Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Исследовательская и проектная деятельность как один из инновационных методов моделирования образовательного процесса на основе ФГОС
9 минут 3548 874

Исследовательская и проектная деятельность как один из инновационных методов моделирования образовательного процесса на основе ФГОС

Dranaya fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Драной Анжеликой Жановной, воспитателем МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский Тюменской области. Сегодня Анжелика Жановна , с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по организации исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками на основе ФГОС. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Анжелики Жановны:

«Целью ФГОС для дошкольного воспитания является формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора дошкольников. Особенно интересным и эффективным, является внедрения в практику педагогических и детских исследовательских проектов».

Интересного чтения…


Исследовательская и проектная деятельность как один из инновационных методов моделирования образовательного процесса на основе ФГОС

Посмотреть фотографии к статье

Посмотреть приложение

Целью ФГОС для дошкольного воспитания является формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора дошкольников. Меняется жизнь нашего общества, и необходимо постоянно искать новые нестандартные, прогрессивные формы и методы учебно-воспитательной работы с детьми.

Внедрение в практику работы с детьми педагогических и детских исследовательских проектов на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных методов для достижения поставленных целей. Они помогают сформировать определенные навыки и умения, необходимые ребенку - будущему школьнику:                                                                                                                                                                              

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшие);

-социального взаимодействия (сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе работы над проектом – оказание помощи товарищам и принятие помощи от них);

-оценочные (умение оценить ход и результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (умение - самостоятельный поиск нужной информации);

-презентационные (умение выступать перед аудиторией: отвечать на незапланированные вопросы, демонстрировать артистические способности);

-рефлексивные (умение отвечать на вопросы: чему я научился и что еще предстоит узнать? Я адекватно выбираю свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс: рассчитывать время, место, ресурсы; принимать решения, распределять роли в коллективном деле).                                                                                      

Должна сказать, чтобы проектная деятельность стала творческой, детей на первоначальных этапах нужно учить. В традиционной методике работы над проектом выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста.                                                                                                              

Первый этап – подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.

Второй этап – развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий. Он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит в несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.                                                                                                                                                                

Я применяю метод проектной деятельности с детьми много лет. За 4 года со старшими дошкольниками (я работала с этим возрастом) было создано более 20 проектов различной направленности и длительности. Из личного опыта могу сказать, что наиболее эффективными являются те проекты, где инициатива начального этапа (тема, проблема) идет не от педагога, а от самого ребенка. А ему интересны те объекты, процессы, явления, которые происходят непосредственно вокруг него, в его малой Родине. Поэтому, самыми интересными из них были «Знакомство с творчеством художников Белоярья» (слайд2) (новый продукт проекта – галерея детской живописи в стиле национальных художников Гришкиных.), «Дом, который не сгорит» (слайд 3)(новый продукт – проект дома для детей Белоярья и новый несгораемый материал- глинобетонопласт), - «Времена года в Белоярье»(новый продукт – картины группы и сказки по каждому времени года)(слайд4 ), «По Белоярскому с веселым Светофориком» (новый продукт – напольная игра «По Белоярскому с веселым Светофориком») (слайд 5)и многие другие.  

В ноябре 2014 года у нас окончился детский исследовательский проект «Загадка хантыйских узоров», который предлагается вашему вниманию в конкурсе « Профи 2014».                                                                                                                  

Проекты могут быть следующих типов: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день. Этот детский исследовательский проект длился 3 месяца (сентябрь-ноябрь 2014г.)

Три последних года в проектировании мы применяем ТРИЗ. Исследовательская деятельность дошкольников по ТРИЗ технологии, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, предполагает несколько этапов. Она не предусматривает заведомо известных результатов.

Последовательность работы над проектом:

1 этап – Постановка проблемы

2 этап - Сбор копилки материалов: изучение теории, посвященной данной проблематике

3 этап - Составление картотеки: подбор методик исследования и  практическое овладение ими, сбор собственного материала (составление морфологической таблицы) - его анализ и обобщение

4 этап - Модель нового качества (собственные выводы)

5 этап – Практическое изготовление нового продукта с изменением изначальных признаков (размера, влажности, рельефа и т.д.). Это зависит от цели и задач выбранного исследования            6 этап - Презентация проекта (научный комментарий)

7 этап - Новая проблема (вытекает в ходе исследования первоначальной проблемы).

Эффективность этого метода очевидна. Без внедрения метода проектной деятельности общее усвоение программы ДОУ подготовительной группы 2009 года было 79%. После внедрения в 2011 - 86%, 2013г-91,5%.

Таким образом, в связи с требованиями ФГОС необходимо использовать данный метод. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию дошкольника. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608