Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кондрашовой Галиной Николаевной, учителем-логопедом МАДОУ «Детский сад № 3» ст. Каневская Краснодарского края. Сегодня Галина Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию авторская разработку: Дидактическое пособие «Логопазлы». Данный материал будет полезен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:
«Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие».
Творческого чтения…
Авторская разработка. Дидактическое пособие «Логопазлы»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Традиционно дети с нарушениями звукопроизношения в одинаковой мере проходят цикл последовательных логопедических занятий, главной целью которых является выработка навыков правильно звучащей речи.
Недостатком работы является то, что, вне зависимости от этапа коррекции, в методиках занятий не меняются ни речевая ситуация, ни условия проведения занятий. Коррекционная работа происходит в рамках кабинета, а положительная динамика достигается за счет нарастания сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей интереса. Вместе с тем эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям. Определенным минусом такого построения занятий является то, что вне сферы работы остаются индивидуальные особенности детей, возможное недоразвитие познавательных процессов, отставание в формировании мелкой моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д. Это, в свою очередь, может повлечь нежелательные последствия. Если мелкая моторика и когнитивные процессы не будут достаточно развиты, то при обучении ребенка в школе могут возникнуть трудности. Кроме того, ребенок должен посещать занятия с логопедом с желанием. В противном случае, наносится вред его психическому здоровью, выработается нежелание учиться чему-либо.
В задачи работы логопеда входит комплексная коррекция не только речевых, но и других отклонений в развитии психических процессов ребенка. Следовательно, необходимо так выстроить свою работу, чтобы учесть возможные последствия недостаточно полной коррекционной деятельности и оказать ребенку полноценную, комплексную помощь.
Таким образом, вопросы оптимизации логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста приобретают особую актуальность.
С учётом требований ФГОС, я выбрала в качестве средства, оптимизирующего логопедическую работу дидактическую игру «Логопазлы». Данная игра создана с целью расширения границ положительного воздействия и оптимизации коррекции речевых и сопутствующих неречевых дефектов у детей-логопатов.
Один из целевых ориентиров ФГОС ДОО гласит: «Ребёнок проявляетлюбознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоненнаблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности». Современные дети просто обожают всевозможные логические игры! А складывание «Логопазлов» — одно из самых любимых занятий малышей, посещающих занятии логопеда. Даже самый непоседливый ребёнок при работе с «Логопазлами» становится более спокойным и уравновешенным, спокойным. Трудно не увидеть пользу от игр с «Логопазлами». Дети с речевой патологией, проникаясь картинкой, должны сложить кусочки в определенной зависимости, чтобы получилась целый сюжет, начинают видеть окружающий мир во всём его многообразии, и ,если не получилось с первого раза, он будет экспериментировать до тех пор, пока элемент не найдёт своё место на картинке. Чтобы создать «ситуацию успеха» детям предлагаются сюжеты, знакомые по содержанию, героев которых они видели в сказкам, рассказам, мульфильмах и т.д.
Следующая формулировка целевого ориентира гласит: «Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладаетчувством собственного достоинства.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты» .
Многие дети с речевой патологией гиперактивны, расторможены, или, наоборот, замкнуты, закомплексованы. И в работе с такими детьми неоценимую помощь оказывают «Логопазлы».
Особая прелесть дидактической игры в том, что она очень эффективно развивает усидчивость, настойчивость, повышает самооценку. Причем делает это намного эффективнее любых специальных методик и упражнений. Да это и понятно! Играя в «Логопазлы» ребёнок « обречён» на успех, так как
эта деятельность не требует от ребенка обязательных усилий, а стимулирует его любопытство и интерес — самые мощные двигатели в деле овладения новыми знаниями и навыками. На занятиях ребёнок может работать индивидуально. Так же можно предложить выполнить задание небольшими подгруппами, что позволит детям развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, договариваться между собой, тактично отстаивать собственную точку зрения.
Поиск решения и не просто решения, а именно, точного решения, может занять продолжительное время. Это развивает в «ребенке упорство, усидчивость, то есть ребёнок становится способным к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело».
«Логопазлы» с кривыми линиями соединений имеют большое значение для развития умственных способностей ребят, поскольку заставляют их соотносить форму и изображение элементов, складывать кусочки соответственно форме соседних разрезов, что в свою очередь влияет на развитие речевых компонентов. Это развивает образное и пространственное мышление, логику, усидчивость, внимание, цветовосприятие ребенка и его интеллект. Чтобы сложить «Логопазл» ребёнок должен обладать развитымвоображением, которое, в свою очередь, реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка кфантазии, воображению, творчествуинтенсивно развивается и проявляется виграх.
Творческие способностиребёнка также проявляются в придумывании сказок, рассказов, подборе рифм к словам и т.д. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Следуя целевому ориентиру, в котором говорится о том, что у ребёнка должна быть развита мелкая моторика, мы помним, что при игре с «Логопазлами» у него развиваются мелкие дифференцировки, скоординированность движений рук, кинетическая и кинестетическая основа движений.
Главное преимущество «Логопазлов» в том, что основная картинка насыщена изображёнными предметами на изучаемый звук, что позволяет в игровой форме автоматизировать поставленный звук, развить лексико-грамматические категории, согласовать существительное с числительным, развить связную речь. Основная трудность состоит в том, что игр данной направленности в продаже очень мало и поэтому возникла необходимость создания данной игры.
Цель создания:
- Налаживание контакта с детьми, сокращению адаптационного периода, снятию напряжения и страха.
- Повышение мотивации к занятиям.
- Создание необходимого «мостика» для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Развитие навыка правильного произношения автоматизируемых звуков в различных для их деятельности детей речевых ситуациях.
- Развитие высших психических процессов. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное кому-либо определенному познавательному процессу, одновременно положительно влияет и на другие.
- Совершенствование мелкой моторики рук и сенсорных представлений.
- Исключение из занятий монотонности и скуки, повышение работоспособности, устойчивости к утомлению.
- Повышение эмоционального подъема, характерного для детей в играх, закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка.
- автоматизация звуков в игровой деятельности
Логопазлы сделаны из прочного картона, заламинированы.
Для работы понадобится магнитная доска форматаА-4,либо А-3.
Для удобства использования к обратной стороне прикреплена магнитная лента. Ребёнок прикрепляет фрагмент пазла к доске, затем находит следующий подходящий фрагмент и т.д. Если ребёнок затрудняется сложить пазл без зрительной опоры то, можно ему предложить картинку-подсказку.
Дидактическая игра «Логопазлы собирай, звуки закрепляй!» представляет собой 5 наборов с картинками –пазлами на определённый звук (1.Р-Рь; 2.Л-Ль; 3.С-Сь; З-Зь; Ц; 4.Ш-Ж; 5.Ч-Щ;).В каждом из наборов не менее 10сюжетов.Сюжет логопазлов самый разнообразный («День рождения Гепарда», « На даче», « Прогулка в лесу», «Поход» , « Пляж», « На пруду», « Лесная полянка», « Ферма», « Смешарики» , «Смурфики», « Золушка» и т.д.
Дидактическая пособие «Логопазлы »,сделана в Программе Paint.net и имеет электронный вариант, что очень удобно при распространении среди заинтересованных родителей. Картинный материал красочный, разнообразный, доступный, разработан в соответствии Ребёнку предлагается собрать картинку–пазл, в зависимости от его произносительных возможностей.
Для повышения мотивации к выполнению данного вида работы можно предложить игру-соревнование « Кто быстрей соберёт пазл?».Для этого возможно использование одинаковых наборов, либо разных, с идентичным количеством частей. Затем каждый из детей может рассказать, какой сюжет у него получился.
Интересным видом работы является определение лишнего фрагмента. Ребёнку предлагается найти лишний фрагмент и объяснить, почему он лишний. Целесообразно пронаблюдать, как ребёнок справится с этой задачей.
Некоторые дети предпочтут сложить пазл, а затем определить оставшуюся картинку, как лишнюю. А кто-то определит по таким признакам как, не соответствие цветового оформления, не совпадение сюжета и т.д.
Виды заданий на основе дидактической игры «Логопазлы» , которые можно провести вместе с ребёнком:
«Назвать все предметы на автоматизируемый звук».
«Кто больше назовёт правильно предметов на звук…?»-участникам предлагается называть предметы, изображённые на пазле. Побеждает тот, кто больше назовёт безошибочно предметов.
«Цепочка»- предложить участникам называть предметы с автоматизируемым звуком, кто назовёт последним –тот, выиграл.
«Чего не стало?» -закрыть один или несколько предметов и предложить узнать игрокам, что исчезло.
«Мой, моя, мои»- указывать на предметы и отвечать на вопросы «Чей? Чья? Чьи?».
«Кто(что) где находится?» -описать где находится предмет.
«Угадай, о ком, или о чём я говорю?»- один из участников описывает предмет, а другой угадывает о чём?( О ком?) идёт речь.
«Подбери рифму» -назвать предмет, придумать к его названию рифму.
«Узнай героя из сказки»- назвать, какой герой, из какой сказки нарисован на «Логопазле».
«Составь предложение по картинке»- составить предложения по сюжету «Логопазла».
«Назови все живые, неживые предметы» -назвать, какие живые и неживые предметы присутствуют на собранном пазле.
«Что здесь правда, а что нет?»- назвать, что может быть в действительности, а чего не бывает.
«Найди картинки, названия которых состоят из 1-го слога,2-слогов,и.тд.»
«Найди самое короткое название картинки» -назвать предметы на собранном пазле и попытаться определить, какое самое короткое слово получилось.
«Сочиняем сказку, рассказ»- по сюжету, собранного детьми пазла, составить рассказ или сочинить сказку.
«Придумать диалог от имени героев»- предлагается придумать, о чём будут говорить герои собранного пазла.
« Я начну, а ты продолжай»-логопед задает начало рассказа, а дети должны придумать продолжение.
«Найди весёлые картинки» -найти на собранном пазле «весёлые» картинки и объяснить, почему, по мнению ребёнка, у них такие эмоции
«Найди грустные картинки»- найти на собранном пазле «грустные» картинки и объяснить, почему, по мнению ребёнка, у них такие эмоции.
«Скажи наоборот»-логопед говорит слово, а ребёнок называет с противоположным значением.
«Договори слово в предложении»- один из участников начинает предложение, а другой- договаривает .
«Почему и Потому»- один из участников задаёт вопрос («Почему Муха пошла на базар?»), а другой отвечает («Потому что она нашла денежку»).
«Что было бы, если бы….»-один из участников задаёт вопрос,(«Что было бы, если бы на День Рождения к Гепарду никто не пришёл?»),а другой отвечает.( « Гепард очень огорчился, и , наверное, заплакал» и т.д.).
«Логопазлы» можно использовать на логопедических занятиях, в свободной деятельности детей, в совместной деятельности детей и родителей.