Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Технология критического мышления как средство формирования надпредметных умений школьников на уроках МХК
12 минут 2715 642

Технология критического мышления как средство формирования надпредметных умений школьников на уроках МХК

Pavlovafoto2Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Павлову Татьяну Германовну, учителя МХК МКОУ СОШ № 20 г. Первоуральска Свердловской области. Сегодня Татьяна Германовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере формирования надпредметных умений школьников на уроках МХК посредством технологии критического мышления. Статья будет интересна педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Германовны:

«Технология развития критического мышления выделяется среди современных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Сегодня мне хочется поделиться с вами своим опытом, продемонстрировать новизну и очень большую актуальность в современном образовательном процессе. Ведь критическое мышление – это поиск здравого смысла. Оно способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности».

Интересного чтения…


Технология критического мышления как средство формирования надпредметных умений школьников на уроках МХК

Посмотреть статью в полной версии

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.

Новизна стандарта второго поколения в образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «МХК». Она способствует личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у обучающихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.

Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациях (по исследованиям PISA).

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира - цель и основной результат образования.

Технология развития критического мышления выделяется среди современных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Разработчики технологии «Развитие критического мышления – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.В. Бутенко, Е.А. Ходос.
Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  • мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  • самостоятельное, ответственное;
  • аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  • индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  • социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы обучающихся:

  • содержит ситуацию выбора, который делают обучающиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций обучающихся;
  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  • выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Технология развития критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

В основе технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова
  • Фазареализациисмысла
  • Фаза рефлексии

Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.

Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Основа технологии критического мышления – традиции в образовании - развитие мышления ребенка происходит в проблемной ситуации (Ж. Пиаже, Л. Выготский)

Что такое критическое мышление?

  • это самостоятельное мышление, носящее индивидуальный характер;
  • информация – отправной пункт критического мышления;
  • начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить;
  • отличается убедительной аргументацией;

это мышление социальное;

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМЧП?

С позиции ученика:

  • «Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме».
  • «Я научилась выражать свои мысли, доверять себе».
  • «Теперь у меня появился стимул учиться».

С позиции учителя:

  • «Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии».
  • «Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них».
  • «…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся».

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Из существующего большого количества приёмов я определила для обуча.щихся пока только таковые: игра «Верите ли Вы, что…?», «Найдите ошибку», инсерт, толстые и тонкие вопросы, синквейн.

Они универсальны. Их можно применять не только на учебных и воспитательных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, педсоветы и т.д.). Технология универсальна ещё в том, что ложится на любой урок и сотрудничает с любой педагогической   технологией.

Формирование рефлексивных умений в процессе изучения предмета.

Одной из наиболее актуальных проблем является проблема отслеживания и оценивания достижений обучающихся. Для успешного обучения школьнику важно правильно оценить собственные познавательные возможности. В основу самоанализа познавательных возможностей положено четыре блока умений обучающихся:

1. Умение использовать разные виды источников информации;

2. Умение организовать свою деятельность;

3. Умение, связанные с представлением результатов своей деятельности;

4. Умение использовать достижения культуры для своих нужд.

Как известно, концепция стандартов второго поколения, принятая в 2008 г., пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции». Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей): способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Технология развития критического мышления – один из путей, способствующих достижению необходимого результата.

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности обучающихся.  Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2418 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2275 608