Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано
14 минут 8694 2614

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Sveshnikova foto1Дорогие друзья, мы рады познакомить вас со Cвешниковой Татьяной Викторовной, преподавателем МОУДОД «Снегиревская ДШИ» п. Снегири Московской области. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию методическую разработку об особенностях работы над кантиленой в классе фортепиано. Данный материал предназначен для педагогов ДМШ и музыкальных отделений ДШИ при работе с детьми младшего и среднего возраста

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Методика разработана в помощь педагогам по классу фортепиано, работающим с произведениями кантиленного характера, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его возможно более правдиво и тонко воспроизвести аналоги фраз для предания целостности мелодического развития темы».

Профессионального чтения…


Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Фортепиано (рояль) в современном понимании самодостаточный и универсальный музыкальный акустический инструмент.

«Фортепиано для меня – самый любимый инструмент, потому что оно представляет собой нечто в музыкальном отношении целое; каждый же другой инструмент, не исключая и человеческого голоса, в музыкальном отношении – только половина».

Антон Рубинштейн

Именно универсальность фортепиано дает возможность пианисту исполнять музыку соло, музыку с оркестром, музыку в фортепианном ансамбле, а также играть музыку в камерном ансамбле с любыми музыкальными инструментами и, наконец, поддерживать аккомпанементом сольные выступления инструменталистов и вокалистов.

Задача начального музыкального образования дать ученику – пианисту не только теоретические знания о возможностях фортепиано, как музыкального инструмента, но и практически научить пианиста.

Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя.

«Кантилена» (итал. Cantilena, от лат. Cantilena - пение) – напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. На фортепианном языке это означает - умение «петь» на инструменте.

«Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки»

К.Н. Игумнов.

Прекрасные примеры кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов, в многих русских народных песнях.

«Учитывая тончайшие особенности и звучания и восприятия, пианист может создать фортепианную кантилену как волшебство, раскрывающееся перед слушателем.»

С.Е. Фейнберг.

В педагогической деятельности каждый преподаватель ставит и решает задачи по воспитанию юного музыканта с учетом своих педагогических принципов и индивидуальных возможностей ученика. В зависимости от его возрастных и психологических особенностей, уровня развития и готовности к обучению выбирается уровень сложности музыкального материала и его объём. Основным в работе над кантиленными пьесами является активное и заинтересованное отношение к исполняемому музыкальному произведению, понимание его основных характеристик и особенностей. Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемого музыкального произведения, постепенно вводить музыкальные термины

Работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, достаточно сложный процесс, но в тоже время увлекательный и творческий. Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.

Работа над кантиленой занимает значительное место в обучении и воспитании ученика - пианиста. Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования обучения.

В младших классах обучение начинающих пианистов основывается прежде всего на работе над звуком, звукоизвлечением, мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Ребенок знакомится с элементами музыкальной формы от простейших мотивов до музыкальных предложений, динамикой; приобретает опыт эмоционального сопереживания музыке. Работа строится на использовании песенного материала и изучением наиболее простых пьес. В младших классах для работы с кантиленой прекрасной возможностью будет обучение игре легатного аккомпанемента в форме арпеджио и мелодических подголосков.

В средних классах педагог подбирает в работу более сложный музыкальный материал для своего ученика, но музыка для изучения по - прежнему детская, хрестоматийная: детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Мелодическая линия кантилены, её гармония и сама фортепианная фактура усложняются, музыкальная форма становится более объемной и сложной.

В старших классах пианист изучает сложные по фактуре и форме, яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский до Д. Шостакович, С. Прокофьев.

«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками… Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»

«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.».

Г.Г. Нейгауз

Для того чтобы научить слушать звук, научить приёмам звукоизвлечения, ведению фразы и т.д., желательно давать кантиленные пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В воспроизведении кантиленой мелодии на фортепиано важно, внутренне услышав её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре. Педагог должен передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций. Примером могут послужить высказывания Нейгауза, Тальберга, Игумного, Корто. Нейгауз говорил о «прорастании пальца в клавиатуру до дна», А. Корто писал о «погружении пальца в клубнику», К. Н. Игумнов и С. Тальберг ассоциировали исполнение кантилены с «замешиванием теста» пальцами.

Работа над кантиленой, как работа над любым видом произведения, должна в особенности заставить ученика слушать себя «со стороны». Ученик должен стремиться, во-первых, «к полному, мягкому, певучему звуку», во-вторых, - к максимальному разнообразию звуковых красок.

Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнениеlegato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.При игре произведений кантиленного характера существует большая проблема в связности звуков (легатной игре). Необходимо связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или «передавая эстафету» от одного пальца другому. Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в то же время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии - связность.

«При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой»

К.Н. Игумнов.

Руки пианиста-исполнителя в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Каждому ребенку необходимо объяснить, что при звукоизвлечении рука должна быть полностью освобождена, особенно в запястье. Ладонь лучше располагать над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Пальцы следует держать по возможности собранными вместе, готовыми к игре в любую секунду. В кончиках пальцев необходимо ощущение крепости, цепкости. В исполнении кантилены основным является использование веса руки, опоры на клавиатуру, а вернее правильно рассчитанное давление руки на клавиатуру. Важно объяснить детям ощущение переноса части веса руки в клавиатуру плавно, без толчков и в то же время надо не растерять его, адресовав в конец пальца. Ведь бывают случаи, когда у учащихся в кантилене устает рука, то есть эмоциональное напряжение (естественное при исполнении многих мелодий) переходит в напряжение физическое. При этом давление руки, не доходя до конца пальца, задерживается в кисти или локте. Рука зажимается и устает, а звук оказывается лишенным полноты и интенсивности.

В процессе обучения педагог объясняет ребенку значение подготавливающих движений пальцев, кисти, круговых движений локтей и предплечий. Педагогу необходимо дать представление ребенку об игре независимыми друг от друга, самостоятельными пальцами. Важно научить обучающегося умению распределять внимание, распределять вес руки и пальцев, обращать внимание на игру «приготовленными» руками и пальцами, сформировать умение диктовать ощущениям в руке применять ту силу звука, которая необходима, уравновешивать звучание. Если, например, требуется извлечь теплый и проникновенный звук, то к клавиатуре лучше прикасаться ближе к клавишам, а для яркого и открытого звука следует использовать полную амплитуду размаха пальцев. В случае, если кантилена звучит в октавном исполнении – более слабый из пяти пальцев мизинец берется активнее и увереннее, а первый палец – аккуратнее. Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Однако, безусловно, целесообразным является такое их положение, при котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, то есть положение вытянутое, мягкое. Конечно, бывают случаи, когда палец приходится закруглять в силу особенности фактуры, но это исключение, которому мастера пения на рояле прибегают только при крайней необходимости.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ребенку выбрать наиболее удобную аппликатуру. В старших классах эту работу могут выполнять сами обучающиеся.Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1 палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.

Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения.Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.

«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений».

Ф.Э.Бах

Нельзя исключить влияние педали на правильное и красивое звучание кантиленных произведений. В кантиленных пьесах основное значение имеет запаздывающая, продлевающая педаль. Несложные певучие пьесы на ранних этапах следует учить без педали. Так красивый звук, плавное легато, выразительность фразировки будут чувствоваться в первую очередь пальцами. Затем можно начинать работу над педализацией. Как один из первых образцов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз, или просто относительно более длинных звуков мелодии. В медленных напевных пьесах педаль можно брать на каждый длинный звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание и снимать на коротких.

Таким образом, изучение кантиленных произведений помогает активно развивать различные стороны музыкального мышления ученика, помогает приобрести навыки выразительной певучей игры. Формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в классе фортепиано. Приобщение к искусству исполнения кантилены посредством развития умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей, исполнительской инициативы ребенка.

Список использованной литературы

1. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: «Музыка»,1961.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: «Музыка», 1988.

3. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: «Классика – XXI», 2001.

4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: «Классика – XXI», 2003. 

5. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В трех томах. Том 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. М.: «Музыка», 1983.

6. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / под общ. ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.: «Музыка», 1966.

7. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: «Музыка», 1978.

8. Коган Г. М. О работе музыканта- педагога.- М.: « Музыка», 1979.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: «Просвещение», 1984.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2412 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2274 608