Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование мнемотехники в развитии речи детей
7 минут 4217 1045

Использование мнемотехники в развитии речи детей

Mantulina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Мантулину Надежду Фёдоровну, воспитателя ГБДОУ ДСКВ № 24 г. Санкт-Петербург. Сегодня Надежда Фёдоровна любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию мнемотехники в развитии речи детей. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и родителям воспитанников.

Краткий комментарий к статье от Надежды Фёдоровны:

«Использование приёмов мнемотехники на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её».

Интересного чтения…


Использование мнемотехники в развитии речи детей

Посмотреть статью в полной версии с рисунками

Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми.

Научно доказано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может развиваться лишь под влиянием целенаправленного речевого воспитания.

Очень неплохих результатов в этой области обучения дошкольников можно добиться с помощью приемов мнемотехники.

У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме им ещё достаточно сложно (т.к. у них преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту).

Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе    с места на место.

В таких случаях очень важно найти вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребёнка развёрнутого высказывания.

Таким средством, обеспечивающим наглядность и возможность создания плана высказывания, является мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти.

Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно нарисовать, проассоциировать со зрительным образом.

Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что для ребенка запомнить что-либо на слух задача не из легких, в то время как с помощью картинок даже объемные рассказы и стихотворения он может легко запомнить.

В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются очень активно и не только для работы с обычными детками, но и для коррекции состояния у детей с отставанием в развитии.

В основном мнемотехника в детском саду – это использование специальных карточек и схем.

Мнемодорожки, мнемотаблицы и схемы-модели служат дидактическим материалом в работе и позволяют решать все задачи по развитию связной речи детей. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Данный материал является зрительным планом-схемой для пересказов детьми произведений художественной литературы; составления описательных рассказов о предметах, явлениях, событиях из личного опыта; придумывания концовки к знакомым сказкам; составления небольших рассказов творческого характера на предложенную тему, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихов.

При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.

Правила при работе с мнемотехникой:

  • Занятия проводить по принципу – от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
  • Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
  • На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
  • Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.
  • Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике. В первый день – на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

Работа с мнемотаблицами ведётся в следующей последовательности:

– рассматривание таблицы;

– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;

– пересказ текста или заучивание стихотворения.

Основные приемы мнемотехники детям 4 -6 лет:

Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ – этот способ используется для развития воображения.

Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.

Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки                         с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители.             Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.

Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, очень важно, чтобы и родители принимали активное участив обучении ребенка.


Как можно применить принципы мнем мнемотехники дома?


Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

Эта техника очень полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Литература:

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание, 1990, № 10. С.16-21.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607