Дорогие друзья, мы рады представить вам Салиеву Викторию Олеговну, преподавателя МБОУ ДОД ДШИ № 37 г. Калтан Кемеровской области. Сегодня Виктория Олеговна предлагает в своей статье обратиться к проблемам постановки игрового аппарата в классе гитары. Данный материал будет интересен педагогам ДШИ и ДМШ.
Краткий комментарий к статье от Виктории Олеговны:
«При постановке игрового аппарата в момент психических, умственных и физических затруднений возникают мышечные зажимы. Это является серьёзным препятствием при обучении игре на музыкальных инструментах. В данной статье рассказывается о причинах мышечных зажимов и способах их преодоления в классе гитары».
Интересного чтения…
Проблемы постановки игрового аппарата в классе гитары
Пластичность мышц у детей младшего школьного возраста способствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе обучения. Приобретение на начальном этапе обучения основных базовых навыков в постановке игрового аппарата и звукоизвлечения являются фундаментом для дальнейшего исполнительства.
Практика музыкального обучения подсказывает, что серьезным препятствием, возникающим при постановке игрового аппарата, являются мышечные зажимы, возникающие в момент психических, умственных и физических затруднений. Виолончелист Борис Николаевич Талалай, исследовал формирование двигательных навыков при обучении игре на музыкальных инструментах и установил, что игра мышечно «зажатых» музыкантов характеризуется следующими показателями:
Сила давления пальцев на гриф возрастает при увеличении громкости при увеличении эмоционального возбуждения, хотя в этом и нет технической необходимости.
Исходный уровень мышечных напряжений у нерационально играющих инструменталистов высокий, поэтому повышенная активность мышц-антагонистов (неработающих мышц) требует повышенных усилий работающих -агонистов, что с энергетической точки зрения неэкономно.
Технические трудности в одной руке вызывают мышечные напряжения в другой.
Мышечное напряжение возрастает с увеличением темпа и захватывает не только играющие мышцы, но и неиграющие.
Во время исполнения спокойных эпизодов мышечное напряжение не проходит, что означает меньшую способность к расслаблению всего организма в целом.
Процесс поддержания высокой технической формы связан с большим физическим напряжением, большим количеством труда, сопровождаемого болями в мышцах.
Причины мышечных зажимов можно объяснить с физиологичекой точки зрения и основываясь на профессиональных навыках музыкантов. Мобилизуясь на решение проблем, организм естественно напрягает мышцы. Как при этом они работают? Их работа связана с взаимно обратными соотношениями. Это означает, что когда одна мышца сокращается, то другая должна расслабляться. Работающая мышца называется агонистом, а противоположная расслабляющая — антагонистом. Чтобы движения человека были четкими и координированными, должна быть уравновешенность в действиях мышц сгибателей и разгибателей — агонистов и антагонистов. А такая слаженная работа достигается уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Если мышцы зажаты, то мышцы агонисты и антагонисты не могут работать непринужденно и легко. Агонистам приходится преодолевать то лишнее напряжение, которое есть в антагонистах. Отчего это происходит? Это связано с тем, что из очага, который должен управлять действием данной мышцы, возбуждение переходит, или, как говорят психологи, иррадирует, на другие двигательные зоны, которые и напрягают неработающие мышцы. На стадии разучивания новых движений, которые непривычны и необычны, подобная иррадация наблюдается в общей скованности движений. Когда навык вырабатывается, ненужные движения исчезают, и все тело играющего становится свободным от мышечных напряжений. Но они вновь могут появиться под влиянием психоэмоционального волнения, во время публичного исполнения, принося много неприятностей выступающему. Об этом К.С.Станиславский писал: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста... Мускульное напряжение мешает внутренней работе. Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании».
Причинами, вызывающими излишнее мышечное напряжение у музыканта, являются следующие факторы:
1. Высокий исходный уровень личностной тревожности, что может быть определено с помощью специальных тестов;
2.Преждевременная, до выработки необходимых двигательных автоматизмов, игра разучиваемого произведения в быстрых темпах;
3.Фактурная сложность произведения, превышающая возможность играющего преодолеть ее;
4.Разучивание произведения в медленном темпе не теми игровыми движениями и не той аппликатурой, которая используется в быстром темпе;
5.Использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе;
6.Исполнение произведения на волевом усилии, вызывающем мышечное напряжение;
Публичное исполнение слишком трудных произведений;
Использование в игре неверных двигательных приемов,
сформированных на ранних стадиях обучения (неудобная по-
садка, слишком высокое или слишком низкое положении кисти, прижатые локти и т. д.).
Отсутствие навыков сбрасывания мышечных напряжений во время исполнения эмоционально насыщенных произведений;
Недостаточная разыгранность психомоторного аппарата перед исполнением.
Действия, противоположные перечисленным выше, естественно способствуют снижению и устранению мышечных напряжений.
Единственный способ преодоления мышечных зажимов — это постоянный контроль над ними и моментальное их сбрасывание при работе.
Давайте рассмотрим посадку гитариста. Гитара один из самых неудобных музыкальных инструментов. В отличие от арфы, фортепиано, трубы и других инструментов, играя на которых исполнитель имеет некоторую свободу движений корпуса, гитара является своеобразным «корсетом» для исполнителя, обрекая его на неподвижность. Правильная посадка характеризуется следующими параметрами:
1. Длина позвоночника должна быть максимальной.
2. Шея естественно продолжает позвоночник.
3. Грудь и спина расправлены.
4. Расстояние от шеи до плеч предельное.
5. Посадка поддерживается воображаемым эластичным крестом.
Чтобы добиться этих параметров мышцы спины должны быть в хорошей физической форме и поддерживать позвоночник. Австралийский актёр Матиас Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником. Я подобрала серию простых упражнений, направленных именно на укрепление мышц спины. Упражнения занимают 2 -3 минуты от урока, приводят ученика в рабочее настроение и решают проблему правильного положения корпуса при постановке игрового аппарата.
- «Самолёт». Спина прямая, руки в стороны, подбородок приподнят. Наклоняемся вперёд. При наклонах нужно следить, чтобы тянулись не плечи к коленям, а живот – мы качаем поясничные мышцы.
- «Весы». Положение корпуса, как в упражнении № 1. Поочерёдно тянемся влево, потом вправо. Подбородок приподнят, нижняя часть туловища неподвижна. Работают плечи, боковые мышцы поясницы.
- «Плечики». Наклоняемся поочерёдно к правому, затем к левому колену. Руки при наклоне вытягиваются. При возврате в исходное положение плечи как будто «насаживаем» на позвоночник.
- «Рисуем круги». Прямыми, натянутыми в стороны руками делаем 8 круговых движений вперёд, 8 назад, рисуя ладонями круги.
- «Свечка». Спина прямая, руки вытянуты вверх, ладони сомкнуты. Наклоны вправо, влево, вперёд, назад, с фиксацией.
- «Замок». Руки сомкнуты в замок за спиной, наклоны к коленям, подбородок всё время приподнят.
- «Цепочка». Завершающим упражнением является сплетение правой и левой рук за спиной. Руки поочерёдно меняются, одна идёт снизу, другая сверху. Если это удаётся ученику, значит его спина в прекрасном состоянии.
Также часто возникает затруднение при выработке независимости рук. В то время, как пальцы левой руки должны быть цепкими и сильными, пальцы правой должны сохранять свободу, раскрепощённость, подвижность. Технические трудности в левой руке вызывают мышечное напряжение в правой. Во избежание этого целесообразно начинать раздельную постановку рук. В то время, как левая рука выполняет определённые упражнения, правая ничего не делает. При этом педагог должен постоянно контролировать расслабленность мышц правой руки. Упражнения для левой руки могут быть следующими:
- (Без инструмента) «Я хороший – левая рука гладит по голове, а правая стучит в грудь, и наоборот.
- « Кулачёк» - правая рука сжимается в кулачёк, а левая расслабленно гладит по колену.
- «Карандаш» - карандаш положить на пальцы левой руки, покачать 1 и 4 пальцами поочерёдно.
- С инструментом: «Солдатики» - пальцы левой руки в пятой позиции на 1 струне, поднимаются вверх по – одному в порядке 1,2, 3, 4 и 1, 3, 2, 4, так же вниз.
- Пальцы левой руки в 5 позиции выпрямляются, ложатся на гриф, закрывая все струны, затем округляются и встают на лады на 1 струне.
Функции правой и левой рук у исполнителей на струнных грифовых инструментах совершенно различны. Левая рука как бы подготавливает «музыку», правая же извлекает звуки. Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук «создается» правой рукой. Поэтому именно ей надо уделить основное внимание в начальный период обучения.
Многие трудности в постановке правой руки возникают потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча, это приводит к скованности и, как результат, неполноценному звуку. Руку необходимо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы навесу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента. Важно помнить, что плечо правой руки не изолировано от предплечья, оно не лежит пассивно на корпусе гитары. Предплечье свободно перемещается по корпусу: вверх, вниз, влево, вправо.
Во время игры используется целый комплекс ощущений – пальцев, кисти, предплечья и плеча. Ни одно из названных частей руки не занимает при игре пассивной позиции. Все они образуют единую систему, главенствуют в которой пальцы. От контакта пальцев со струнами в большей степени зависят качество и плотность звука.
Постоянный контроль над правильной работой мышц должен на начальном этапе контролироваться педагогом и в конечном итоге привести к выработке мышечной памяти учащегося. Правильно поставленный игровой аппарат должен давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, ощущение, которое постепенно отучает человека от зажимов и напряжений. Любая инструментальная техника опирается на систему последовательных и рациональных движений тела. Такой подход позволит играть свободно и предохранит от того, чтоб техническая сложность стала непреодолимым препятствием в достижении художественного образа музыкального произведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – М.:
- Музыка, 2004. – 184 с.
- Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 128 с.
- Как научить людей играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов, - М.: «Издательский дом» Классика XXI, 2006. – 200 с.
- Кузин Ю. Азбука гитариста.: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст]/Ю. Кузин; под ред. В.Каленова. - Новосибирск: НМК,1999.- Ч.1. Донструментальный этап .-40с.
- Кузин Ю. Азбука гитариста.: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст]/Ю. Кузин; под ред. В.Каленова. - Новосибирск: НМК,1999.-ч.1.Инструментальный период .-72с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., 1951.
- Талалай Б.Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: Дисс…канд. пед. наук. М.,1982.
- Мир гитары . – 1991. – Вып. 1 – С. 42-45. Уршальми И. Путь к свободе [Текст] / Уршальми И. Путь к свободе//Мир