Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Натальченко Н. В.
8 минут 3663 1205

Мастера своего дела: Натальченко Н. В.

Natalchenko fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Натальченко Натальей Васильевной, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Алексеевка Белгородской области. Сегодня Наталья Васильевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для развития творческого потенциала дошкольников старшего возраста посредством углубленного изучения изобразительно искусства. Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Васильевны:

«Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе, студиях».

Увлекательного чтения...


 

Развитие творческого потенциала дошкольников старшего возраста посредством углубленного изучения изобразительно искусства

В современном мире, где рядом с на­деждами живёт тревога о судьбах чело­вечества и планеты, наиболее прогрес­сивно мыслящие люди видят всю важ­ность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего должен быть сози­дателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим нача­лом. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает един­ство формирования эстетического отно­шения к миру и художественного разви­тия средствами разных видов изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.   Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе, студиях.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Основная задача - максимально способствовать развитию творческих возможностей и способностей ребенка, вести углубленную работу по изобразительной деятельности.

Актуальность исследования связана с необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработки методического обеспечения и создания необходимых педагогических условий для осуществления процесса становления творчески развитой личности обучающихся дошкольного возраста посредством углубленного изучения изобразительного искусства. Приходится констатировать тот факт, что в педагогической литературе рассматриваются лишь общие аспекты ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

Таким образом, актуальность проблемы исследования возникает из противоречия между: необходимостью становления и развития творческих способностей дошкольников и недостаточными возможностями традиционного образовательного процесса.

Данное противоречие определило направление исследования:   организация занятий кружковой деятельности по изобразительному искусству.Среди разнообразных форм работы с детьми большой интерес педагогов и родителей вызывает организацию углубленной работы по эстетическому воспитанию и, в частности, более глубокая и направленная работа по изобразительной деятельности.   Работа в студии связана с общей воспитательно – образовательной деятельностью в саду, но не повторяет занятия в группе. Основная задача изобразительной или художественно-творческой дея­тельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, предс­тавления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельнос­ти. Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходи­мо помнить о ее специфике — это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это — художественно-творчес­кая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Как уже неоднократно отмечалось, в изображении дети передают те впечатления, которые они получили от окружающего мира и произве­дений искусства. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого, — связь обучения с жизнью.

Развитию творческих способностей, активности, воображения способ­ствуют: разнообразие предоставляемых детям изобразительных материа­лов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений.

Опыт работы предусматривает ознакомление обучающихся с основами цветоведения, композиции, рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Всю работу строили так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным, соответствовало возрастным особенностям. Была разработана авторская программа «Волшебный мир красок». Основное направление работы строилось на создание условий для усвоения начальных знаний по композиции, цветоведению, живописи, лепке, приемов работы и техник выполнения живописными материалами (акварель, тушь, гуашь, пастель, цветные карандаши, уголь, сангина, соус). Были разработаны и изготовлены дидактические игры для раздела цветоведение, чтобы обучающиеся могли иметь представление о колорите, гармоничном сочетании цвета и тона, светлотном и цветовом контрасте пространственных свойствах цвета, теплохолодности оттенков. Умели работать цветом, используя многообразие оттенков с натуры и по представлению, применяли самостоятельно для создания выразительных образов. В предметном рисовании рассматривались простые и сложные элементы формообразования; элементы формообразования в дизайне, архитектуре, стилизация формы; пропорции объектов (одушевленных и неодушевленных), объекты в состоянии покоя, в движении. В сюжетном рисовании рассматривались приемы передачи движения в композиции при помощи ритма, асимметричного и диагонального построения рисунка, передача покоя, композиционной целостности, равновесия, выделение сюжетно-композиционного центра. Также образовательный процесс строился таким образом, что полученные знания по цветоведению использовались в работе над сюжетной композицией, в предметном рисовании и наоборот.

Программа предусматривает работу акварелью по-сырому, алла прима, лессировкой, оптическое смешивание цвета методом пуантилизма (точками локальным цветом), умение смешивать цвета на палитре, особенности работы акварелью, гуашью, пастелью, мягкими графитными материалами сангиной углем соусом.

Основным направлением работы с обучающимися являлось развитие способностей самостоятельно рассматривать предметы, умение анализировать свойства предметов и явлений, которые находят отражение в изобразительной деятельности. С другой стороны придавалось большее, значение умению охватить предмет в целом, в совокупности его свойств и отношений между ними. Формировалось восприятие натуры, оно приближается к тому, что будет требоваться в школе для обучающихся 2-го года обучения. Если ранее дети усваивали типичную форму, строение, цвет предмета, то теперь они осваивали свойства, присущие конкретному предмету.

В результате образовательной деятельности повысился уровень усвоения знаний обучающихся. Развились такие качества как самостоятельность при решении определенных задач в работе, умение преодолевать трудности, инициативность. Дети научились работать с различными материалами в различных техниках. У них возникает потребность расширения кругозора, становятся более наблюдательными, интересуются литературой, телепередачами о природе, искусстве. Делятся впечатлениями о поездках, отражают свои эмоции в рисунках. В коллективе ребята становятся более внимательны друг к другу, умеют с уважением относится к чужой работе, объективно оценивать рисунки. Работы, выполненные более содержательны, в сравнении с началом учебного процесса, близки к реальному изображению. Ребята с удовольствием участвуют в выставках, конкурсах, выполняют самостоятельно рисунки дома, рисуют с натуры и по представлению.

Таким образом, в результате проделанной работы было сделано заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по углубленному изучению изобразительного искусства, способствует:

  •  получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
  • приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
  •  развитию художественного вкуса, колористического, композиционного мышления.
  •  возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
  • появлению интереса к истории изобразительного искусства.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608