Дорогие друзья, мы рады представить вам Сидюкову Светлану Николаевну, старшего воспитателя СП Детский сад «Березка» ГБОУ СОШ ст. Пронино Самарской области. Сегодня Светлана Николаевна в своей статье расскажет об опыте работы по экологическому воспитанию дошкольников. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Светланы Николаевны:
«Главная цель экологического воспитания в детском саду: формирование у детей основ экологической безопасности, создание условий для формирования элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам».
Интересного чтения…
Работа с детьми по экологическому воспитанию в условиях сельской местности
Посмотреть статью в полной версии.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Главная цель экологического воспитания в детском саду: формирование у детей основ экологической безопасности, создание условий для формирования элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.
Из цели вытекают задачи:
1. Способствовать формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний, целостных и ценностных представлений о природе, как о живом организме.
2. Формирование у детей осознанного отношения к природе, экологически мотивированного отношения к ней.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке. В течение года прогулки проводятся ежедневно.
На территории нашего детского сада создана экологическая мини-тропа, которая выполняет познавательную, эстетическую и оздоровительную функцию.
На тропе дети глубже узнают и на наглядной основе учатся любить и беречь природу.
Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Наблюдения проводятся ежедневно за объектами природы, за сезонными явлениями. Начиная с младшего возраста, мы с детьми наблюдаем за погодой, рассматриваем небо, уточняем характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяем степень тепла и холода. Проводим наблюдения за ростом и развитием растений в уголке природы, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе.
Во время циклических наблюдений дети научились видеть вокруг себя интересное, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь.
Занятия по экологии – важнейшее средство повышения экологических знаний детей. Занятия проводятся с использованием современных развивающих технологий (моделирование, проблемные игровые ситуации).
Традиционно в детском саду проводятся акции, декады и месячники с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
Экологические игры – неотъемлемая часть образовательного процесса детского сада. В группе имеется набор экологических (дидактических) игр: «Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные жарких стран», «Птицы» и т.д. Игры нашедшие применение в детском саду: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы экологического воспитания, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания. Экологические проекты с детьми: «Прикоснись к природе сердцем», «О чем рассказали цветы».
Воспитатели в работе с детьми используют элементарную поисковую деятельность, цель которой побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.
В СП Детский сад «Березка» воспитателями созданы макеты представляющие растительный и животный мир, с целью ознакомления детей с растительным и животным миром, формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, осмыслению у дошкольников разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Большое значение имеет пример взрослых, поэтому с родителями дошкольников проводится огромная работа по экологическому ликбезу: совместные экскурсии, декады, акции, привлечение к методу проектов, изготовление кормушек и скворечников и многое другое.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
Список литературы
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред.Саморуковой.М.,1992.
- Николаева С.НОбщение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.
- Николаева С.Н.Юный эколог. М., 1999
- Рыжова Н.А.Наш дом — природа. М., 1996.