Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
10 минут 3379 1115

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Anisiforova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Анисифорову Марию Павловну, воспитателя ГБОУ ООШ № 15 СП «Детский сад «Пчёлка» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Мария Павловна предлагает нам в своей статье обратиться к особенностям гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марии Павловны:

«Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками."

Полезного чтения…


Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.

Цель гендерного подхода: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Задачи гендерного воспитания:

  • развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
  • развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
  • углублять знание детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин;
  • воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему тендеру;
  • воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психического развития мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов, общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

«Гендер» - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание- это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или тендерную модель поведения, которой придерживается человек, что бы его определяли как женщину или мужчину.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционных женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прети на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим для развития человека. Половая идентификация ребенка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу младшего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.

Ребенок ещё не использует символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом тендерных особенностей. Взрослый должен открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использования отдельных элементов её с учетом тендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, так как в сюжетной игре происходит усвоение детьми тендерного поведения. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их тендерных особенностей мы обращаем внимание на следующее.

-  на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социально поведения женщины- матери;

-  на наличие атрибутики и игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

-  на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению образов женского и мужского поведения.

У игрушек должен быть привлекательный вид, что бы вызвать у детей чувство симпатии к ним. Дети с такими игрушками легче выражают свои чувства: говорят ласковые слова, обнимают и т.д. Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам- девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом заботятся о детях, выходят за муж. Мальчики воюют на войне, водят машины, строят мосты. Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов.

Например, игра «Больница» идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Это игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком либо.

Конструирование из крупного строительного материала является важной ролью в развитии игровой деятельности. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их тендерных особенностей является то, что мальчиком может быть поручена «тяжелая» работа: «подвести» материал на машинах, установить крупные детали.

Мы ежедневно участвуем в играх детей, руководим играми, наблюдаем за ними, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то мы   принимаем меры по устранению этих недостатков.

Для игр девочкам требуется не большое пространство. Желательно чтобы все, что может понадобиться для игры, было рядом. Часто взрослые порицают поведение мальчиков когда они бегают, кричат. Но мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. Просто нужно следить, чтобы игры не носили агрессивного характера для этого мы учим мальчиков играть в солдат, летчиков, моряков и создаем для этого соответствующие условия. В группе есть игровые зоны для девочек и для мальчиков.

Воспитание детей с учетом их тендерных особенностей во многом будут определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

Список литературы:

1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка - Пресс, 2009
2.  Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. - М.: Айрис - Пресс, 2003
3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5,1987.
4. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии -учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998
5.  Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. -СПб.: Питер, 2003

6.  Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». - М., 2000

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607