Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения ребенка к художественной деятельности
11 минут 3423 768

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения ребенка к художественной деятельности

Bulgakova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Булгаковой Светланой Владимировной, воспитателем МБДОУ «Детский сад № 105» г. Череповец Вологодской области. Сегодня Светлана Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения ребенка к художественной деятельности. Статья будет полезна воспитателям детских садов и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:

«Уровень речевого развития ребенка находятся в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. У детей с различными речевыми нарушениями отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Развитие «ручной умелости» способствуют занятия лепкой. Результаты диагностического обследования детей моей группы в начале учебного года показали низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук, это подтолкнуло меня к разработке программы по использованию тестопластики с детьми старшего дошкольного возраста».

Познавательного чтения…


Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения ребенка к художественной деятельности.

Уровень речевого развития ребенка находятся в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика важный показатель физического и нервно-психического развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.

У детей с различными речевыми нарушениями отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. По данным исследований специалистов Института физиологии детей и подростков, речь формируется под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальцев. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или выше нормы (Л.В. Фокина). Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев отмечал, что движения руками помогают снять умственную усталость. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова (1979) отмечала, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» способствуют занятия лепкой. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Результаты диагностического обследования детей моей группы в начале учебного года показали низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук, это подтолкнуло меня к разработке программы по использованию тестопластики с детьми старшего дошкольного возраста. Я провожу кружок по лепке из соленого теста «Мукосолька».

Цель: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения ребенка к художественной деятельности и организации совместного творчества детей и педагогов.

Задачи:

  1. Познакомить со способом деятельности – лепка из соленого теста;
  2. Стимулировать освоение умений работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
  3. Понимать необходимость качественного выполнения образа;
  • Создавать условия для развития творческих способностей детей;
  • Развивать тонкую моторику пальцев рук;
  • Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь;
  • Воспитывать интерес к художественному творчеству.

На каждом занятии используется различный литературный материал – стихи, потешки, народные сказки и песенки. Для развития  мелкой моторики предлагаются логоритмические упражнение и пальчиковая гимнастика.

В результате реализации данной программы удалось положительно повлиять на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей.

Приложение

Лексическая тема «Домашние животные»

Тема: Овечка.

Задачи:

  1. Учить детей изображать рельеф животного в виде декоративной пластины.
  2. Учить обводить шаблон стекой, удалять с ее помощью лишнее тесто.
  3. Продолжать учить доводить изделие до задуманного образа при помощи различных инструментов.
  4. Упражнять детей в подборе признаков к объекту.
  5. Закрепить знание названий частей тела животного.
  6. Учить самостоятельно образовывать клички животным.
  7. Развивать образное мышление.
  8. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Оборудование и материал. Предметная картинка с изображением овечки. Тесто, шаблоны силуэта изображения овечки, скалки, чесночница, стеки, колпачки от фломастеров, миска с водой, картонки-подставки, дощечки для лепки.

           Ход работы

- Дети, послушайте загадки и попробуйте отгадать их:

Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца.

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади — метла.

С бородой родится,
Да никто этому не дивится.

- Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки! А как можно назвать этих  животных одним словом? (домашние)

- Почему их называют домашними животными?

- Какую пользу они приносят людям?

- Послушайте еще одну загадку:

  1.                       Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»

                                 Травку щиплет во дворе,

                                 Шубка в завитых колечках, А зовут ее – (овечка)

   - А что дают людям овцы? (шерсть)

   - Сейчас я вас превращу в овечку:

     На одной ножке повернись и в овечку превратись!

Физминутка

                 Я овечка БЕ-БЕ-БЕ,

Я гуляю на лужке (идут по кругу, взявшись за руки).

                 У барашка рожки, (показывают «рожки»).

                 Тоненькие ножки (прыгают на двух на ногах).

                 На самой макушке –

                 Бархатные ушки (делают «ушки из ладошек»).

                 Язык полотняный, (показывают язык «лопатой»).

Хвостик конопляный… (рукой показывают хвостик).

     На одной ножке повернись и в детишек превратись!

  • Рассмотреть с ребятами картинку с изображением овечки, описать ее внешний вид. Обратить внимание на курчавую шерсть овцы.
  • Посмотрите, сегодня к нам в гости пришла овечка. Она совсем одна, у нее нет друзей (показать образец). Давайте мы с вами поможем ей, сделаем много друзей из соленого теста для нашей овечки.
  • Объяснить последовательность работы:
  1. На дощечку положить хорошо размятый кусок теста, расплющить его руками и раскатать скалкой.
  2. На полученную лепешку положить шаблон овечки и обвести его стекой.
  3. Убрать лишнее тесто – весь фон, чтобы остался только силуэт овечки. Овечка получится плоской.
  4. Нужно нарисовать глаза и рот овечки.
  5. Шерсть сделать сначала из маленьких приплюснутых шариков, а затем колпачком от фломастера сделать оттиски в виде маленьких кругов. Можно сделать шерсть при помощи чесноковыжималки.
  6. Овечку можно закрепить на раскатанной пластине из теста.

Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Возле речки гуляют овечки,

А у овечек вся шерстка в колечках.

Раз колечко!

Соединяем большой и указательный палец левой руки в «колечко». Пальчики соприкасаются кончиками.

Два колечко!

То же самое делаем большим и средним пальчиками левой руки.

Три колечко!

То же самое делаем большим и безымянным пальчиками левой руки.

Четыре колечко!

То же самое делаем большим пальцем и мизинцем левой руки.

И еще!

Раз колечко!

Два колечко!

Три колечко!

Четыре колечко!

Повторяем все- то же самое правой рукой.

Ох, и много колечек у наших овечек!

  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Предложить ребятам придумать имя для своей овечки и рассказать, какое у нее настроение. (Мою овечку зовут Китти, она веселая, добрая, любит бегать по травке с другими овечками.)
  • Подвести итог занятия.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5650 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 6002 610