Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам педагогов МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти Самарской области: Болоцкую Елену Васильевну (старший воспитатель), Матвееву Валентину Николаевну (воспитатель) и Башеву Анну Николаевну (воспитатель). Сегодня Елена Васильевна, Валентина Николаевна и Анна Николаевна в своей статье познакомят нас с музейной педагогикой как одной из форм взаимодействия детского сада и семьи по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Сейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Проблема духовно-нравственного развития одна из важнейших проблем воспитания ребенка».
Полезного чтения…
Музейная педагогика как одна их форм взаимодействия детского сада и семьи по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.
Посмотреть статью в полной версии
Сейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Проблема духовно-нравственного развития одна из важнейших проблем воспитания ребенка.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом №1155 Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г.:
1.3. учитываются: индивидуальные потребности отдельных категорий детей, том числе с ОВЗ
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.6 Стандарт направлен на решение следующих задач:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Современные требования общества к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи влекут за собой необходимость поиска новых подходов к решению задач успешной коррекции нарушений речи. Учитывая, что патриотическое воспитание детей с общимнедоразвитиемречи приобретает в настоящее время особую актуальность и необходимость, мы попытались патриотическое воспитание использовать и как средство воспитания духовно-нравственной составляющей личности ребенка, и как средство коррекции нарушений речи. Социальные изменения, интерес государства и общества к проблемам коррекции речи и патриотического воспитания, развитие науки свидетельствуют о необходимости повышения уровня патриотической воспитанности и эффективности коррекционной работы с детьми с недоразвитием речи.
Степень новизны заключается в интеграции образовательных областей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре, в рассмотрении с новых научно-педагогических позиций проблемы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи, отвечающей актуальным потребностям общества на современном этапе.
Речевое развитие – знакомство со сказками, былинами, потешками, песенками, скороговорками, поговорками, пословицами, шутками, дразнилками, загадками, ознакомление с художественной литературой.
Познавательное развитие – знакомство с народными промыслами, народными игрушками, костюмами, кухней народов Поволжья.
Художественно – эстетическое развитие - знакомство с народными песнями, закличками, колыбельными, частушками, хороводными играми, играми на народных инструментах, кукольными спектаклями, праздниками.
Физическое развитие - народные игры, эстафеты.
В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и др. Дети должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступные их возрасту. В группах детского сада установлена тесная взаимосвязь «педагог – родитель» в воспитании детей. Нами был обобщен передовой педагогический опыт по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в ходе знакомства детей с традициями и культурой народов Поволжья».
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Задачи:
- Вызвать интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
- Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклора и национальных костюмах народов Поволжья.
- Способствовать активному участию родителей в организации пошива народных костюмов и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.
Невозможно решение задач без специально организованной среды, которая дает возможность детям познакомиться с традициями и культурой народов Поволжья. В связи с этим в группе имеется уголок духовно – патриотического воспитания, организован мини-музей «Русская изба», который даёт возможность ввести детей в мир русского народного быта. Дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе формируется чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества недостаточно только специально организованной деятельности, на которых приобретаются знания, нужна система работы, основанная на сотрудничестве педагогов, детей и родителей.
Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
• обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
• привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;
• формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
В ходе бесед и наблюдений выяснилось, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка.
Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Такие мероприятия проводятся один раз в месяц. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав. Во вторую половину дня родители присоединяются к детям и участвуют в инсценировании, народных играх, разучивают считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках, их значении, правилах проведения, обычаях («Осенины», «Масленица», «Пасха», «Посиделки», «Колядки» и др.)
В нашей группе совместно с родителями проводились следующие мероприятия по ознакомлению с культурой народов Поволжья:
- Беседа о народах Поволжья
- НОД «Какие народы живут в России»
- Просмотр видео о традициях, обычаях народов Поволжья
- Проведения тематического досуга «День народного единения»
- Ознакомление с народными сказками
- Просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья»
- Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с культурой и традициями мордовского народа» (беседа о Мордовии, о мордовском народе, его культуре, праздниках)
- Традиционное чаепитие.
- Слушание песен на мордовском языке
- Праздник «Национальный костюм и кухня мордовского народа»
- Народные игры с участием родителей группы
Средства музейной педагогики, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.). В результате проводимой работы у дошкольников с нарушениями речи отмечена стойкая положительная динамика всех показателейустнойречи: увеличился лексический запас слов, улучшилисьнавыкисвязной речи, значительно повысился уровень патриотической воспитанности. У родителей дошкольников с нарушениями речи изменилось отношение к патриотическому воспитанию, пониманию его важности и актуальности в современных условиях.
Список используемой литературы
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб; Детство – Пресс, 1998.- 304 с.
- Музейная педагогика: Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
- Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
- Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9