Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Развитие навыков общения детей младшего дошкольного возраста»
7 минут 2568 808

«Развитие навыков общения детей младшего дошкольного возраста»

Ribakova foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Рыбакову Алию Хамзяновну, воспитателя ГБОУ ООШ № 15 СП «Детский сад «Пчёлка» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Алия Хамзяновна любезно поделится методами создания педагогических условий для развития навыков общения детей младшего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Алии Хамзяновны:

«В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само-реализованной личности».

Полезного чтения…


«Развитие навыков общения детей младшего дошкольного возраста»

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само-реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л. М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей младшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическое. Основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Дети хотят привлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательность общения. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережным отношениям к игрушкам, к труду взрослых. Кроме того, теперь больше внимания необходимо уделять формированию у детей навыков и выполнению правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Детей очень увлекают, например, игры - упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используется кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, подбор картинок для беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости». Или провести такие беседы: «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Не забывай о товарищах». Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей, где дети дарят подарки, поздравляют его, затевают веселые игры - забавы.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет» когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. Большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим; как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.

Младшие дошкольники - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств, предметов и их использованию, в рисовании, лепке, в речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2890 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2822 609