Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование эмоций у детей 5-7 лет с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности
11 минут 3033 998

Формирование эмоций у детей 5-7 лет с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности

Mekleushanova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Меклеушановой Еленой Александровной, воспитателем МОУ «Начальная школа - детский сад № 2» г. Волгограда. Сегодня Елена Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию эмоций у детей 5-7 лет с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности. Статья будет полезна воспитателям и педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:

«Формирование представлений о мимике и пантомимике людей происходит в процессе общения с окружающими. Дети, имеющие нарушения зрения, тем самым лишены возможности дистанционного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике у них очень расплывчатые, непрочные, что затрудняет межличностные общения».

Познавательного чтения…


Формирование эмоций у детей 5-7 лет с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности

Формирование представлений о мимике и пантомимике людей происходит в процессе общения с окружающими. Дети, имеющие нарушения зрения, тем самым лишены возможности дистанционного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике у них очень расплывчатые, непрочные, что затрудняет межличностные общения. Чтобы ребенок был готов к жизни, уверенно чувствовал себя в большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями, расширять круг взаимодействия. Это значит, что ребенок должен вступать в контакт с незнакомыми для него людьми, налаживать доброжелательные, дружеские или деловые отношения. Самый распространенный и понятный ребенку вид детского творчества – театрализованная деятельность. Совершаемое самим ребенком, наиболее близко связывает творчество с личными переживаниями.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события, формируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников всегда имеют нравственную направленность. Недаром в современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, социально-эмоционального развития ребенка.

Выражение эмоций и определение их у детей с нарушением зрения на низком уровне, т.к. они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. Не владея мимикой лица, дети не могут показать свои эмоциональные состояния, а также оценивать эмоции партнера. Поэтому процесс взаимодействия носит ситуативный характер.

Неразвитость неречевых средств общения отрицательно влияет на развитие речевого общения. Дети затрудняются имитировать действия даже с хорошо знакомыми предметами. Эти недостатки указывают на необходимость специального обучения детей имеющих зрительную патологию в сензитивный период.

Работу с такими детьми я проводила в несколько этапов.

На первом этапе – диагностическом эффективным средством формирования эмоций у детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности явились упражнения подражательно – исполнительского характера. ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЛИЦА, ТЕЛА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. Дети знакомятся с разными эмоциональными состояниями (радость, грусть, страх, злость, удивление), способами их выражения, с графическим изображением эмоций, учатся различать и понимать их. Знакомятся со словами, обозначающими разные эмоциональные состояния. Решению этих задач способствуют: игры и упражнения «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), «Сделай наоборот», «Зеркало» и др., чтение произведений, просмотр и обсуждение сказок, сценок, этюдов, прослушивание музыкальных произведений, упражнения «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…», дискуссии по рассказам из личного опыта.

На данном этапе дети знакомятся с театром картинок, с содержанием литературного произведения, рассматривают иллюстрации в книгах, для показа используются и картинки, нарисованные детьми. Беседа по содержанию произведения помогает использовать разные средства выразительности, например: "Какое настроение было у деда в начале сказки? Как вы догадались? А потом стало каким? Какое настроение стало в конце сказки?" и т.д.

Эти упражнения включала в занятия по развитию речи, режимные моменты, прогулки. Здесь же разучивала с детьми сказки, потешки, скороговорки, с последующим их обыгрыванием. Так как без знания художественного текста невозможно будет участвовать в драматизации. Творческие задания развивают фантазию, воображение ребенка.Продолжала включать их в свободную деятельность детей.

На втором этапе – мимическом речевом эффективно использовала этюды. После того как дети научились проявлять чувства, выражать свои эмоции, можно предложить изобразить героев сказок, произведений, передавая душевные переживания и чувства других. Этюды целесообразно включать в комплексные занятия, а также в театрализованной деятельности вне занятий.

На данном этапе продолжается работа по развитию эмоциональной, коммуникативной сферы ребенка. Детям предоставляется возможность придумывать игры вместе с воспитателем, которые способствуют развитию воображения, творчества, наблюдательности, выразительности движений, снятию напряжения. Дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют (разные варианты игр: "Где мы были не скажем, а что делали покажем…", "Доктор Айболит", "Садовник", "Хоровод", "Чьи детки?" и т.д.).

Затем дети самостоятельно импровизируют по содержанию знакомого произведения, используя ролевые диалоги по иллюстрациям. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности используются короткие рассказы и сказки без начала и конца, с незавершенным сюжетом. Особое внимание обращается на развитие у детей уверенности в себе, социальных навыков поведения, развитие дикции, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Детям предлагается роль по желанию, выбор по карточкам (где изображен схематично персонаж), назначаются на главные роли наиболее робкие дети, используется проигрывание роли в парах (с педагогом, с ребенком). Также продолжается знакомство с художественной литературой.

На третьем этапе – исполнительском (драматическом) знакомила детей с видами театра, рассказывала о театральных масках Древней Греции, разученные ранее сказки дети инсценировали в кукольном или драматическом спектаклях, в играх – инсценировках. Это наиболее сложный вид деятельности.

На данном этапе закрепляются представления детей об эмоциях, проводятся игры и упражнения на развитие движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности: "Наседка и цыплята", "Выбери девочку" (выбор на карточке подходящей по тексту девочки), "Сказочные зайцы", "Клубок" и т.д. Дети знакомятся с пословицами и поговорками, в которых встречаются эмоциональные проявления человека: "Слезами горю не поможешь", "Сердце веселится – и лицо цветет" и т.д. Содержание сказок разыгрывается с помощью театра игрушек, дети показывают его друг другу, учатся выражать и переживать чувства героев, показывают образ, характер того или иного персонажа. Кукольный театр вносит разнообразие в игры детей, делает игрушку более интересной, этим самым радует, вызывает желание вступать в диалог с игрушкой, запоминать текст сказки. Затем идет непосредственная работа по подготовке драматизаций (репетиции, подбор костюмов, атрибутов и т.д.). Для инсценировок используются знакомые сказки на новый лад.

На каждом этапе большое внимание уделяется социально-эмоциональному развитию детей.

Большую помощь в организации и проведении работы на третьем этапе оказывали родители. Чтобы заинтересовать родителей провела ряд консультаций на тему:

  • «Роль театрализованных игр в жизни ребенка»
  • «Мимика и жесты»
  • «Театрально игровая деятельность - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.

Родителям с хорошими организаторскими, театральными способностями предложили участвовать в праздниках, досугах, посиделках, проведении экскурсий, игр, в которых родители и дети являются полноценными участниками. Родителям, которые хорошо рисуют, предлагаем помочь в оформлении декораций, пособий к спектаклям. Мастера по пошиву одежды оказывают свою помощь в подборе, пошиву костюмов и т.д.

Я стараюсь уважительно относиться ко всем родителям, независимо какого социального статуса, семейных условий, от поведения ребенка и его развития. Участие родителей в совместной с детьми театрализованной деятельности вызывает у дошкольников много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в постановках, тем самым сближая семью с жизнью детей в детском саду. Такая работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию детей.

В результате проделанной работы все дети стали понимать эмоции: стыда, злости, радости, воспроизводить эти эмоции. У детей стали подвижнее мышцы экспрессивных зон лица: зоны бровей, зоны мышц губ, мышц шеи, мышц языка. Дети активнее стали воспроизводить мимические и жестовые движения с соответствующей интонацией. Научились определять эмоциональное состояние героев ( по картинкам, иллюстрациям сказок.

Целенаправленная работа помогла детям сформировать умения управлять своими эмоциями, преодолеть двигательный автоматизм и застенчивость. Дети научились пользоваться неречевым средством общения в театрализованной деятельности, а также в практических жизненных ситуациях.

Работа по формированию эмоций помогает детям преодолеть возможные комплексы, застенчивость, неуверенность в себе – это облегчит в дальнейшем интеграцию в общество сверстников.

У детей появилась потребность показывать спектакли малышам, исполнять различные роли в играх-драматизациях, спектаклях, свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.Дети научились оценивать поступки и действия героев произведения, сверстников, свое поведение;составлять небольшие рассказы, сказки, инсценировать их; использовать различные виды кукольного театра (пальчиковый театр, настольный, перчаточные куклы) в театрально-игровой деятельности; различать по мимике, жестам, движениям, интонации различные эмоциональные состояния детей и взрослых; использовать при создании художественного образа разные средства выразительности (мимика, жесты, движения и т.д.); следовать в отношениях со сверстниками и взрослыми требованиям культуры поведения.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607