Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме
10 минут 2971 728

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме

Volkova foto copy copy copy copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Волковой Ириной Серафимовной, воспитателем ГБОУ ООШ № 15 СП «Детский сад «Пчёлка» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Ирина Серафимовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме. Статья будет полезна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Серафимовны:

«Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых».

Полезного чтения…


Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме

Посмотреть статью в полной версии

  1. Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме.
  2. Анализ ситуации.

Главная ценность в образовании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. В этом периоде закладываются основы человеческого в человеке.

Современное общество делает запрос на формирование личности ребенка умеющей сберегать своё здоровье: должен уметь адекватно вести себя на дороге и в транспорте, знать и соблюдать правила перехода через дорогу, уметь планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, уметь беречь своё здоровье, не создавая и избегая опасных ситуаций на дорогах, соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе.

Проблема.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной  многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожной безопасности, у ребенка в этом возрасте не сформированы представления об опасных ситуациях на дороге, нет практических навыков действий в момент опасности и безучастное отношение  взрослых, их недостаточный надзор.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка.  Очень важно, чтобы соблюдение правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых. Нередко бывает так, что взрослые перебегают дорогу с ребенком на красный свет, а сами говорят ему, что так делать нельзя. Ребёнок недоумевает, почему взрослому можно, а ему – нельзя! Наш детский сад находится во дворе, но скоро детям предстоит пойти в школу и переходить дороги с большой плотностью движения. Как уберечь их от того, чтобы не перебегать дорогу в неположенном месте, быть внимательными, соблюдать правила дорожного движения. Все это послужило толчком к созданию проекта «Дорожная азбука».

Цель: формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Задачи:

1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

3. Закрепить знания о работе светофора.

4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Участники

Воспитатели, родители. Дети старшей группы

  1. Планируемые результаты

1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Система работы

 Образовательная деятельность по данной образовательной области осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь НОД по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии и занятия в автогородке), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений.  НОД по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

Этапы реализации:

Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год

Организационный: Постановка цели и задач, подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, музыкальных произведений, подбор наглядно-иллюстративного материала., видеоматериалов

Основной:

План-график выполнения проекта «Дорожная азбука»

Заключительный: спортивный праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

Диагностический инструментарий

Оценка эффективности

В результате реализации проекта у детей будет сформировано осознанное выполнение правил дорожного движения

Методы оценки успешности проекта.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познание», а именно «Формирование основ безопасного поведения в социуме» осуществляется путем наблюдений за детьми, бесед с использованием диагностической методики Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам». В дополнение к этому разработаны дополнительные критерии для оценки степени освоения дошкольниками правил дорожной безопасности:

- имеет представление о труде работников государственной инспекции дорожного движения и уважительно относится к их труду; осваивает новые роли и способы действия в опасных дорожно-транспортных ситуациях,

- сформировано представление о правилах поведения на дороге и в транспорте,

- знает правила безопасного поведения на дороге и в транспорте, умеет вызвать скорую помощь

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

Кадровые.

- обучение на курсах повышения квалификации по вопросам нетрадиционных подходов обучения дошкольников по образовательной области «Познание»,

- организовать мастер-класс «Азбука безопасности», «Правила для пешеходов и пассажиров» для родителей учебно-методические.

Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности, проекты: «Правила дорожные знать каждому положено», «Правила движения – достойны уважения», составление картотеки дидактических игр по обучению дошкольников правилам дорожного движения («Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару», «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др.), викторины, составление сценариев развлечений: «Приключения Мухи, или хитрости Паука на дороге», «Дорожная азбука», «Посещение инспектора дорожного движения», «Путешествие в город дорожных знаков». Разработка буклетов и методичек «Знать правила дорожного движения обязан каждый».

Материально-технические.

Создание в группе уголка по дорожному движению, подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные, переносные, модель светофора и т.д. Приобретение: наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), конструктора, пособий и игр по обучению детей ПДД. Настольный макет дорожного перекрестка, видеозаписи по дорожной безопасности, фотографии с места аварий, мультфильмы, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Подумай и ответь», «Перейди дорогу», «Вызови скорую помощь».

Организационные.

Организация встреч с участниками ДТП, с сотрудниками ГИБДД.

Информационные

Подборка периодических изданий по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности: журнал «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Справочник старшего воспитателя».

Подбор детской художественной литературы: А.Кривицкая «Мчит по рельсам электричка», П.Иванов «Азбука улицы», С.Михалков «Моя улица», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»Ю.М.Коссой «Трамвай идет по городу», «Шел Саша по шоссе…», А.Громыхин «Змей – угонщик и ГАИ», «Мультивизор «Светофор».

Информационные плакаты по безопасности дорожного движения, использование ИКТ и интернетресурсов.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что главный показатель качества обучения всех участников данного проекта «Дорожная азбука» – это снижение  дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Список используемых источников:

1.«Правила дорожного движения для детей». Составитель Терентьева Н., Москва, 2010 г.

2. «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Данилова Т. И., Детство-пресс, 2009г.

3. http://www.maam.ru

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607