Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Образовательная программа «Живая сказка» как средство позитивной социализации детей дошкольного возраста
18 минут 4272 1340

Образовательная программа «Живая сказка» как средство позитивной социализации детей дошкольного возраста

Shlyapina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шляпину Марину Владимировну, воспитателя МАДОУ «Ныробский детский сад» п. Ныроб, Пермского края. Сегодня Марина Владимировна , с радостью предлагают вашему вниманию образовательную программу «Живая сказка» как средство позитивной социализации детей дошкольного возраста . Статья предназначена для педагогов, педагогов-психологов ДОО.

Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:

«В статье раскрывается актуальность сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты, раскрыто содержание образовательной программы по сенсорному развитию «Живая сказка», ориентированной на развитие эмоциональной сферы дошкольников и представлены полученные результаты реализации в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) образовательной программы «Живая сказка».».

Творческого чтения…


Образовательная программа «Живая сказка» как средство позитивной социализации детей дошкольного возраста.

Посмотреть статью в полной версии.

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь».      

Б. Прейер

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [1], разработанный на основе Конституции РФ [2], Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] с учетом Конвенции ООН о правах ребенка [4], определяет детство как самоценный этап в общем развитии человека.

Одними из главных задач согласно ФГОС ДО являются:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Предъявляя требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования (далее - ООП ДО), ФГОС ДО разрешает дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формировать Программы различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада увеличивается количество детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким детям трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций.

В настоящее время для решения сохранения эмоционального здоровья ребенка в ДОО широко используются разные виды тренингов, но довольно редко — разработанные программы развивающих занятий в специально оборудованных помещениях, к которым, несомненно, относится сенсорная комната.

Такие занятия, прежде всего, показаны детям вспыльчивым, замкнутым, чрезмерно утомляемым, с эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, задержками психического и речевого развития, а также детям с ОВЗ.

Актуальность использования программ развивающих занятий по сохранению эмоционального здоровья ребенка в детском саду состоит еще и в том, что в современной семье родители из-за поиска дополнительных источников дохода, психологических перегрузок, стрессов не могут позволить уделять достаточное внимание своему ребенку. ДОО может оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении здоровья ребенка, в том числе и эмоционального.

Один из основоположников сенсорного развития Л.С. Выготский отмечал, что «эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса» [5].

Как известно, эмоции и чувства дошкольников плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача педагогов состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.

Перед педагогическим коллективом нашей ДОО встала задача - помочь детям в ощущении своих эмоций, управлении своим поведением.   Победа в муниципальном конкурсе инновационных социально-образовательных проектов по расширению общественного участия в управлении образованием «Путь к партнерству» в 2010/11 учебном году позволила нам воплотить в жизнь реализацию данной задачи через создание в детском саду сенсорной комнаты.

Мы хотели, чтобы сенсорная комната явилась не просто местом релаксации детей детского сада, но и местом для проведения развивающих занятий по специально разработанной нами программе «Живая сказка».

Цель и задачи программы «Живая сказка»

Цель программы: создание условий для активизации сенсорного аппарата детей, знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения и эмоционального возбуждения, расширение познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды чувственного восприятия, обогащать их чувственный опыт.

2.Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения.

3.Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Предполагаемые результаты:

1.Нормализация психического и эмоционального состояния дошкольника.

2.Снижение беспокойства и агрессивности.

3.Снятие нервного возбуждения и тревожности.

4.Активизация мозговой деятельности.

5.Развитие восприятия и познавательной деятельности.

Актуальность проблемы психологического здоровья детей побудила наш педагогический коллектив провести анализ и систематизацию современных подходов к сенсорному развитию детей в условиях сенсорной комнаты. Программа разработана в русле субъектно-ориентированного подхода в образовании, ее реализация была организована поэтапно.

Предварительный этап - теоретический анализ и систематизация существующих программ по сенсорному развитию в условиях сенсорной комнаты, изучение нормативных документов, разработка программы (2010-2011 учебный год).

Основной этап - практическая реализация программы (2011-2013 учебные года)

Итоговый этап - изучение результатов, полученных в процессе реализации данной программы (2013г.) и корректировка программы с учетом требований ФГОС ДО (2014г.)

Существует несколько программ по сенсорному развитию детей в условиях сенсорной комнаты: адаптированная программа нейропсихологического развития и коррекции детей 6-12 лет с СДВГ «Маленький принц» (коррекция психоэмоциональной сферы) Сиротюк А.Л. [6]; методическое пособие «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате» Щекановой В.Н. [7]; коррекционно – развивающая программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Живут на свете чудеса» Крупенькиной М.В. [8] и др.

Изучение и анализ литературы по данной теме позволил сделать вывод, что реализуемые программы используются, в основном, для детей с ОВР, т.е. они применимы тогда, когда у ребенка уже наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Поэтому нами была предпринята попытка разработки образовательной программы по сенсорному развитию в условиях сенсорной комнаты «Живая сказка» для детей 5-7 лет детского сада общеразвивающей направленности.

Программа является дополнением к комплексной программе «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, реализуется в вариативной части учебного плана и рассчитана на 2 года обучения.

Программа составлена на основе методических пособий «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате» Щекановой В. Н. [7] и «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» В. Л. Женеврова [9]. Программа реализуется в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и творческой активности.

В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с введением ФГОС ДО одна из социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка (или целевых нормативов), согласно требованиям ФГОС ДО, гласит, что на этапе завершения дошкольного образования, «ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен к волевым усилиям, старается разрешить конфликты, способен договариваться, учитывать интересы других».  Таким образом, данная Программа скорректирована нами уже с учетом основных принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Программа «Живая сказка» является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшего дошкольного возраста и охватывает все образовательные области развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие в программе «Живая сказка» направлено на развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

Познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).

Речевое развитие включает обогащение активного словаря.

Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, крупной и мелкой моторики обеих рук. Содержание образовательных областей реализуется в программе «Живая сказка» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности), специфики их образовательных потребностей и интересов и предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с ОВЗ для их социальной адаптации (социализация).

Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии детей, повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение физического и психического здоровья.

Методики и технологии, используемые в сенсорной комнате:

1. Дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности.

2. Игры и упражнения, направленные на контакт с телом (с применением элементов игрового сенсомоторного тренинга).

3. Светотератия.

4. Проектирование.

5. Метод введения затруднений.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Этюды на тренировку отдельных групп мышц.

8. Релаксационные упражнения.

Технологии:

1. Технологии развивающего обучения в работе с детьми.

2. Игровые технологии.

3. Компьютерные технологии.

4. Сказкотерапия.

5. Цветотерапия.

6. Звукотерапия.

Система работы по развитию сенсорного аппарата у дошкольников предполагает:

- совместную деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальную работу воспитателя с детьми;

- самостоятельную деятельность самих детей.

Зарекомендовала себя как положительная следующая структура совместной деятельности в сенсорной комнате:

1. Приветствие (вхождение в процесс), во время которого создается положительный эмоциональный настрой.

2. Определение цели.

3. Практические упражнения.

4. Рефлексия (сравнение поставленных и достигнутых целей – какие чувства испытали, что получили для себя, определение последующих целей).

5. Прощание (проговаривание слов благодарности каждому участнику).

В сенсорной комнате создана развивающая предметно-пространственная среда, которая представляет собой систему условий для социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты способствует реализации программы «Живая сказка» и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Она обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, активизации мозговой деятельности.

Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два блока:

1) релаксационный (мягкое ковровое покрытие, пуфики-кресла с гранулами, мягкие модули, магнитофон, набор СD – дисков, пузырьковая колонна, декоративные светодиодные светильники);

2) активационный (оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами - музыкальная картина «Водопад», пучок фибероптических волокон «Звездный дождь», зеркальный шар с приводом, световая пушка; массажные мячики, сенсорная тропа, сухой бассейн).

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность детей и создает условия для релаксации. Также этому способствует специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые эффекты. Зеркальный шар с источником света создает блики «солнечные зайчики», которые завораживают не только детей, но и взрослых, создают ощущение волшебства.

Неповторимая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты развивает тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно – моторную координацию. С помощью сенсорной тропы, пуфиков с гранулами дети с удовольствием получают легкий массаж спины, ног и рук, который приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей.

Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которой они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции, у детей улучшается эмоциональное состояние.

Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты позволяет ребенку быть самим собой, т.к. в ней можно забыть обо всем и спрятаться от внешнего мира. Игры – занятия с детьми проводятся с использованием разнообразного материала, что позволяет с легкостью переключать малышей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и оказывает позитивное влияние на развитие личности каждого ребенка.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка сенсорной комнаты создает ощущение покоя, умиротворенности и позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями. Поистине, волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми.

Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и воспитатель. В сенсорной комнате можно получить совершенно новые представления об окружающем мире, ведь 90% информации, как известно, воспринимается через глаза. Для этого в комнате используются всевозможные световые приборы, от местоположения и состава которых зависит и расположение иных важных элементов.

 

На занятиях по сенсорному развитию дети узнают о создании и назначении предметов, играют и экспериментируют с представленными материалами, а также обогащают свой чувственный опыт. Находясь в сенсорной комнате, ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических функций, органов чувств, вестибулярного аппарата и релаксации.

Положительные эмоциональные переживания, возникающие у детей в процессе звучания приятных музыкальных произведений, помогают им сосредоточить внимание, тонизируют центральную нервную систему, способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, может изменяться в зависимости от образовательной ситуации, что позволяет стимулировать познавательную, двигательную, игровую и исследовательскую активность детей.

Как показала наша практика, использование применяемых нами технологий в сенсорной комнате, элементов игротерапии наряду с традиционными методами и приемами обучения дает наибольший результат в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Изучение результатов, полученных в процессе реализации данной программы, проводилось в процессе педагогического наблюдения за детьми с использованием методики «Диагностика определения уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей» Н.И.Озерецкого и М.О.Гуревич [10]. Для изучения эмоциональной сферы была использована «Батарея методик по исследованию эмоциональной сферы дошкольников» Л.С.Цветковой [11]. Полученные результаты, представлены в диаграммах.

По результатам мониторингового исследования был сделан вывод, что у наших воспитанников наблюдается улучшение общего эмоционального состояния детей.

Полученные нами диагностические данные подтверждают успешность реализации программы «Живая сказка» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Результаты педагогического мониторинга использованы для оценки эффективности педагогических действий, построения образовательной траектории ребенка (индивидуализации) и оптимизации работы с группой детей в 2014-2015 учебном году

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Конституция РФ от 12.12.1993 г., ст.43.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990).
  5. Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. - М.:Пр.1981.
  6. Сиротюк А.С. Маленький принц. Адаптированная программа нейропсихического развития и коррекции [Электронный ресурс]. URL:http://www.trepsy.net/world
  7. Щеканова В.Н. Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате [Электронный ресурс]. URL:http://www.festival./101-505-878
  8. Крупенькина М.В. Коррекционно – развивающая программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Живут на свете чудеса» [Электронный ресурс]. URL:http://www.komprod.permedu.ru›Files/16122013104448523.doc
  9. Жевнерова В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Баряевой Л.Б. С-Пб. НОУ «Союз».2006
  10. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Психомоторика, часть вторая: Методические исследования моторики. М.: Л.1930
  11. Урунтаева Г.А., Альфонин Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Пр. Владос.1995

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4182 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4319 609