Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Чуприну Надежду Сергеевну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Алексеевка Белгородской области. Сегодня Надежда Сергеевна любезно поделится методами создания педагогических условий для воспитания уважительного отношения детей и подростков к национальным традициям и культуре России в системе дополнительного образования. Данный материал будет интересен как педагогам, так и родителям.
Краткий комментарий к статье от Надежды Сергеевны:
«За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Размышляя об окружающем мире и самом себе в этом мире, мысли каждого человека неизбежно приходят к осознанию смысла своего существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг таких понятий как семья, место рождения, окружающие люди, Родина. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме».
Интересного чтения…
«Государство заинтересовано,
в первую очередь, в таком непростом деле
как работа с молодежью.
Очень важно воспитание в новом поколении
патриотических настроений».
Медведев Д.А.
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.
За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Размышляя об окружающем мире и самом себе в этом мире, мысли каждого человека неизбежно приходят к осознанию смысла своего существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг таких понятий как семья, место рождения, окружающие люди, Родина. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме.
Стоит отметить, что в современном обществе произошла трансформация понятия «патриотизм». Теперь с патриотизмом все больше ассоциируют уважение к военной истории России, но ведь патриотическое воспитание не должно ограничиваться только военной стороной. Новые стандарты образования и воспитания ставят перед нами задачу:
«Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной».
Очень важно учесть многонациональность нашей страны и воспитывать уважительное отношение к ценностным системам разных традиций, единое понимание социальных нравственных ценностей.
Реализуя воспитательную систему учреждения дополнительного образования детей, педагог, несомненно, решает эту задачу посредством организации патриотических клубов, проведения патриотических акций, концертов, фестивалей, участия в краеведческих конкурсах, викторинах, конференциях, семинарах и др. Однако нередко все эти формы организации воспитания уважительного отношения к национальным традициям носят несистемный характер.
Сегодня мы предлагаем подойти к решению этой проблемы системно. Для реализации новых стандартов образования необходимо деятельностное знакомство с разными культурами, поскольку именно деятельностный подход позволит сформировать уважительное отношение к национальным традициям и культуре России.
Как известно, уважение – это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости и ценности. Исходя из данного определения ясно, что для формирования уважения к культуре необходимо ее знание, а значит необходимо знакомство с ней.
Формирование знания проходят 3 уровня:
- Восприятие – знакомство,
- Понимание – изучение культуры, традиций
- Применение – формирование отношения, т.е. само воспитание.
Основываясь на этих трех этапах, реализация данной воспитательной задачи будет строиться по следующему плану:
- Знакомство с лучшими образцами культуры.
- Общение с носителями культуры.
- Проведение совместных дел, акций.
Важно включать в работу по формированию уважительного отношения к национальным традициям активистов творческих объединений. Такая работа может быть выражена в мониторинге различных культур в учреждении, их презентация и вовлечение носителей культуры в работу актива.
Итак, для формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; а также для осознания важности семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера необходимо в практике педагогасистемно подходить к воспитанию уважения к традициям и культурам многонациональной России.