Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании
29 минут 3141 1029

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании

Ustinov foto copy copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Устиновым Павлом Афанасьевичем, преподавателем МБОУ ДОД «Детская школа искусств с. Тогур» Томской области. Сегодня Павел Афанасьевич в своей статье познакомит нас со здоровьесберегающими технологиями в музыкальном образовании. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Павла Афанасьевича:

«Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью, в связи с этим возросло внимание к здоровью детей. Эта проблема встаёт особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу».

Полезного чтения… 


Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании

Здоровьесбережение как залог успешного обучения.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью, в связи с этим возросло внимание к здоровью детей. Эта проблема встаёт особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.

В настоящее время большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, неврологические нарушения, заболевания опорно-двигательного аппарата, что ведёт к отставанию в учёбе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Все эти обстоятельства требуют от  преподавателей определённых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципахздоровьесбережения.

Любое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Мы должны создать условия для успешного обучения, правильно организовать учебный процесс, что будет содействовать сохранению и укреплению здоровья наших учеников. Каждому преподавателю нужно обучиться здоровьесберегающим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих подопечных и себе в том числе.

Модель здоровьесберегающего обучения.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями, в широком смысле, можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья обучающихся, это те педагогические приёмы и  методы, которые не наносят вреда здоровью детей, обеспечивают им безопасные условия пребывания и обучения. Тем самым создаётся образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов, даёт возможность учителю решать проблемы обучения успешнее, а детям облегчает напряжённость учебного процесса, а значить эффективность обучения возрастает.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющие: «обучающая» и «сохраняющая здоровье» ребёнка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, базирующаяся на  педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения.

«Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. Также к «сохраняющей здоровье среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К примеру, помещение класса должно быть чистым, проветренным, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг и лёгкие; достаточно освещённым, чтобы зрение не испытывало никакого напряжения. Преподаватель должен чувствовать, когда ученик устал (у него пропадает заинтересованность, становится рассеянным внимание) и предпринимать все возможные методы и приёмы для снятия утомления.

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности ребёнка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, самостоятельности, ответственности. Преподаватели для сохранения здоровья детей должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребёнка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим нормам и т. д.

В системе общего образования вопрос о сохранении здоровья школьников разработан достаточно полно и носит систематический характер. Возможности дополнительного образования в этой сфере изучены в меньшей степени. Стоит задуматься, что даёт ребёнку обучение в школе искусств с точки зрения здоровьесбережения?

Организация образовательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий.

Занятия в школе искусств, обучение игре на музыкальных инструментах положительно отражаются на здоровье ребёнка – развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка,развивается внимание и память. И что важно, общение в кругу близких по интересам друзей снимает усталость после школьных уроков.

       Поскольку основой любого образовательного процесса является урок, то и его влияние на здоровье обучающихся является наиболее важной частью в этой сфере. На мой взгляд, урок в музыкальной школе неразрывно связан со здоровьесберегающими технологиями. Занимаясь со своими учениками индивидуально, мы имеем возможность строить урок с учётом работоспособности детей, свести к минимуму отрицательные моменты, если они вдруг возникают. Индивидуальный репертуарный план составляем в соответствии с возможностями и музыкальными способностями ребёнка, подбирая программу, при исполнении которой, он чувствовал бы себя комфортно и уверенно.

От нас, преподавателей, требуется рационально организовать и провести урок. Важно помнить, что как однообразный урок, так и частые смены одного вида деятельности на другой приводят ребёнка к быстрой утомляемости. Нормой считается использование 4-7 видов работы за урок, но не менее 3-х видов. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, работой над произведениями, которые ученик уже знает наизусть, подбором знакомых мелодий, повторением теоретического материала и т.д. Если в течение 30-35 минут на уроке специальности используется один вид деятельности (например, работа по нотам), то это приведёт к снижению уровня восприятия материала учеником.

Для активации инициативы и творческого самовыражения обучающихся используются методы:

-свободного выбора (выбор приёмов исполнения, свобода творчества и т. д.),

-активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ученик как исследователь и др.),

-методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др.

Такие  приёмы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление – это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.

Ребёнок приходит на уроки в нашу школу после того, как провёл полдня в общеобразовательной школе, отсидев за партой, а здесь опять приходиться стоять с инструментом, держать локти, ставить пальцы, держать правильно ноги, смотреть в ноты! Преподавателям надо не забывать, что в детском возрасте идёт формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную, поэтому больше 25 минут ребёнок не может сидеть, или стоять в одном положении. У малышей мышцы плечевого пояса и бёдер развиты хорошо, а мышцы спины ещё слабо развиты, поэтому стоять в вынужденной позе ему очень трудно. Ребёнку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. И, конечно же, поза ученика за инструментом должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил.

На начальном этапе обучения, когда мы занимаемся со своими учениками  тем, что обычно принято называть «постановкой рук», гимнастика является обязательной составной частью урока по специальности. Все преподаватели духовых инструментов знают об этом. С помощью этой гимнастики дети учатся чувствовать свободу своего тела, гибкость рук, развивают двигательную активность пальцев. В упражнениях, направленных на развитие крупных рычаговых движений рук, крупных мышц плечевого пояса и спины воспитывается лёгкость, полётность движений. Выполняя пальчиковые упражнения, дети учатся ощущать дифференцированную работу каждого пальчика в отдельности и в различных комбинациях с остальными пальцами, развивается и кожная чувствительность, чуткая тактильность кончиков пальцев. Особенно нужна такая гимнастика детям младшего возраста, так как у малышей ещё мало развиты мелкие мышцы кистей рук, которые должны действовать во время игры на инструменте. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают. На каждом уроке отводится от 5-ти до 10-ти минут на комплекс упражнений, содержание которого может варьироваться в зависимости от целей и задач урока. Для снятия зрительного напряжения, во время занятий можно применять упражнения для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз; нарисовать глазами восьмёрку. Это не займёт много времени, но принесёт несомненную пользу.

Благоприятный психологический климат на уроке – это один из показателей его успешного проведения и фактор здоровьесберегающего обучения. Заряд позитивных эмоций, полученных учеником на уроке, создаёт атмосферу творчества и взаимопонимания. И наоборот, наличие стрессов, постоянное напряжение, отрицательные эмоции с обеих сторон свидетельствуют о преобладании на уроке тенденций, губительно сказывающихся на здоровье ученика. О личности педагога, каким он должен быть, написано много! В ряду качеств, которыми мы должны обладать, есть и  доброжелательность. На уроке должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, шутке, весёлым и безобидным сравнениям, использованию поговорок, афоризмов и т.д.

При планировании урока необходимо учитывать следующие моменты:

- плотность урока,  т.е.  количество времени,  затраченное учеником, непосредственно на учебную работу (рекомендуемые показатели колеблются в диапазоне от 60% до 80%);

- момент наступления утомления и снижения активности внимания ученика (норма – не ранее, чем за 5-10 минут до окончания урока);

- темп и особенности окончания урока (желательно, чтобы завершение урока было спокойным: ученик имел возможность задать вопросы, учитель мог записать задание в дневник, сделать акценты на наиболее важных деталях в домашней работе).

К одному из аспектов здоровьесбережения следует отнести систему выставления оценок. На уроке преподавателю надо найти возможность поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения и недоработки в домашних занятиях, хороший результат даёт обсуждение оценки за урок совместно с учеником, чтобы он понимал, к какому результату нужно стремиться. Оценка за урок складывается из нескольких составляющих: самооценка, совместная оценка учителя и ученика, окончательная оценка. Во время обсуждения выступлений обучающихся на академических концертах и экзаменах комиссия прислушивается к мнению преподавателя по специальности, характеристике музыкальных данных ученика, учитывает различные индивидуальные психофизиологические особенности детей, стараясь избегать негативных моментов, влияющих на их психику.

Таким образом, рационально организованный урок, включающий в себя чередование разнообразных видов деятельности, физические и эмоциональные разрядки, исключит проблемы переутомления, сохранит у ребёнка внимание, активность на протяжении всего урока, интерес  к занятиям.  В итоге обучение будет успешным, что принесёт удовлетворение и ученику, и преподавателю.

Оздоравливающее воздействие музыки.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но и может привести в возбуждённое состояние. Занятия музыкой укрепляют иммунную систему, что способствует снижению заболеваемости, улучшают обмен веществ, активнее происходят восстановительные процессы.

«Музыка, её первый звук, родились одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

Ещё в древности выделяли три направления влияния музыки на человека:

- на духовную сущность человека,

- на интеллект,

- на физическое тело.

Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому древние мудрецы поклонялись «Единой силе Души, Мелодии и Песни». Именно «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии. Они придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – Барды, – которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять; о том, как создать инструменты, способные исцелять, или причинять вред.

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева, они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом.

Ещё в III веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, в котором музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний, их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Начиная с XIX века, в результате экспериментальных исследований, наука накопила немало жизненно-важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. Особенно интенсивно изучается влияние музыки на человека в последние десятилетия. Исследования ведутся в нескольких направлениях:

- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

- влияние музыки  Великих композиторов,  индивидуальное  воздействие отдельных произведений композиторов;

- воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, чтомузыка – мощнейший источник энергий, влияющий на человека. Выдающийся психотерапевт, академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.

С 1969-го года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Исследования, которые проводил  директор детского центра восстановительного лечения, доктор медицинских наук М.  Лазарев показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм, они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Френсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому эта музыка не нравится.

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред, музыка – не исключение. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз – «музыкальный наркоман». Швейцарские учёные доказали, что после рок-концерта, побывавшие на нём слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть информации в головном мозге. Американские врачи утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости и, как следствие, на функционирование желёз, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.

Едва ли не «общей темой» в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверх громких звуков,  подобное воздействие специалисты называют «музыкой – убийцей», «звуковым ядом». Русскому психологу Д. Азарову удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства. По его словам, несколько раз прослушав эту музыкальную фразу, ощущаешь такой прилив мрачного настроения, что сам готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков – убийц». Как отмечают психологи, в последнее время появились новые музыкальные направления, которые разрушительно действуют на живые организмы. Жаль, что современная музыка так часто аритмична, аритмичность - есть разъединение, грубый ритм - есть отупение.

Вернёмся к классической музыке. Учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Например, романтическая музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, П. Чайковского, Ф. Шопена помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединённых занятий. Джаз, блюз поднимают настроение, избавляют от депрессий. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Но самый большой эффект, по мнению специалистов, на человека оказывают мелодии В. А. Моцарта, этот музыкальный феномен, до конца ещё необъяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта». Почему именно Моцарт? Пока точного ответа на этот вопрос нет! Могу лишь привести  некоторые соображения детского психолога А. Зака и преподавателя музыкальной школы Л. Мадорского: «Значительная часть музыки Моцарта написана в совсем юном возрасте и, может быть, поэтому близка детям. Музыка Моцарта ясна и понятна. Моцартовская музыка в большей степени, чем музыка других композиторов, соответствует самому важному правилу золотой середины: «не слишком». Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не слишком громкая и не слишком тихая. Возможно, музыка Моцарта, выражаясь научным языком, помогает восстанавливать энергетический баланс». Как говорил в своё время Пифагор, приводит страсти к равновесию.

Что даст ребёнку музыкальное образование?

О плюсах и минусах занятий музыкой можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» обучения в школе может стать дополнительная нагрузка, ведь ребёнок должен проводить достаточное количество времени на занятиях в школе, заниматься за инструментом дома, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе. Мнение о том, что музыка, по нынешним временам, занятие бесперспективное и праздное, разделяется немалым количеством родителей. Среди доводов – невысокий процент детей, которые сделают её своей профессией, и невысокий же уровень зарплат профессиональных музыкантов, а также целый букет тезисов, среди которых и непомерные амбиции родителей, и нецелесообразность «отвлекать» детей от получения более полезных знаний, да и много чего ещё.

То, что музыкальные школы, несмотря на громкие разговоры о гармоничном воспитании, переживают не лучшие времена, секретом не является. И дело не только в пресловутой «демографической яме», скорее в резком падении мотивации обучать ребёнка именно музыке. Вот в этом отсутствии мотивации мы и оказались далеко позади тех стран, которые принято называть развитыми. Нет-нет, в них вовсе не кинулись приумножать ряды профессиональных музыкантов! «Музыка стимулирует работу мозга» - утверждает в своей книге «Музыкальные способности» ведущий специалист в области теории и практики тестирования специальных способностей, проректор Российской академии им. Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук Дина Кирнарская и приводит данные многочисленных исследований своих западных коллег: «Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая её частью мышления и в некоторой степени её источником». Вот в чём, оказывается, причина разветвлённой сети музыкальных школ в Финляндии, рекордное количество музыкальных факультетов в США, возведённое в ранг государственной политики музыкальное образование в Японии. Экономические (и прочие) успехи перечисленных стран общеизвестны. Причём здесь музыка? Оказывается абсолютно при всём.

Дина Кирнарская в статье «Новый имидж музыкального образования в XXI веке» пишет: «Если учиться, то первый вопрос: «Для чего? Что это даст моему ребёнку?»… Нам нужно от узкопрофессионального музыкантского подхода перейти к более широкой философии музыкального образования, которое будет руководствоваться новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!». Образование – это отнюдь не способ накопления неких полезных знаний, которые потом можно будет «продать». Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода к самым разным явлениям, своей способности воспринимать всё новое и осваивать новые идеи и способы действия. Это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам, получая позитивный результат».

Как подтверждение того, что музыкальное образование необходимо для комплексного развития ребёнка, попробую перечислить те положительные качества, которые развиваются у детей в процессе музыкального обучения:   музыкальное образование

-способствует творческому раскрытию и реализации личности,

-развивает образное мышление и творческие способности,

-обогащает внутренний мир и расширяет мировосприятие,

- развивает различные виды памяти: зрительную, слуховую, механическую, автоматическую, длинную и короткую виды памяти,

-развивает мелкую моторику и ритм, что напрямую связано с деятельностью мозга,

-развивает организацию деятельности,

-развивает концентрацию внимания,

-развивает сосредоточенность,

-развивает трудолюбие,

-развивает стремление к прекрасному, желание добиваться поставленной цели,

-укрепляет психологическую выдержку, помогая избавиться от негативных блоков, программ и комплексов,

-развивает артистичность и коммуникабельность,

-духовно обогащает индивидуальность.

Духовно-душевное преобразование личности ребёнка, которое происходит в процессе музыкального обучения и приобретение вышеперечисленных качеств, является залогом будущего успеха в жизненном становлении личности.

Узбекский учёный М. Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: «Хаос не в мире, он внутри нас». И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Если каждый из нас задастся целью не только обучать детей, но и думать о сохранении их физического и психического здоровья, будет стремиться к этой цели – выиграют, в конечном счёте, наши ученики. Пробудить заложенное в ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться учитель.

Приложение

Упражнения для подготовки рук будущего музыканта на духовых и ударных инструментах

Эти упражнения помогут маленькому музыканту сделать руки гибкими, свободными, движения рук естественными, помогут в развитии двигательной активности пальцев:

  1. «Шалтай–болтай». Ученику нужно встать прямо, слегка нагибаясь при этом вперёд, со свободно опущенными руками. Затем начать покачивать руки навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, вернуться в исходное положение.
  2. «Мельница». Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, руки свободно висят вдоль туловища. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперёд, как маятник. Делать эти раскачивания всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
  3. «Дирижёр». Ребёнок «дирижирует» под музыку. Дома родители могут включать записи любимых произведений ребёнка. Стараться, чтобы движения рук были плавными и пластичными, дыхание ровным и свободным, плечи не поднимались.
  4. «Полёт большой красивой птицы». Ученик свободно размахивает руками, имитируя полет птицы (например, лебедя). Движения плавные, ведь птица красивая.
  5. «Маленькие пластилиновые шарики». Ребёнок катает воображаемые пластилиновые шарики между 1-2, 1-3, 1-4, 1-5-м пальцами.
  6. «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 3 и 4,1 и 4 пальцы. Преподаватель даёт команду, а дома это делает мама, какими пальцами шагать. Можно рассказать историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Обратить внимание ребёнка на то, что ноги гнома шагают, колени согнуты, а сидит гном на стульчике, спокойно, не подпрыгивая. Ученику становится понятно, что кисть остаётся в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
  7. «Кружки». Рисование в воздухе кружков поочерёдно 2, 3, 4, 5 пальцами (сначала в одну, потом в другую сторону). Рука должна быть полностью расслаблена. Особенно нужно следить за 1-м пальцем, чтобы он работал легко, без напряжения.

Список используемой литературы:

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие, издание шестое. – М.: Советский композитор, 1992г.
  2. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты./И. В. Возвышаева / Школа здоровья – 2001г., №1
  3. Горяев В. Здоровье детей – категория педагогическая./Статья// Воспитание школьников – 1999г., №1
  4. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - /Н. В. Сократов и другие. – Оренбург: 2001г.
  5. Кирнарская Д. К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке.// Область культуры. – 2008г., №2
  6. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: «Каро», 2005г.
  7. Курбатова Л. Мозг, творчество.// Начальная школа плюс: до и после. – 2003г., №5
  8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии. – М.: АРКТИ, 2003г.
  9. Соковня-Семёнова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999г.
  10. Сократов Н. В., Феофанов В. Н. Мотивационные основы здоровье-сберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург: 2001г.
  11. Ступицкая М. А., Белов А. В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды./ Школа здоровья. – 2003г., №3
  12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979г.
  13. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып. 11. – М.–Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
  14. Яковенко Т. Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004г

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2271 608