Дорогие друзья, мы рады представить вам Чаплыгину Елену Сергеевну, преподавателя МОУДОД «Снегиревская ДШИ» Московской области. Сегодня Елена Сергеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Конспект открытого урока «Лепка подсолнуха для панно с детьми 9-10 лет».
Краткий комментарий к статье от Елены Сергеевны:
«Конспект предназначен для педагогов ИЗО и внеурочной деятельности, а также для тех, кто любит что-то новое и необычное использовать в своей работе».
Творческого чтения…
Конспект открытого урока «Лепка подсолнуха для панно с детьми 9-10 лет»
Задание «Панно из солёного теста «Подсолнухи» состоит из 2х уроков. Первый урок - лепка цветка подсолнуха для панно, а второй урок-роспись композиции. Данный конспект содержит материал по первому уроку.
Цель: - научить детей лепить подсолнухи и составлять панно из отдельных цветов.
Задачи образовательные:
- закрепить навыки: раскатывания «колбасок», «шариков» , «капелек»;
- закрепить навыки соединения и декорирования готовых изделий;
- научить придавать изделию законченный вид;
- закрепить понятие «панно», «композиция»;
Задачи развивающие:
развивать наблюдательность,
-развивать произвольное внимание, фантазию;
Задачи воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Необходимые материалы, инструменты и приспособления:
- Соленое тесто (неокрашенное).
- Лист плотного картона.
- Салфетки бумажные.
- Стаканчики с водой для смачивания кисточки.
- Стеки и зубочистки.
-Кисточка для воды.
- Мука.
Оборудование: работа – образец, телевизор и ноутбук для демонстрации слайдов, букет подсолнухов.
Содержание занятия:
Организационный момент
- подготовка рабочего места;
- приветствие.
Основной момент
1. Введение в тему: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться лепить необычный цветок - символ. Что это за цветок, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат (подсолнух)
Правильно, это цветок подсолнуха. Он символизирует величие, достаток, прочность и теплое южное солнце. Подсолнух можно считать одним из символов Кубани. Это один из уголков нашей необъятной Родины. На Кубани выращивают подсолнухи, Кубань – солнечный край, а подсолнух похож на солнце.
Показ слайдов с фотографиями цветов подсолнуха, цветущих полей.
Вот такие красивые цветы мы сегодня слепим и составим из них небольшую композицию. Показ образца панно.
2.Теоретическая часть занятия:
Рассматривание образца детьми, анализ изделия.
-Ребята, давайте внимательно рассмотрим панно. Из каких деталей оно состоит? (Цветы, стебли, листья, ).
-Одинаковые ли по размеру все цветы? Листья? (Разные - большие и маленькие) Стебли? Травинки? (Длинные и короткие) На поле можно увидеть крупные и мелкие цветы, высокие и низкие растения.
Придумываем свою композицию (выбираем место расположения высоких и низких растений, выстраиваем отношения между ними). Порядок лепки.
Объяснение преподавателя.
- Подготовим рабочее место (дети объясняют: посыпаем мукой стол, картон, на котором будут сохнуть детали, руки, чтобы тесто не прилипало и наберём воды в стакан для склеивания деталей, приготовим инструменты: стеки, зубочистки, кисточку.)
- Возьмем кусочек теста и разомнем его в руках.
- Изготовим сердцевину. (Скатаем «шарик», смочим края водой и вложим внутрь венчика. Зубочисткой сделаем дырочки - семечки).
- Изготовим лепестки подсолнуха (педагог напоминает детям знакомый приём лепки: скатать «шарик», раскатать из него колбаску, нарезать её на бруски от 5 до 6 см,прижать, вытянуть и сформировать из брусочков лепестки. Объяснение сопровождается показом).
- Соединим сердцевину и лепестки с помощью кисти и воды и положим на картонку для просушки.
- Скатаем стебли – тонкие «колбаски» и приклеим их водой к цветам.
- Слепим листочки – «капельки» и стекой прорежем прожилки (приём лепки детям знаком), приклеим листики к стеблям.
- Проверим, чтобы детали не приклеивались к основе, правильно располагались.
Мы проговорили все этапы лепки, цветок – напоминание перед вами, а теперь приступим к работе.
3.Практическая часть занятия
Для начала давайте немного отдохнем.
Физминутка
Во дворе растёт подсолнух
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
Дети готовят рабочее место, лепят элементы, декорируют их и располагают в соответствии с задуманной композицией. Педагог оказывает помощь некоторым ребятам, контролирует выполнение работы.
Ребята, наши работы почти готовы, мы их положим на окно, чтобы они высохли полностью. Давайте посмотрим, какие великолепные цветы у нас получились.
Итог занятия
Анализ готовых работ
Дети анализируют композицию своего панно:
-всё ли они успели сделать, какое «настроение» у их произведения, смогли ли они донести свой замысел до зрителя (как они сами думают).
- общее впечатление (понравилось лепить или нет, что больше понравилось)
Педагог обращает внимание на:
- аккуратность выполнения работ;
- выдумку и фантазию при выполнении работы, самостоятельность.
На следующих занятиях дети раскрашивают высушенные работы, приклеивают их к основе, покрывают лаком и оформляют в рамки.
Заключение.
Областью исследования моей работы является методика преподавания тесто пластики.
Объектом исследования послужило выявление творческих способностей у учащихся младших классов на уроках тесто пластики .
Предмет исследования- предмет по выбору тесто пластика как фактор развития творческих способностей у учащихся младших классов.
Для проведения исследовательской работы были использованы следующие методы:
- беседа;
- тестирование;
- оценивание.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы.
Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определённым нормам путём анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Оценивание - это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое.
Главная задача обучения состоит в том, чтобы не просто сообщить учащимся определённый объём готовых знаний, а научить их приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Чем больше человек знает и умеет, тем легче ему удовлетворить потребность своего самовыражения в конкретном творчестве.
Детское творчество - это «эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны».