Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Нетрадиционные техники рисования, как средство снятия психического напряжения»
9 минут 3267 1000

«Нетрадиционные техники рисования, как средство снятия психического напряжения»

Isaeva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Исаеву Бахтикай Мусаевну, воспитателя МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский Тюменской области. Сегодня Бахтикай Мусаевна в своей статье познакомит нас с нетрадиционной техникой рисования, как средством снятия психического напряжения дошкольников. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Бахтикай Мусаевны:

«Целью ФГОС для дошкольного воспитания является формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора дошкольников. Особенно интересным и эффективным является внедрение в практику нетрадиционных техник рисования».

Интересного чтения…


«Нетрадиционные техники рисования, как средство снятия психического напряжения»

Уважаемые коллеги!   Тема моей статьи это « Нетрадиционные техники рисования, как средство снятия психического напряжения». Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи. Ушинский К.Д. говорил: « …глубина художественных впечатлений, обусловлена их первичностью и новизной». По мнению Л.С. Выготского детское творчество учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие на организм оказывает и использование в работе с детьми нетрадиционных  техник рисования, а так же цвет. И.А. Лыкова в своей программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» предлагает очень много интересного для работы с ребятами.

       Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям перестраивает свои отношения, в разных ситуациях, дает возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные.
Поэтому оно широко используется для снятия психического напряжения, стресса, координации неврозов страхов т.е психического здоровья.  Кроме того нетрадиционные техники рисования оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие тактильного восприятия;
- увеличение остроты и объема зрительного восприятия;
- развитие моторики крупных движений;
-  приобретение опыта координации движений в системе «глаз — рука».
Сейчас хочется обратить ваше внимание, что определенному пальцу руки соответствуют рефлекторные точки внутренних органов человеческого организма, а это значит, использование  нетрадиционных техник рисования в работе с детьми стимулирует эти точки, что так же благотворно сказывается на развитии растущего организма. Происходит как бы его закаливание.        Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш . Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитие контроля за мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия. Для выполнения детям предлагаю следующие темы «Дождик, дождик, дождик кап, кап, кап», «Дорисуй арбуз»(предлагается  нарисованная долька арбуза , а дети рисуют семечки); «Украсим косынку», «Яблоки созрели», «Ветка рябины» (дети дорисовывают ягоды)
Кляксовая живопись : дает возможность научить ребенка делать кляксы (разноцветные), научить ребенка различать и называть цвета, а затем уже видеть образы, предметы или разные детали. На что похожа твоя клякса?, Что  она тебе напоминает? – эти вопросы очень полезны т.к. развивают мышление и воображение. После этого следует научить детей складывать лист бумаги пополам и наносить кляксы на одну сторону листа и прикрыв его другой половиной , прогладить ладошкой, в результате получится целый сюжет и это же способствует развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию. Прекрасное средство для изживания некоторых страхов, развитие моторики крупных движений, а также мелкой моторики. Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Волшебные бутылочки», «Осенняя сказка», «Песенка вьюги», «Сказка для мамы», «Весенняя песенка».
Печатание ладошкой, поролоном:  (обмакивают ладошку или картофель(из которого уже вырезан нужный предмет) или поролон (также уже вырезана нужная форма) в краску , а затем делают отпечаток на бумаге. Уже название материалов, используемых в данной технике рисования, говорит о том, что  у детей  развивается мышление, воображение, дети узнают качество материала, его свойства, закрепляется название цвета. формы, величины и сенсорное развитие. Воспитывается  умение любоваться выполненной работе. Способствует приобретению опыта координации зрения и руки.
Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Листочки бывают разные: желтые, зеленые, красные», «Осенние лужи», «Тучка и дождик», «Овощи».                                      Рисование на мокрой бумаге:существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.                                                                                                                                               Рисование набрызгом: чтобы на рисунке появились красочные пятна, нужно обмакнуть кисть в яркую краску и держать над бумагой. Пальцем смахнуть с ворсинок кисти краску на бумагу, разбрызгивая ее по поверхности снова и снова.

Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Коллаж (коллективная работа воспитателя и детей):само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е  при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. В процессе выполнения работы у детей происходит развитие контроля за тонкой моторикой, тактильного восприятия, увеличение остроты зрительного восприятия, развитие моторики крупных движений, приобретение опыта координации зрения и руки.
Темы работ самые разнообразные: «Листочки бывают разные: желтые и красные», «Чудо дерево», «Вот как мы умеем», «Вместе дружная семья», «Что растет на огороде».

3.Вывод.Таким образом, сам процесс рисования детьми с использованием нетрадиционных техник помогает преодолевать психическое напряжение, боязнь чистого листа бумаги. Способствует развитию их творческих способностей, фантазии. Вызывает желание выразить свою индивидуальность в рисунке. Дошкольники реализуют свой замысел.

Самостоятельно находят средства для его воплощения. Развивает мелкую моторику рук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Приказ Министерства образование и науки РФ от17.10.2013г№1155 « Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под. ред. Давыдова В.В. – М.,1979.

4.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,реализации. - М., 1991.

6.Прохорова Л.А. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание.- 1996 №5.

7.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в дет. саду. – М.,1985.

8.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.                                                              

9.Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4171 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4300 609