Дорогие друзья, мы рады представить вам Шляпину Марину Владимировну, воспитателя МАДОУ «Ныробский детский сад» п. Ныроб, Пермского края. Сегодня Марина Владимировна , с радостью предлагают вашему вниманию образовательную программу «Живая сказка» как средство позитивной социализации детей дошкольного возраста . Статья предназначена для педагогов, педагогов-психологов ДОО.
Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:
«В статье раскрывается актуальность сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты, раскрыто содержание образовательной программы по сенсорному развитию «Живая сказка», ориентированной на развитие эмоциональной сферы дошкольников и представлены полученные результаты реализации в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) образовательной программы «Живая сказка».».
Творческого чтения…
Образовательная программа «Живая сказка» как средство позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Посмотреть статью в полной версии.
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь».
Б. Прейер
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [1], разработанный на основе Конституции РФ [2], Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] с учетом Конвенции ООН о правах ребенка [4], определяет детство как самоценный этап в общем развитии человека.
Одними из главных задач согласно ФГОС ДО являются:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Предъявляя требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования (далее - ООП ДО), ФГОС ДО разрешает дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формировать Программы различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада увеличивается количество детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким детям трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций.
В настоящее время для решения сохранения эмоционального здоровья ребенка в ДОО широко используются разные виды тренингов, но довольно редко — разработанные программы развивающих занятий в специально оборудованных помещениях, к которым, несомненно, относится сенсорная комната.
Такие занятия, прежде всего, показаны детям вспыльчивым, замкнутым, чрезмерно утомляемым, с эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, задержками психического и речевого развития, а также детям с ОВЗ.
Актуальность использования программ развивающих занятий по сохранению эмоционального здоровья ребенка в детском саду состоит еще и в том, что в современной семье родители из-за поиска дополнительных источников дохода, психологических перегрузок, стрессов не могут позволить уделять достаточное внимание своему ребенку. ДОО может оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении здоровья ребенка, в том числе и эмоционального.
Один из основоположников сенсорного развития Л.С. Выготский отмечал, что «эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса» [5].
Как известно, эмоции и чувства дошкольников плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача педагогов состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.
Перед педагогическим коллективом нашей ДОО встала задача - помочь детям в ощущении своих эмоций, управлении своим поведением. Победа в муниципальном конкурсе инновационных социально-образовательных проектов по расширению общественного участия в управлении образованием «Путь к партнерству» в 2010/11 учебном году позволила нам воплотить в жизнь реализацию данной задачи через создание в детском саду сенсорной комнаты.
Мы хотели, чтобы сенсорная комната явилась не просто местом релаксации детей детского сада, но и местом для проведения развивающих занятий по специально разработанной нами программе «Живая сказка».
Цель и задачи программы «Живая сказка»
Цель программы: создание условий для активизации сенсорного аппарата детей, знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения и эмоционального возбуждения, расширение познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
1.Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды чувственного восприятия, обогащать их чувственный опыт.
2.Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения.
3.Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Предполагаемые результаты:
1.Нормализация психического и эмоционального состояния дошкольника.
2.Снижение беспокойства и агрессивности.
3.Снятие нервного возбуждения и тревожности.
4.Активизация мозговой деятельности.
5.Развитие восприятия и познавательной деятельности.
Актуальность проблемы психологического здоровья детей побудила наш педагогический коллектив провести анализ и систематизацию современных подходов к сенсорному развитию детей в условиях сенсорной комнаты. Программа разработана в русле субъектно-ориентированного подхода в образовании, ее реализация была организована поэтапно.
Предварительный этап - теоретический анализ и систематизация существующих программ по сенсорному развитию в условиях сенсорной комнаты, изучение нормативных документов, разработка программы (2010-2011 учебный год).
Основной этап - практическая реализация программы (2011-2013 учебные года)
Итоговый этап - изучение результатов, полученных в процессе реализации данной программы (2013г.) и корректировка программы с учетом требований ФГОС ДО (2014г.)
Существует несколько программ по сенсорному развитию детей в условиях сенсорной комнаты: адаптированная программа нейропсихологического развития и коррекции детей 6-12 лет с СДВГ «Маленький принц» (коррекция психоэмоциональной сферы) Сиротюк А.Л. [6]; методическое пособие «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате» Щекановой В.Н. [7]; коррекционно – развивающая программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Живут на свете чудеса» Крупенькиной М.В. [8] и др.
Изучение и анализ литературы по данной теме позволил сделать вывод, что реализуемые программы используются, в основном, для детей с ОВР, т.е. они применимы тогда, когда у ребенка уже наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Поэтому нами была предпринята попытка разработки образовательной программы по сенсорному развитию в условиях сенсорной комнаты «Живая сказка» для детей 5-7 лет детского сада общеразвивающей направленности.
Программа является дополнением к комплексной программе «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, реализуется в вариативной части учебного плана и рассчитана на 2 года обучения.
Программа составлена на основе методических пособий «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате» Щекановой В. Н. [7] и «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» В. Л. Женеврова [9]. Программа реализуется в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и творческой активности.
В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с введением ФГОС ДО одна из социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка (или целевых нормативов), согласно требованиям ФГОС ДО, гласит, что на этапе завершения дошкольного образования, «ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен к волевым усилиям, старается разрешить конфликты, способен договариваться, учитывать интересы других». Таким образом, данная Программа скорректирована нами уже с учетом основных принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Программа «Живая сказка» является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшего дошкольного возраста и охватывает все образовательные области развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие в программе «Живая сказка» направлено на развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
Познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).
Речевое развитие включает обогащение активного словаря.
Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, крупной и мелкой моторики обеих рук. Содержание образовательных областей реализуется в программе «Живая сказка» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности), специфики их образовательных потребностей и интересов и предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с ОВЗ для их социальной адаптации (социализация).
Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии детей, повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение физического и психического здоровья.
Методики и технологии, используемые в сенсорной комнате:
1. Дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на контакт с телом (с применением элементов игрового сенсомоторного тренинга).
3. Светотератия.
4. Проектирование.
5. Метод введения затруднений.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Этюды на тренировку отдельных групп мышц.
8. Релаксационные упражнения.
Технологии:
1. Технологии развивающего обучения в работе с детьми.
2. Игровые технологии.
3. Компьютерные технологии.
4. Сказкотерапия.
5. Цветотерапия.
6. Звукотерапия.
Система работы по развитию сенсорного аппарата у дошкольников предполагает:
- совместную деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальную работу воспитателя с детьми;
- самостоятельную деятельность самих детей.
Зарекомендовала себя как положительная следующая структура совместной деятельности в сенсорной комнате:
1. Приветствие (вхождение в процесс), во время которого создается положительный эмоциональный настрой.
2. Определение цели.
3. Практические упражнения.
4. Рефлексия (сравнение поставленных и достигнутых целей – какие чувства испытали, что получили для себя, определение последующих целей).
5. Прощание (проговаривание слов благодарности каждому участнику).
В сенсорной комнате создана развивающая предметно-пространственная среда, которая представляет собой систему условий для социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты способствует реализации программы «Живая сказка» и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Она обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, активизации мозговой деятельности.
Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два блока:
1) релаксационный (мягкое ковровое покрытие, пуфики-кресла с гранулами, мягкие модули, магнитофон, набор СD – дисков, пузырьковая колонна, декоративные светодиодные светильники);
2) активационный (оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами - музыкальная картина «Водопад», пучок фибероптических волокон «Звездный дождь», зеркальный шар с приводом, световая пушка; массажные мячики, сенсорная тропа, сухой бассейн).
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность детей и создает условия для релаксации. Также этому способствует специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые эффекты. Зеркальный шар с источником света создает блики «солнечные зайчики», которые завораживают не только детей, но и взрослых, создают ощущение волшебства.
Неповторимая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты развивает тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно – моторную координацию. С помощью сенсорной тропы, пуфиков с гранулами дети с удовольствием получают легкий массаж спины, ног и рук, который приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей.
Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которой они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции, у детей улучшается эмоциональное состояние.
Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты позволяет ребенку быть самим собой, т.к. в ней можно забыть обо всем и спрятаться от внешнего мира. Игры – занятия с детьми проводятся с использованием разнообразного материала, что позволяет с легкостью переключать малышей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и оказывает позитивное влияние на развитие личности каждого ребенка.
Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка сенсорной комнаты создает ощущение покоя, умиротворенности и позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями. Поистине, волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми.
Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и воспитатель. В сенсорной комнате можно получить совершенно новые представления об окружающем мире, ведь 90% информации, как известно, воспринимается через глаза. Для этого в комнате используются всевозможные световые приборы, от местоположения и состава которых зависит и расположение иных важных элементов.
На занятиях по сенсорному развитию дети узнают о создании и назначении предметов, играют и экспериментируют с представленными материалами, а также обогащают свой чувственный опыт. Находясь в сенсорной комнате, ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических функций, органов чувств, вестибулярного аппарата и релаксации.
Положительные эмоциональные переживания, возникающие у детей в процессе звучания приятных музыкальных произведений, помогают им сосредоточить внимание, тонизируют центральную нервную систему, способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, может изменяться в зависимости от образовательной ситуации, что позволяет стимулировать познавательную, двигательную, игровую и исследовательскую активность детей.
Как показала наша практика, использование применяемых нами технологий в сенсорной комнате, элементов игротерапии наряду с традиционными методами и приемами обучения дает наибольший результат в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Изучение результатов, полученных в процессе реализации данной программы, проводилось в процессе педагогического наблюдения за детьми с использованием методики «Диагностика определения уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей» Н.И.Озерецкого и М.О.Гуревич [10]. Для изучения эмоциональной сферы была использована «Батарея методик по исследованию эмоциональной сферы дошкольников» Л.С.Цветковой [11]. Полученные результаты, представлены в диаграммах.
По результатам мониторингового исследования был сделан вывод, что у наших воспитанников наблюдается улучшение общего эмоционального состояния детей.
Полученные нами диагностические данные подтверждают успешность реализации программы «Живая сказка» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Результаты педагогического мониторинга использованы для оценки эффективности педагогических действий, построения образовательной траектории ребенка (индивидуализации) и оптимизации работы с группой детей в 2014-2015 учебном году
Литература
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Конституция РФ от 12.12.1993 г., ст.43.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990).
- Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. - М.:Пр.1981.
- Сиротюк А.С. Маленький принц. Адаптированная программа нейропсихического развития и коррекции [Электронный ресурс]. URL:http://www.trepsy.net/world
- Щеканова В.Н. Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате [Электронный ресурс]. URL:http://www.festival./101-505-878
- Крупенькина М.В. Коррекционно – развивающая программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Живут на свете чудеса» [Электронный ресурс]. URL:http://www.komprod.permedu.ru›Files/16122013104448523.doc
- Жевнерова В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Баряевой Л.Б. С-Пб. НОУ «Союз».2006
- Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Психомоторика, часть вторая: Методические исследования моторики. М.: Л.1930
- Урунтаева Г.А., Альфонин Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Пр. Владос.1995