Дорогие друзья, мы рады представить вам Голикову Галину Александровну, учителя химии МОУ «СОШ № 7» г. Саратова Саратовская области. Сегодня Галина Александровна в своей статье расскажет о необходимости формирования логического мышления учащихся в условиях тестового контроля. Данный материал будет полезен учителям СОШ.
Краткий комментарий к статье от Галины Александровны:
«Устные формы аттестационных испытаний были заменены на тестовые. Эта система контроля знаний очевидно привела к формированию иного взгляда на предмет как форму научного знания. «Старая» школа имела преимущество слова, когда учащиеся больше рассуждали, анализировали, предполагали и тем самым формировали «объемное», абстрактное, «цветное» видение за счет развития научного мышления. Современная школа делает акцент на систематизацию и синхронизацию информации, на отработку конкретных навыков и умений, необходимых для успешной демонстрации учебных достижений. К сожалению это не дает возможности развития научной интуиции, приводит к излишней замкнутости мысли, к формированию более «линейного» типа мышления».
Интересного чтения...
Необходимость формирования логического мышления учащихся в условиях тестового контроля
Модернизация российского среднего образования, непрерывно происходящая с 90-х годов XX в., началась с изменения форм итоговой аттестации знаний учащихся. Устные формы аттестационных испытаний были заменены на тестовые. Эта система контроля знаний очевидно привела к формированию иного взгляда на предмет как форму научного знания. «Старая» школа имела преимущество слова, когда учащиеся больше рассуждали, анализировали, предполагали и тем самым формировали «объемное», абстрактное, «цветное» видение за счет развития научного мышления. Современная школа делает акцент на систематизацию и синхронизацию информации, на отработку конкретных навыков и умений, необходимых для успешной демонстрации учебных достижений. К сожалению это не дает возможности развития научной интуиции, приводит к излишней замкнутости мысли, к формированию более «линейного» типа мышления.
Эти изменения с очевидностью не могут не сказываться на результатах сегодняшних итоговых аттестаций. Любое отклонение от стандартного набора тренировочных заданий приводит к тревожности учащихся и впоследствии влечет за собой выбор неправильного ответа. Об этом свидетельствуют данные отчетов ФИПИ, опубликованных в сети «интернет». Например, средний балл ЕГЭ по химии в 2013 году составил 67,8, а в 2012 - 57,8 балла. В 2009 году, когда впервые была введена эта форма контроля как обязательная, средний балл составил 52,7. Несмотря на некоторую положительную динамику в баллах, при переводе их в 5-балльную шкалу средний уровень знаний выпускников не превышает «тройки».
Поэтому сложившаяся ситуация требует дополнительного анализа с целью внесения изменений в содержание и организацию подготовки выпускников. А проблема заключается в том, что традиционные тесты дают информацию только о конечном результате образования «знает – не знает» и ничего не говорят о причинах незнания. А, значит, учитель не может устранить изначальную причину неуспешности, которая у каждого учащегося своя. Решить эту проблему в какой-то мере могут предметно-интеллектуальные тесты, которые были разработаны нами ранее и доложены на I Всероссийском совещании по актуальным проблемам химического образования. Вопросы данных тестов сформулированы таким образом, чтобы раскрыть «сбои» в логическом мышлении учащихся, являющимся необходимым для успешного усвоения химических дисциплин.
Нами была выбрана фокус-группа из учащихся профильных выпускных классов средней общеобразовательной школы № 7 г. Саратова, которым были предложены предметно-интеллектуальные тесты по теме «Основные классы неорганических соединений». Задания на осведомленность не вызывали затруднений у участников фокус-группы и имели 100% результат выполнимости и 89% правильных ответов. Достаточно высокие баллы обусловлены тем, что данные задания сформулированы классически и неоднократно контролировались в различных формах и на различных стадиях обучения. Далее учащимся были предложены задания, контролирующие сформированность у учащихся логической операции «анализ». Они включают в себя 5 вопросов и составлены таким образом, что позволяют выявить умение выполнять составляющие эту операцию логические действия «вид-вид», «вид-род», «часть-целое», «противоположности», «причина-следствие».
Из 80 выполненных тестов наибольшее затруднение вызвали вопросы на логическое действие «род-вид» (только 33 респондента предприняли попытку ответить на эти вопросы). А это действие отвечает за способность учащихся применять общие закономерности в конкретных разнообразных ситуациях, что составляет большую часть заданий в тестах ЕГЭ. Удивляет невысокий уровень выполнения заданий причинно-следственного характера, так как в учебниках это действие представлено очень хорошо.
Процент правильных ответов составляет около 50% от общего числа выполненных заданий, что примерно коррелирует со средним баллом ЕГЭ. Это косвенно подтверждает наши предположения о буквальном восприятии учебного материала и то, что даже небольшие отклонения от стандартного набора тренировочных заданий приводит к тревожности учащихся и выбору неправильного ответа. А известно, что на данных взаимосвязях базируется построение цепочек превращений, окислительно-восстановительных реакций и многое другое. Правильно выполненные задания такого характера в экзаменационных работах могут принести учащимся или соответственно они могут потерять до 20 итоговых баллов.
Но наибольшие затруднения вызвали вопросы на применимость логических операций «синтез» и «обобщение». И это также естественно, так как в наиболее часто используемых современных школьных учебниках эти логические действия практически не формируются и учителя соответственно не дают необходимые корректирующие задания.
Таким образом, действительно можно констатировать, что одной из причин трудности усвоения дисциплины «Химия» и низких результатов ЕГЭ является низкая сформированность логического аппарата мышления учащихся даже в выпускных профильных классах обычной общеобразовательной школы. Особенно это относится к таким логическим операциям, как «синтез» и «обобщение» - основам сравнения, доказательства, без которых также невозможно понимание химии.