Дорогие друзья, мы рады представить вам Шнуренко Светлану Васильевну, педагога дополнительного образования МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба» г. Новый Уренгой, ЯНАО. Сегодня Светлана Васильевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по внедрению исследовательской деятельности в учебно – воспитательный процесс. Статья будет полезна педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Светланы Васильевны:
«Современный мир предъявляет к выпускнику высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни».
Полезного чтения…
Современный мир предъявляет к выпускнику высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в образовательном учреждении, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должно учить современное образовательное учреждение. Современная педагогика использует в учебно – воспитательном процессе деятельностные технологии обучения. Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения обучающийся освоил умения, опирающиеся именно на знания, которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой деятельности. Знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть усвоены, ни сохранены вне деятельности учащегося. Знания, не нашедшие практического применения, со временем постепенно забываются. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Успех исследовательской деятельности обучащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством педагога этой деятельностью. Раскрывая роль педагога в организации учебного исследования, отметим следующую систему его действий: - умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления обучащегося; - умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на занятии; - умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре занятия и от цели занятия. Педагог должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности обучащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у обучащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.
Основными признаками учебного исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Анализ понятий учебного познания и учебной деятельности позволяет заключить, что для организации учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности обучащихся учебная и исследовательская деятельность должны рассматриваться как единая учебно-исследовательская деятельность.
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность поприобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.
Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретнопрактических и теоретических задач.
Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности.
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:
- личностно ориентированный подход к обучению;
- ориентация на продуктивное достижение результата;
- проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
- оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
- креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
- создание ситуации совместной поисковой деятельности;
- детализация учебного процесса;
- создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
- доброжелательная атмосфера в коллективе;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
- структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы;
- вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности;
- формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию ~и др.
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
- педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;
- привитие интереса к изучаемому объекту;
- вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности;
- систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;
- широкое использование технических и наглядных средств обучения;
- внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
- разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;
- сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов,способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся.
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи. Таким образом, перед педагогом встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности обучащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.
Таким образом, анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования:
1) постановка проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) проверка гипотезы;
4) вывод.
При более детальном анализе структуры учебного исследования можно выделить и
такие его этапы, как:
- мотивация учебной деятельности;
- постановка проблемы исследования;
- анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
- экспериментирование (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью
получения фактического материала;
- систематизация и анализ полученного фактического материала;
- выдвижение гипотезы;
- подтверждение или опровержение гипотез;
- доказательство гипотез.
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого внедрения исследовательской деятельности в учебно – воспитательный процесс, как ключевого фактора активизации педагогического роста. На занятиях в объединении «Визаж – студия» используется дифференцированный подход к обучению через исследовательскую и проектную деятельность, что способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску. В процессе этой деятельности непосредственно используется и метод проектов. Разработанный еще в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном обществе. Однако внедрение проектной деятельности временами наталкивается на определенные трудности. Передо мной возник вопрос: «Что такое проект», и что такое «Исследовательская работа»?
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение обучающимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта. Учебный проект – совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта. Для обучающегося проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Для педагога – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой – либо темы, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.
В рамках образовательной программы разработан учебный модуль «Проектная деятельность». (Показываю презентацию).
Проектная деятельность, как инструмент формирования медиакомпетентности учащихся.
Метод проектов, организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Метод проектов - целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
Проектная деятельность - это учебно-познавательная активность обучающихся, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией материала.
Соотношение проектирования и исследования:
Проектирование – средства: проектирование, конструирование, организация.
Главная цель – реализация проектного замысла.
Исследование - средства: исследование, конструирование, организация.
Главная цель – уяснение сущности явления, истина.
Цели внедрения исследовательского метода:
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления;
Повышение интереса к учению и развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи, решаемые в процессе реализации исследовательской деятельности:
-овладение учащимися совокупности знаний об исследовательской деятельности;
- формирование умений работы с различными источниками знаний;
- развитие способности применять полученные знания о теоретических и эмпирических методах исследования для решения задач собственного исследования;
- формирование активной познавательной позиции, связанной с
глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, целеустремленности и системности в настоящей учебной и предстоящей трудовой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора метода исследования;
виды представления научных работ (реферат, научная статья, тезисы);
способы и формы представления данных;
2. Работа с источниками знаний:
проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
отбирать необходимый материал из многообразных источников;
сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной
и той же проблеме;
использовать информацию для доказательства какого либо факта, либо
собственного мнения;
свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа
нескольких источников;
3. Анализ, объяснение:
- систематизировать материал, составлять схемы, таблицы;
- объяснять значение понятий;
- анализировать статистические данные;
4. Овладевать методами исследования:
- овладеть теоретическими и эмпирическими (проведение интервью,
анкетирования, анализ статистического материала) методами исследования;
5. Обработка полученной информации:
- составлять план своего рассказа, план – конспект работы, тезисы;
- составлять краткие и развернутые аннотации научных работ, своей работы;
- Написание и оформление научной работы:
- определять план работы;
- строить введение, основную часть;
- оформлять титульный лист, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, презентации;
7. Представление результатов исследования, рецензирование;
- свободно излагать результаты при соблюдении регламента;
- создавать электронные презентации результатов работы для выступления;
- контролировать чистоту языка и жесты;
- задавать вопросы, вести дискуссию.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащихся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и полагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормирования, исходя из принятых в науке традиций:
- постановка проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблеме;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- научный комментарий;
- собственные выводы.
Значимо для педагога научиться самому:
- создать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению и самоуправлению в принятии решения;
- выстраивать общение с учащимися, в котором интерес к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;
- провоцировать появление вопросов и желания найти ответы;
- выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе взаимной ответственности;
- учитывать интересы и мотивации ребенка;
- давать учащимся право в принятии значимых решений;
- развивать у самого себя страсть к творчеству.
Список использованной литературы:
1. Заир-Бек, С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.[Текст] — М.:Просвещение, 2004 г.
2. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования.[Текст]. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003.
3. Мартыненко, О.О. Инновационное проектирование учебного процесса [Текст] / О.О. Мартыненко // Высшее образование сегодня : реформы, нововведения, опыт: журнал. - М., 2006. – N 2. - C. 12-18.
www.omsk.edu