Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей
7 минут 3255 1070

Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей

Hristich foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Христич Галину Владимировну, воспитателя СОШ № 1945 СП № 2 г. Москвы. Сегодня Галина Владимировна в своей статье познакомит нас с нетрадиционными техниками ИЗО в развитии творческих способностей детей. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Владимировны:

«Дошкольный возраст - это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисования аппликации, лепки и конструирования. На занятиях малыш может высказывать свое отношение к окружающему миру, развивать творческие способности и логическое мышление. Детское изобразительное искусство - мир ярких, удивительных открытий. Очень часто оно удивляет взрослых своей необычностью, непосредственностью, буйством фантазии. Дошкольники с большим желанием занимаются изобразительным искусством. Ведь оно является одним из самым интересных и захватывающих занятий для детей дошкольного возраста. Это самый доступный вид деятельности для маленьких художников, конструкторов, скульпторов. В процессе творчества совершенствуются наблюдательность, художественный   вкус, творческие способности и эстетическое восприятие».

Интересного чтения…


Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей

Посмотреть статью с рисунками

Дошкольный возраст - это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисования аппликации, лепки и конструирования. На занятиях малыш может высказывать свое отношение к окружающему миру, развивать творческие способности и логическое мышление. Детское изобразительное искусство - мир ярких, удивительных открытий. Очень часто оно удивляет взрослых своей необычностью, непосредственностью, буйством фантазии.

Дошкольники с большим желанием занимаются изобразительным искусством. Ведь оно является одним из самым интересных и захватывающих занятий для детей дошкольного возраста. Это самый доступный вид деятельности для маленьких художников, конструкторов, скульпторов. В процессе творчества совершенствуются наблюдательность, художественный  вкус, творческие способности и эстетическое восприятие.

Нельзя не вспомнить выдающегося педагога В.О.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые   питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественно-эстетического воспитания дошкольников. И нам, педагогам, необходимо в каждом ребенке разглядеть способности и научить видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

В связи с этим процесс рисования, лепки, и аппликации нужно понимать, не только как усвоение детьми определенных знаний, умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунке.

Вот поэтому одним из основных заданий дошкольного образования является обеспечение надлежащих условий для полноценного своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной творческой личности.

Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности - от репродуктивных методов к творческим и исследовательским.

Работая в этом направлении, я убедилась, что занятия по изобразительной деятельности с необычными материалами, оригинальной методикой, позволяет ощутить незабываемые позитивные эмоции, развивать сенсорную сферу, не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов (использование предметов, которые окружают ребенка - можно рисовать собственной ладонью, пальцами, использовать губку, веточку, листочки)

Рисование открытой ладошкой и пальчиками:

Техника: ребенок окунает палец с гуашью или акварельной краской и делает отпечатки на бумаге соответственно теме.

Рисование кулачком:

Техника: сжать руку в кулачок и нанести краску на его нижнюю часть. Прижать к бумаге.

Рисование картофельными штампами:

Техника: на одному из концов картофельного кусочка вырезать форму любого предмета, окунуть штамп в краску и приложить там где должен быть рисунок.

Выдувание:

Техника: с помощью пипетки нанести краску на лист бумаги, сдуть краску с помощью трубочки от коктейля и превратить во что-то интересное.

Рисование зубной щеткой:

Техника: для рисования зубной щеткой используют полусухую гуашь. Зубную щетку окунуть в краску, прикоснуться к листу бумаги всем ворсом чтобы от каждой ворсинки остался след.

Рисование поролоном:

Техника: окунаем кусочек поролона в краску и рисуем способом примакивания.

Рисование по мокрому:

Техника: лист бумаги увлажняем водой, можно кисточкой, губкой или окунаем бумагу в таз с водой. На влажную бумагу ставим кляксы красками нескольких цветов.

Рисование смятой бумагой:

Техника: мягкую бумагу смять руками и окунуть в краску за кончик. Отпечатки наносятся на бумагу.

Кляксография:

Техника: набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист, сложить лист пополам, прижимаем и разглаживаем, открываем лист и смотрим что получилось

Очень привлекает, манит ребенка обрывная аппликация. И мы ее часто используем в детском творчестве в коллективных работах, как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности.

Так же очень любят дети заниматься бумагопластикой - лепить из влажной бумаги, скручивать ее в разные формы.

Мы их учим чувствовать специфику материала, совершенствуем приемы лепки, а также используем элементы дорисовки.

Стоит отметить, что происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей.

Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук, тактильного восприятия, глазомера, внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия.

Многие виды нетрадиционного рисования, аппликации, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге т.д.)

Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру пальчиками. Это очень стимулирует положительную мотивацию и вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, и является важнейшим средством эстетического восприятия.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это образование нового оригинального произведения искусства, где гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Только в нетрадиционных техниках изображения образуется атмосфера открытости, раскрепощения, развитие самостоятельности детей, позитивное отношение к деятельности индивидуальной и неповторимой. И моя цель, как воспитателя, стимулировать желание детей улучшать свои работы путем экспериментирования, использования различных материалов и самостоятельных решений.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2346 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2186 608