Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование арт - педагогики в процессе воспитания и развития детей (с ограниченными возможностями здоровья)
18 минут 2766 676

Использование арт - педагогики в процессе воспитания и развития детей (с ограниченными возможностями здоровья)

Shatalova fotoДорогие друзья, сегодня учителя МОУ СОШ № 72 г. Волгограда, Шаталова Наталья Юрьевна и Жидкова Татьяна Викторовна с удовольствием делятся с нами своим профессиональным опытом по использованию арт - педагогики в процессе воспитания и развития детей (с ограниченными возможностями здоровья). Данный материал будет полезен учителям и родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Под арттерапией подразумевается лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением; артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть арттерапии и артпедагогики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества».

Познавательного чтения…


Использование арт - педагогики в процессе воспитания и развития детей (с ограниченными возможностями здоровья).

В последние годы педагоги и психологи отмечают тенденцию увеличения количества детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями, в частности детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, вызванными врожденными или приобретенными дефектами, хроническими соматическими заболеваниями. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера.

Особую актуальность приобретают социально-педагогические и социально-медицинские технологии социальной работы. Работа с такими детьми имеет свою специфику, которая рассматривается в рамках лечебной, коррекционной или  специальной педагогики, где определяется система педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение и коррекцию имеющихся нарушений. Интегративной основой, объединяющей усилия коррекционной педагогики и социальной работы с данной категорией клиентов, все чаще выступают артпедагогические методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе воспитания и развития детей с проблемами.     Под арттерапией подразумевается лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением;  артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть арттерапии и артпедагогики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества.

Арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

По мнению многих специалистов, арт - терапия является той безболезненной и естественной и актуальной технологией , которая стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Перед ребенком категорически запрещается ставить задачу «нарисовать красиво». Здесь перед педагогом стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Сам процесс творчества уже излечивает.

Коренные изменения подходов к оценке роли и места человека в мире проявились во всех сферах социально-экономической жизни общества. Это позволяет перейти к осознанию человеческой жизни как высшей ценности в мире, к пониманию образования, адаптированного не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам личности каждого человека. [6]

Гуманистические цели и ценности современного образования предполагают раскрытие всей полноты индивидуальных, личностных проявлений человека, направляя его на преобразование своей социальной роли «ведомого», «винтика» в творца, автора собственной жизни. Можно привести не один пример, когда ребенку в детском саду отводилась только одна роль «ведомого маленького человечка», и как полностью меняется жизнь ребенка, когда он начинает самовыражаться творчеством.

К объективным критериям, характеризующим успешность личности, можно отнести адекватность поведения, его вовлеченность в жизнедеятельность коллектива, проявление способности к самоконтролю, силы воли, терпения, усидчивости, соблюдению порядка, общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

По мнению многих специалистов, арт - терапия является той безболезненной и естественной и актуальной технологией, которая стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы реагирования отрицательных эмоций.

Научная новизна заключается раскрытии преимуществ методов и приемов арт - терапии в педагогической деятельности в частности:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование на воде (техника Эбру), роспись по стеклу, рисование красками, рисование песком или молотым кофе, являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в учебной деятельности. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры; [1]

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе творчества. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться учеником. Содержание и стиль художественной работы предоставляют педагогу огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить доверительные взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве коллектива детей могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

9) соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Особенности арт - терапевтических занятий

В структуре каждого арт - терапевтического занятия просматриваются две основные части: невербальная, творческая, неструктурированная, основное средство самовыражения в которой – цветной рисунок;

вербальная, более структурированная: каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.

Предпочтение отдается групповым формам работы, т. к. групповая арт - терапия позволяет развивать ценные социальные навыки, навыки принятия решений, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретные положительные результаты научных исследований. Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30-м годам XX века в Англии. За рубежом вопросами арт-терапии занимались и занимаются: М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл, И. Чампернон, Т. Дэлли, Д. Уэллер и многие другие. В России ведущими специалистами в этой области являются А.И. Копытин и Л.Д. Лебедева и многие другие.

По мнению Л.Д. Лебедевой арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством. Помимо неё в терапию искусством и творчеством входят: терапия творческим самовыражением, музыкальная терапия, игровая, драма-терапия, сказкотерапия, библиотерапия, танцевальная, телесно-двигательная, арт-терапия. Можно выделить 3 области применения арт-терапии: социальная сфера, медицина, образование. [3]

Изотерапия (рисование, лепка, аппликация) очень распространена в работе с детьми с ограниченными возможностями, поскольку изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха показало, что занятия изотерапией способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства).

Арт – терапия направлена на сам процесс художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их ( Э.Крамер), на отвлечение от «болезненных переживаний» (А. Хилл), на преодоление сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов.

Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой. (М. Наумбург )

Основная цель внедрения арт-педагогики заключается в:

  • адаптации детей к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости;
  • расширении представлений о себе, своем творческом потенциале.
  • в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;
  • расширении возможностей самовыражения и самопознания.

Задачи:

  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Гармоничное развитие личности ребёнка.
  • Облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
  • Повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я - концепции» (ФГОС второго поколения) и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
  • Улучшение       мотивационно - потребностной стороны продуктивной деятельности
  • Реализации       интересов творческой личности
  • Формирование коммуникативных качеств личности
  • Психологический комфорт каждого ребенка;
  • Укрепление здоровья воспитанников;
  • Развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • Укрепление связи между семьёй и школой.
  • Улучшение функций восприятия,
  • Развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
  • Позитивное отношение к социуму, школе

Ребенок научится :

  • знакомиться, присоединяться к группе;
  • благодарить;
  • выразить свои теплые чувства к другому;
  • принимать комплименты;
  • извиняться;
  • предложить помощь другу, проявить заботу;
  • просить помощи;
  • справляться со своими эмоциями;
  • соблюдать правила игры;
  • слушать и слышать собеседника;
  • осознавать свои чувства и выражать их;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • находить «нравится» в «нужно»;
  • доводить задание до конца.

Арт - терапия максимально безболезненный «пылесос» негативных эмоций и переживаний человека. Прорисовывание и разыгрывание, моделирование в песке, на воде, на стекле, на бумаге сложных жизненных ситуаций, обеспечивает человека не одним выходом и целым спектром адекватных, социально приемлемых форм разыгрывание проблемы. Что снижает эмоциональные переживания по экзистенциальным вопросам «Что делать?». И как-то в процессе работы с психологом, тупик становиться новой дверь, которую нужно просто открыть чтобы получить целый мир возможностей.

Материалы, с которыми работает арт - педагогика обеспечивают тонкую и нерушимую, в процессе становления человечества, ниточку

Также арт - педагогика является механизмом, формирующим гармоничное семейное пространство. И одним из них является совместное семейное творчество, пусть это будет подготовка подарка маме на день рождения или оформления семейного альбома вмести с детьми или создания рисунка на память «Про то, как наша семья прожила этот год», подойдет все и тогда вы даже не заметите как дети начинают слушать родителей как с удовольствием выполняют семейные обязанности. Ведь только так ребенок ощущает себя частичкой чего-то целого, большого, сильного, надежного и своего – семьи.

Арт-терапевтическая и арт-педагогическая работа с детьми, имеющими различный характер нарушений имеет свою специфику.
Особую ценность арт-педагогика может иметь для детей, испытывающих трудности в вербализации своих переживаний из-за речевых  арушений; рисование позволит родителям таких детей лучше понять своего ребенка. При этом основной акцент делается на обговаривании выполненных рисунков, сочинении совместно с родителями сказок на основе их, разнообразных звукоподражаниях в ходе рисования.

Интересных результатов добиваются взрослые, работая с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для данной категории детей предлагаются специальные способы рисования: рисование кистью руки, рисование рукой ребенка при помощи взрослого; использование специальных приспособлений для фиксирования движения руки ребенка и удержания изобразительного материала, работа с готовыми изобразительными формами, аппликация на основе фотографий и т.д.

Для детей имеющих нарушения зрения работа основана на осязательных ощущениях, их обыгрывании и вербализации. Она организуется по двум направлениям: лепка  пластическими объемными материалами (пластилин, сминание бумаги, песок, глина) и работа с текстурой (ткань и другие материалы, имеющие разнофактурную поверхность). Дети с нарушениями слуха, при условии целенаправленной и систематической работы достигают самых поразительных результатов в изобразительной деятельности, что обусловлено формированием у них компенсаторных механизмов, обостряющих зрительное восприятие.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания детей и включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Значение занятий изобразительной деятельностью для духовно-нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т. д.).

В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием детям предлагается создать рисунок, игрушку, поделку в подарок маме, бабушке к 8 Марта, приготовить для родителей пригласительные билеты на праздник, сделать из бумаги, природного материала забавную фигурку ко дню рождения младшему братишке, сестренке, товарищу. Такая направленность занятий изобразительной деятельностью способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, чувства доброжелательности.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны.

Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. [2]

Ценность арттерапии и артпедагогики заключается в эффективном применении их в домашних условиях, поскольку одним из условий нормального физического и  психомоторного развития ребенка является его эмоционально-положительное общение со взрослыми и особенно с родителями, чему свидетельствует многочисленный зарубежный и отечественный опыт.

Занятия изотерапией оказывают положительное влияние не только на ребенка (расширение познаний об окружающем мире, развитие всех психических функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим) но и на всю семью, улучшая ее микроклимат, способствую познания друг друга.

Таким образом, благодаря объединению всех возможностей арт-педагогики и арт-терапии в формировании детей с ограниченными возможностями становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами разных видов искусств. При этом, арт-терапия и арт-педагогика оказывают интегрирующее воздействие через все виды занятий искусством на систему социальных связей личности и отношений, поведенческих стратегий; следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни). Достижение таких результатов возможно только при сотрудничестве социальных работников и родителей, их активности, заинтересованности, оптимистичном настроение, систематическом и раннем их применении в зависимости от характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.

Педагоги! Попробуйте сами, научите ребенка рисовать, и вы увидите, как он талантлив, какую радость доставляет ему творчество! …Дерзайте, творите! Пусть творчество доставит радость Вам и вашим детям!”

Литература

  1. Арттерапевтическая программа «Практикум по арт - терапии» под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург, 2000 г.
  2. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С.
  3. Вальдес Одриосола. – М. : Владос, 2010.
  4. Закон Российской Федерации « Об образовании».
  5. Лебедева Л.Д. Практика Арт-Терапии, Спб, 2003.
  6. Сергеева, Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /. Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ – 2008. – № 1 (11). – Т.2. – с. 114 -120
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  8. ФГОС второго поколения Утвержден приказом Министерства           образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608