Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Патуниной Натальей Валериевной, преподавателем МБОУ ДОД «ДШИ № 37» г. Калтан Кемеровской области. Сегодня Наталья Валериевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию мультимедиа технологий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в ДШИ. Статья будет полезна преподавателям ДШИ и ДМШ.
Краткий комментарий к статье от Светланы Юрьевны:
«Статья имеет актуальную для современного образования тему. Как с помощью простых технических средств улучшить качество образовательного процесса и повысить мотивацию к обучению».
Полезного чтения…
Введение
С середины 80-х годов ХХ века в нашу жизнь активно стал входить компьютер. Информатизация общества – новая эпоха в развитии человечества. Сегодня дети не представляют свою жизнь без компьютера – это их возможность общаться, играть и конечно обучаться. Компьютерные информационные технологии тесно вошли в образовательный процесс. Начиная с начальной школы все классы общеобразовательных школ, оснащены интерактивными досками. Во всех школах в обязательном порядке оборудованы компьютерные классы, введен предмет информатика, появилась возможность дистанционного обучения.
Компьютеризация дополнительного образования до сих пор вызывает немало споров и сомнений. К тому же добавились плохое материально-техническое обеспечение и отсутствие компетентности преподавателей. Но в сегодняшних условиях, когда компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся, дополнительное образование просто обязано применять принципиально новые возможности в организации учебного процесса, что приведет к развитию личностных качеств обучающихся, вариативности и индивидуализации образования. Предметы музыкально-теоретического цикла - Слушание музыки и Музыкальная литература - это те предметы в школе искусств, которые предполагают использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании этих предметов новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. В настоящее время в дополнительное образование пришли новые информационные технологии: компьютер, интернет, электронный образовательный ресурс.
Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.
Доказано, что использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат и делают.
Использование этих новых информационных технологий позволяет выделить следующие основные положения:
- использование мультимедийных технологий в обучении Слушания музыки и Музыкальной литературы призвано значительно повысить эффективность преподавания,
- средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания обучающихся, развития их творческих, коммуникативных способностей и информационной культуры;
- использование мультимедий средств обучения позволяет создать условия, максимального погружения в «виртуальную реальность» музыкальной культуры разных эпох, стран, авторов, стилей.
Цель работы – систематизировать знания в области мультимедиа технологий и обобщить опыт работы использования мультимедиа на уроках Слушания музыки и Музыкальной литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- оценить возможности использования мультимедиа технологий в качестве средства совершенствования деятельности преподавателя;
- разработать методику использования преподавателем мультимедия технологий на уроках музыкальной литературы и слушания музыки;
- разработать методические рекомендации по использованию мультимедиа технологий;
- показать возможности практической реализации
Глава 1. Теоретические основы использования мультимедиа технологий в дополнительном образовании
1.1. Понятие и сущность мультимедиа технологий
Слово мультимедиа появилось вне связи с компьютерными технологиями. Его впервые употребил английский певец и исполнитель Боб Гольдштейн в 1966 году, когда устраивал свое новомодное шоу-представление. Позже этим термином обозначали любой развлекательный продукт с разными звуковыми и видео эффектами, но только в 1990-х годах окончательно было дано определение этому слову.
Попробуем разобраться, что имеется в виду под термином “мультимедиа”. Термин пришел к нам из английского языка. Multimedia - от multi - много и media – среда, приводят к неудачному термину “многосреды”. Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений. Мультимедиа - это:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Обратимся к определению понятия «технология».
В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.
В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных процессов (М.Чошанов).
Таким образом, понятие мультимедиа технологии следует понимать, как современные компьютерные информационные технологии, позволяющие объединять в компьютерной системе текст, звук, видео, графику, анимацию и интерактивность.
Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
В настоящее время количество созданных средств мультимедиа измеряется тысячами наименований. Мультимедиа-технологии и соответствующие средства информатизации образования развиваются очень быстро. Если в первом издании российского справочника по CD-ROM и мультимедиа, изданного в 1995 году, перечислено всего 34 экземпляра мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было перечислено уже более 112-ти, а в начале 1998 года это число перевалило за 300, то сейчас этот список содержит несколько тысяч наименований. Безусловно, эти показатели не отражают точной картины обеспеченности средствами мультимедиа, но однозначно свидетельствуют о неуклонном росте числа создаваемых и используемых средств мультимедиа.
Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации школьного обучения и повышение мотивации школьников к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
- "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- дискретная подача аудиовизуальной информации;
- тонирование изображения;
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";
- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном "окне" - видеофильм, в другом - текст);
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
1.2. Педагогическое обоснование использования мультимедиа технологий на уроке
Раньше урок назывался мультимедийным, если в нем присутствовали рассказ преподавателя, и магнитофонная запись, и кино, и любые технические средства обучения. Сегодня под «мультимедийным» уроком подразумевается урок с использованием мультимедийной обучающей программы, компьютера или ноутбука, проектора, веб-камеры.
Пожалуй, основное назначение мультимедиа технологий на уроке это иллюстрирование рассказа преподавателя. Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.
Иллюстрация (иллюстрирование) - это:
- введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),
- приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.
Необходимость иллюстрирования приводит к тому, что теперь все средства информатизации обучения должны быть использованы для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих или наиболее сложных моментов учебного материала. Мультимедиа как раз и способствует этому.
В мультимедиа средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе текстовых, нотных), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов. Появление в образовательных мультимедиа средствах новых видов иллюстраций вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, используемых при издании традиционных школьных учебников на бумажных носителях. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Основные задачи, решаемые с помощью мультимедиа технологий на уроках, включают в себя:
- поддержку учебной работы учащихся;
- обеспечение доступа к информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
- развитие познавательного интереса и мотивации к изучению предмета.
На уроках в Детской школе искусств активно используются следующие мультимедиа технологии:
- учебные презентации
- интернет-ресурсы
- обучающие игры
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- Для анонсирования темы - на слайдах представлена тема урока, кратко изложены его ключевые моменты, в виде плана, в виде вопросов, на которые необходимо ответить в ходе урока, в виде ключевых слов.
- Как сопровождение объяснения учителя - специально для конкретных уроков создаются мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
- Как информационно-обучающее пособие - в обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
- Для контроля знаний - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:
Подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
Проверка домашнего задания
- демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения;
- вопросы для проверки знаний,
- тестовый опрос по теории.
Актуализация опорных знаний и способов действий
- вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы;
- краткое обобщение по пройденному материалу;
- вспомнить необходимые опорные знания и способы действий;
- формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
Формирование новых понятий и способов действий
- основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала;
- демонстрация нового учебного материала;
- применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения,
- систематизация новых знаний
Применение знаний, формирование умений
- вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала,
- демонстрация правильного решения при возникновении затруднений
- выполнение тренировочных заданий;
- использование различных способов закрепления знаний;
- обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны;
- умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.
Контроль и учет знаний
- задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний
- организация контроля и самоконтроля
- использование различных способов контроля и самоконтроля знаний;
- рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Глава 2. Возможности использования мультимедиа технологий при изучении музыкальной литературы и слушания музыки в детской школе искусств
2.1. Методика использования мультимедиа технологий при изучении музыкальной литературы и слушания музыки
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.
Рассмотрим подробнее методику использования мультимедиа технологий. Наиболее используемой технологией на уроках Слушания музыки и Музыкальной литературы можно назвать учебную презентацию. Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, видео и анимацию.
Для презентации обычно используют следующие технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки. Но для небольшого теоретического класса можно использовать только ноутбук, телевизор, которые соединяются проводом HDMI.
Сегодня в интернете в свободном доступе находятся презентации на любые темы, их можно просто скачать, воспользовавшись банком готовых мультимедийных презентаций, либо составить презентацию самостоятельно. Составляется презентация в программе MicrosoftOfficePowerPoint.
При разработке презентации важно учитывать несколько моментов:
- Не стоит размещать на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию.
- Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем.
- Использование на слайдах трёх-четырёх цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.
- Материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
- Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок– 20-24, текст, информацию в таблицах – 18-22.
- Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
- Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
- Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
- Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния текст лучше набирать понятным шрифтом. Этомогутбытьшрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
- Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.
- Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации.
- Для музыкального сопровождения презентации лучше выбирать спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации, а только добавит эмоциональности.
- Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.
- Смену слайдов презентации PowerPoint более удобно делать по щелчку мыши.
Рассмотрим пошагово, как создать презентацию:
- Создание презентаций в PowerPoint начинается с традиционного запуска программы. Затем с помощью функции «Создать слайд», расположенной в правом верхнем углу панели навигации, выбирается макет слайда.
- Чтобы придать презентации желаемый внешний вид, по вкладке «Дизайн» надо перейти в группу «Темы» и щёлкнуть по нужной теме документа. А с помощью кнопок «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» можно добиться изменения цветового решения выбранной темы.
- Чтобы написать текст, надо поставить курсор в поле «Заголовок слайда» или «Текст слайда», затем на вкладке «Главная» перейти в группу «Шрифт», где выбрать шрифт, его размер и цвет.
- Для придания презентации наглядности, красочности на некоторых слайдах можно разместить различные схемы, графики, фотографии, рисунки, коллажи. Фотографию или рисунок можно разместить в презентации, используя уже известные команды «Копировать» и «Вставить».
- Презентация имеет более выигрышный вид, если в ней используются звуковое сопровождение, эффекты анимации, разнообразные переходы между слайдами.
И самое главное, необходимо помнить, что презентация – это не цель, а средство в её достижении.
На уроках слушания и музыкальной литературы используют следующие типы и виды учебных презентаций.
- «Конспект урока». Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль.
- «Слайд-шоу». Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи (Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя.Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами). Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.
- «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.
- «Заполняем таблицу». Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. Заполнение таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.
- «Анализируем картины». Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение, ноты (или их малое число). В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения.
- «Тестирование». Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Следующим видом мультимедиа технологий можно назвать Интернет-ресурсы.
Наверное, сейчас нет такой информации, которую невозможно было бы найти в глобальной сети интернет. Интернет является уникальным по своим объемам и возможностям хранилищем данных. Здесь находиться огромное количество информации обо всем на свете. И в сети существует большое количество интернет ресурсов, которые могут быть использованы в дополнительном образовании. Эти сайты в интернете пользуются огромной популярностью.
Интернет ресурсы в дополнительном образовании применяются очень часто. Большое количество интернет ресурсов посвящено в том числе и школьной программе. Как правило, это хранилище понятийных, музыкальных, видео файлов, дополнительной литературы. Это могут быть сайты в свободном доступе, то есть совершенно бесплатными. Интернет позволяет найти информацию, которую сложно или даже невозможно отыскать в библиотеке. Теперь интернет есть почти в каждом доме и очень многие люди могут использовать интернет ресурсы в своем образовании.
Приведем несколько примеров подобных ресурсов, которые можно использовать на уроках Слушания музыки и Музыкальной литературы:
1: Академическая музыка: каталог ссылок
Ресурс каталога. Систематизированный каталог ссылок по классической музыке. Категории: аудиоархивы, ноты, каталоги, порталы, учреждения культуры и искусства, общества и фонды, конкурсы и фестивали, персоналии, учреждения образования и т.п.
2: Классическая музыка: МР3 архив
Ресурс каталога. Произведения популярных классических композиторов в формате МР3. Статьи о композиторах.
3: Издательство "Музыка"
Ресурс каталога. "Музыка" - крупнейшее музыкальное издательство России, большую часть продукции которого традиционно составляет нотная литература. Издательство выпускает также книжные издания - учебники и учебные пособия по теоретическим и историческим дисциплинам, научные исследования, монографии
4: Balletmusic: Балетная и танцевальная музыка
Ресурс каталога. Проект, посвященный балетной и танцевальной музыке. Основной причиной для создания данного проекта послужило желание авторов, пианистов со значительным опытом работы в области хореографического искусства, помочь своим коллегам-музыкантам в поиске необходимой нотной и теоретической литературой.
5: Музыка и время: музыкальный журнал
Ресурс каталога. Музыкальный журнал публикует ноты старинных романсов, современных эстрадных песен, произведения классиков. Разделы журнала: жизнь выдающихся деятелей, произведения классиков и современных композиторов, история гитары, романсы и песни, вопросы теории и многое другое.
6: Музыка и культура: информационная система
Ресурс каталога. Информационная система "Музыка и культура" представляет собой проект, объединяющий в себе все музыкальные, художественные и иные культурные учреждения по регионам России.
7: Журнал "Электронная музыка"
Ресурс каталога. "Электронная музыка" - журнал о современных технологиях создания и обработки звука, современном мультимедийном искусстве, экспериментальной электронике, soundart, музыкальном программировании, применении компьютерных технологий в музыке и музыкантах.
8: Практический курс «Учимся понимать музыку» направлен на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические статьи.
9: В «Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия» собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении некоторых музыкальных жанрах в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
10: В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.
С помощью дисков «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развивается творческие и интеллектуальные способности детей.
Образовательные игры - следующий вид мультимедийных технологий. Игры вызывают неподдельный интерес у учащихся и вполне могут способствовать развитию музыкального слуха, расширению кругозора, помогая осваивать учебный материал. В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.Нужно обращать пристальное внимание и на то, чтобы ребенок не уставал. Современные компьютеры не наносят вред зрению, если ребенок не проводит у компьютера продолжительное время. Ведь даже взрослый человек устанет сидеть несколько часов подряд.
Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики,тренинг и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.
Приведем несколько примеров игр с сайта «Детям о музыке».
«Мурзилка. Затерянная мелодия».
Известный с детства герой Мурзилка приглашает всех ребят в мир Музыки! Мурзилка побывает в царских палатах, в дворцовом саду и мастерской Гончара, в гостях у Марьи-искусницы и в шатре скоморохов, узнает, что такое ноты и длительности, как правильно их отличать и записывать на нотном стане, что такое лад, как выглядят и звучат самые разные инструменты, какие существуют песенные жанры, что такое ритм, такт, размер и еще много всего интересного.
Особенности игры:
- В этой простой игре, ребенок обучится основам музыкальной грамоты
- Также его ждет знакомство с группами народных и симфонических инструментов, а также с особенностями фольклора народов мира
- Игра преследует также такую цель, как развитие навыков общения: помогать друзьям, учиться слушать старших, добиваться поставленной цели
- Музыкальное сопровождение игры – ансамбль русских народных инструментов.
«Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности».
Яркий, красочный и увлекательный диск, он откроет для детей таинственный мир нотной грамоты, расскажет интереснейшие истории из жизни всемирно известных композиторов, познакомит с музыкальными инструментами и их звучанием. А для вас, дорогие мамы и папы, приготовлены ценные советы: как найти хорошего педагога, как организовать домашние занятия, как помочь ребенку в обучении. Чтобы крохе было проще учить музыкальную теорию, все упражнения озвучены. Самых прилежных малышей ждут веселые музыкальные сказки!
Особенности игры:
- Занятия по возрастным группам: от рождения до 7 лет.
- Знаменитые композиторы мира.
- Все о музыкальных инструментах.
- Рекомендации для родителей.
- Интересные упражнения по теории музыки и на развитие музыкального слуха.
«Играем с музыкой П.И. Чайковского. Щелкунчик»
Развивающая программа из серии Играем с музыкой - это не только игра, но и замечательное пособие для развития и обучения детей. С помощью этой игры ребенок погружается в прекрасный мир музыки, узнает музыкальные инструменты, знакомится с музыкальными жанрами.
Детская развивающая программа «Щелкунчик» удачно сочетает увлекательную компьютерную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. Чарующие мотивы из одноименного балета, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи – вот то, что поможет ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство.
Компьютерная игра поможет ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты.
Игровая часть компьютерной программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией: путешествуя по сказке, игроку предстоит найти ключ, который открывает дверь в секретную комнату, где заперт Щелкунчик.
В зависимости от возраста ребенка можно выбрать подходящий уровень сложности игры или воспользоваться подсказкой Усмуса – волшебного обитателя дома музыки.
Музыкальная энциклопедия познакомит детей с биографией выдающегося русского композитора П. И. Чайковского и историей создания балета "Щелкунчик".
«Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта»
Развивающая игра "Волшебная флейта" продолжает серию детских программ "Играем с музыкой". Как и другие программы этой серии, "Волшебная флейта" сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом. Юному музыканту вместе с маленьким Моцартом нужно вернуть в страну Сновидений Солнце, украденное Царицей Ночи. Загадки и викторины помогут ребенку научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память. Если во время игры маленький слушательстолкнется с какими-либо трудностями, на помощь ему придет Папагено - веселый птицелов царицы Ночи, который объяснит суть задания и подбодрит юного музыканта. А чтобы знакомство с оперой Моцарта оказалось не только приятным, но и запоминающимся, ребенок в любой момент может обратиться к энциклопедии, где содержатся сведения о биографии композитора и история создания его произведений.
«Алиса и Времена года» .
Музыкальная обучающая программа из серии «Играем с музыкой», основанная на классических произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и Антонио Вивальди «Времена Года».
Музыкальное волшебство в стране Чудес.
Хотите отправиться в сказочную страну, наполненную чудесами и волшебством?! Тогда вам по пути с Алисой – главной героиней обучающей компьютерной игры из серии «Играем с музыкой». Тем более, что очаровательной путешественнице потребуется ваша помощь. Дело в том, что Алиса попала внутрь музыкальных часов, которые неосторожно обронил Белый Кролик. Крышка захлопнулась, и теперь девочка может опоздать к вечернему чаю. Чтобы вызволить пленницу, потребуется немного внимания, любознательности и музыкального слуха. Ведь все головоломки и задания будут музыкальными! Но это вовсе не означает, что вы должны обладать талантами Антонио Вивальди или Льюиса Кэрролла, на чьих произведениях основана компьютерная игра.
Алиса поможет развить заложенные в вас музыкальные способности. Хорошим средством для этого станет электронная музыкальная энциклопедия и советы Чеширского Кота, который приходит на выручку при каждом удобном случае.
Все в стране Чудес необычно, даже часы! Каждая цифра на циферблате соответствует определенному месяцу в году. Перемещаясь из одного 30-ти дневника в другой, вы побываете в зимней сказке, весеннем пробуждении, летнем буйстве и осеннем златолистье. Все времена года сопровождаются завораживающими звуками музыки, которые лучше слов рисуют в воображении красочные картины.
«Алиса и Времена Года» - чудесная детская компьютерная игра, позволяющая соприкоснуться с волшебством, имя которому музыка!
Приведенные примеры игр необходимо скачать на компьютер, планшет или телефон и использовать дома, в качестве тренинга полученных знаний на уроках.
Онлайн игры требуют доступа к Интернету. В качестве примера можно воспользоваться тем же сайтом «Детям о музыке», где можно играть в такие игры как:
- «Дора и ее музыкальные инструменты»
- «Как звучат музыкальные инструменты»
- «Музыкальные инструменты»
- «Музыкальная комната»
- «Музыкальный оркестр»
- «Музыкальный ансамбль на островах»
Основными недостатками этих онлайн игр являются: англоязычность и некоторая примитивность.
2.2. Рекомендации по использованию мультимедиа технологий на уроках слушания музыки музыкальной литературы.
Предлагаемые рекомендации сделаны на основе опыта работы ведения предметов Слушания музыки и Музыкальной литературы с учащимися музыкального отделения Детской школы искусств № 37 п. Малиновка.
Предмет Слушание музыки изучается в 1-3 классе по 8-ми летней программе обучения. Это дети младшего школьного возраста (6,5 - 9 лет), для которых необходимо применять увлекательные и доступные формы работы, учитывая неустойчивое восприятие, наглядно-образный характер памяти, ограниченное по объёму внимание.
Цель программы по Слушанию музыки является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений, необходимой для последующего освоения нового музыкального и понятийного материала.
Использования мультимедиа технологий может добиться поставленных целей. Сделать уроки интересными, яркими, запоминающимися, облегчить процесс восприятия классической музыки.
Рассмотрим несколько примеров использования мультимедиа технологий при изучении конкретных тем.
Используя презентации на уроке важно помнить – больше картинок, и схем, меньше текста. Возможно применение при изучении таких тем как:
- музыкальные формы - слайд с формулой представить не буквами, а картинками, близкими по возрасту детей. (Пример: простая 2-х частная контрастная форма АВ – солнышко и тучка или зайка и мишка и т.д; простая 3-х частная форма АВА – солнышко, тучка и солнышко); слайд с нотами, где разделы формы можно за тонировать разным цветом в соответствии с характером части, выделения темы либо пласты тематизма; слайд с понятием – для точной записи самого слова и его определения; слайд - таблица, в которой заполняется название, формула, прослушанные произведения.
- музыкальные инструменты - слайд с крупным изображением инструментов, с подписью строения инструмента; слайд состав оркестра; слайд с названием инструмента, группы в оркестре.
Для прослушивания крупных музыкальных форм можно подключить видео, либо мультфильмы. Например: форма двойных вариаций М.И. Глинки в просмотре мультфильма воспринимается гораздо проще и образнее (каждая вариация исполняется разными персонажами); темы «Опера» и «Балет», как говорят, лучше один раз увидеть (фрагменты), чем много раз выразительно описывать происходящее. Визуальный ряд поможет запомнить и тембр изучаемых музыкальных инструментов. Изучая тему «Танец», также удобно посмотреть движения танцоров в разных танцах, для того чтобы лучше понимать его особенности – ритмические (в польке, полонезе), мелодические (в менуэте), фактурные (в вальсе) и т.д.
В качестве тренинга использовать описанные выше игры, объединяя в группы на уроке, либо самостоятельно дома.
Вариантов использования мультимедиа технологий множество и зависит от творческого подхода преподавателя.
Предмет Музыкальная литература рассчитан на средний и старший школьный возраст. И здесь презентации могут быть более объёмными, насыщенные текстом. Использовать их можно как уже говорилось выше можно при объяснении новых тем, так и для опроса знаний. Изучая биографию – слайды с портретами, памятниками, места в которых проживал и работал композитор, для каких инструментов сочинял, периодизация творчества. Изучая произведение – слайды с изображением нот (возможно выделение темы цветом), формой (схематично представленной), записью главных действующих лиц и их тембров и т.д. Домашним заданием может стать самостоятельная презентация на какую-либо тему.
Слайды с тестами экономят время на уроке, способствуют накоплению оценок. Преподавателю не нужно тратить большое количество бумаги и краски для того чтобы каждому распечатать текст, или несколько раз повторять вопрос с вариантами ответов, можно выставить автоматически время на перелистывание слайда.
Использовать интернет-ресурсы для расширения кругозора, изучения дополнительной информации по необходимой теме. Учащиеся с большим интересом знакомятся с сайтами «Детям о музыке», «Классическая музыка детям», «Музыкальные сказки для детей», «Музыка детям», «100 опер» .И конечно видео. Погружение в историю, музыкальную эпоху сложно описывать словами. Можно "переместиться в пространстве" и показать изучаемые в курсе музыкальной литературы музеи или театры, не покидая класса. Сегодня по каналу Культура созданы замечательные короткометражные фильмы посвященные этим темам, учащиеся с большим интересом их смотрят и получают необходимые знания.
Главное необходимо не забывать, что главным на уроке остается преподаватель. А мультимедиа технологии средство донесения знаний.
Заключение.
Использование мультимедиа технологий на уроках Слушания музыки и Музыкальной литературы в Детской школе искусств обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
•допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения;
•допускает возможность постоянного обновления;
•имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
•допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
•допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
•устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.
Так при использовании мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.
Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Опыт использования мультимедийных технологий показывает:
•резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;
•развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
•учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.
Список литературы
- Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа. – Уч. Пособие, издательский дом “Бизнес-пресса”, Санкт-Петербург, 2002.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
- Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997
- Долгушин С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004.Школа-Пресс, 1994.
- Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: 1999.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.
- Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
- http://en.wikipedia.org/wiki/Multimedia
- http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm - сайт «Детям о музыке»
- http://www.kindermusic.ru/klassika_detyam.htm сайт «Классическая музыка детям»
- http://www.kindermusic.ru/muz_skazki.htm - сайт «Музыкальные сказки для детей»
- http://1-rs.com/sites/category/10149 - сайт «Музыка детям»
- http://100oper.nm.ru/ - сайт«100 опер»
- http://for-teacher.ru/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html