписи.

Малышам и более старшим детям доступно искусство книжной графики. Знакомство с работами художников – иллюстраторов детской книги способствует уточнению, углублению и расширению знаний и представлений детей о мире и раскрывает творческую манеру того или иного художника, используемые выразительные средства создания образа, что безусловно положительно сказывается на богатстве образных представлений детей и на их творчестве.

Для формирования художественно-творческих способностей необходимо развитие таких психических процессов как восприятие, образные представления и мышление, воображение. А так же внимание и память. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) эти процессы в той или иной степени нарушены, что создаёт дополнительные сложности. Некоторые дети не могут пересказать даже яркие, впечатляющие события своей жизни, и не только по тому, что у них бедный словарный запас или нарушено звукопроизношение. Они просто е могут запомнить всё, что произошло. Нарушение процесса запоминания препятствует накоплению образов, впечатлений, способов выражения их на бумаге. Сниженное внимание не позволяет заметить детали, порой очень важные и для взрослого человека очевидные, необходимые для более полной передачи предмета или сюжета. Например, изображение фигуры человека на начальном этапе выглядит как «палка, палка, огуречек» и только с помощью множества наводящих вопросов, предложений, которые ненавязчиво подводят ребёнка к правильным выводам, у изображения определяется пол, появляется соответствующая полу причёска и одежда, эмоции на лице, окружающие предметы и т.д. Но тут возникает ещё одна проблема: многие дети быстро утомляются, им не свойственны настойчивость и упорство и довести до конца по-настоящему творческий, богатый замысел они не могут. В этом случае помогает небольшая физ. минутка или подвижная игра, при этом важно не прерывать изобразительную деятельность надолго, чтобы у детей не потерялся замысел и интерес к работе. Для осуществления творческого замыла, также имеет большое значение умение спланировать свою деятельность, а это тоже вызывает трудности. В их преодолении выручают модели и алгоритмы.

Речь и процесс изображения взаимосвязаны и взаимообогащают друг - друга. Называние предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребёнка о том, что и как он рисует, его оценка, умение охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему – не только развивает речь детей, но и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения, понимания самого его смысла, пониманию того, как достигнуть более высокого результата. Называя, что он рисует, и что будет изображать за этим, ребёнок как бы планирует свою деятельность, устанавливает последовательность действий по созданию образов. Поэтому всегда полезно спрашивать ребёнка, как он будет создавать изображение, в какой последовательности, что будет изображено, сколько и где и т.д. для того, чтобы помочь выстроить более точный план деятельности без опоры на наглядный алгоритм.

Очень сложно полностью отразить задуманное содержание и точно передать образ, не владея такими средствами выразительности как линия, форма, цвет, ритм, композиция. У моих воспитанников плохо развита мелкая моторика. В начале учебного года некоторые дети не умели правильно держать карандаш и кисточку, не умели передавать даже несложные формы, рисунки выполняли с использованием одного - двух цветов. Конечно, при таком низком уровне навыков изобразительной деятельности, развитие творчества не подразумевает создание нового общественно значимого изображения, а скорее является подготовкой к этому действию, созданием предпосылок и возможностей для его появления. Первоначально моя работа была направлена   на развитие интереса к изобразительной деятельности, развитие уверенности в возможности создания чего-либо значимого, интересного, одобряемого сверстниками и взрослыми, совершенствование навыков рисования и расширение средств выразительности, а так же развитию общих психических процессов. Это привело к тому, что у всех детей появилось стойкое положительное отношение к рисованию. Многие ети стали использовать разные цвета и оттенки, смешивая краски, научились использовать разные линии, улучшилась проработанность образа, изменилось отношении к качеству изображения. В процессе изобразительной деятельности мною воспитывались у детей нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывалось умение объединяться для общего дела, стремление помочь     друг - другу.

Важным условием развития детского художественного творчества является создание эстетической среды в детском учреждении. При этом необходимо не только организовать, но и периодически изменять её. Активное участие в создании такой среды должны принимать сами дети. Поэтому я регулярно организовывала выставки детских работ в группе и в холле детского сада. Дети, видя свои работы рядом с работами других детей, могли сравнить их, почувствовать гордость от того, что их работа выставлена среди лучших, развивали стремление к совершенствованию. Так же мной использовались репродукции великих и малоизвестных художников, а для ознакомления с русскими народными промыслами была организована мини-выставка, так называемая «полочка красивых вещей», на которой представлены предметы, изготовленные жёстовскими, хохломскими, гжельскими мастерами.

Развитие творческих способностей необходимо, так как является одним из важнейших путей формирования гармонично развитой личности. Изобразительная деятельность – лишь один из способов этого развития, имеющий очень больше значение во всестороннем воспитании и развитии детей дошкольного возраста, особенно в детских садах компенсирующего вида.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607