Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования
14 минут 2754 673

Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования

Shidkova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Жидкову Татьяну Викторовну, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 72 г. Волгограда. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию Методический проект «Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования». Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Формирование у школьников правильного литературного произношения – одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотная речь, как и грамотное письмо, обеспечивают точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в общении, что является неотъемлемой частью изучения любого предмета».

Интересного чтения…


Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования

Актуальность темы

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях общеобразовательной школы невозможно без умения осознанно читать и грамотно говорить, так как слово – основа для понимания устной и письменной речи, и работа по обогащению словарного запаса школьников должна вестись целенаправленно учителями разных предметов. На современном этапе происходит некоторое снижение речевой культуры в отдельных средствах массовой информации, в бытовой речи, в общении людей, в том числе у молодежи.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС [4]  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.     Формирование у школьников правильного литературного произношения – одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотная речь, как и грамотное письмо, обеспечивают точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в общении, что является неотъемлемой частью изучения любого предмета.

Важнейшим компонентом процесса развития языковой культуры личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как источником знания и средством саморазвития.Личностные, метапредметные и предметные результаты урока достигаются посредством предъявления учащимся учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования и развития логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации, на формирование и оценку умений и навыков сотрудничества, коммуникации.

Несомненным является тот факт, что словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка. Богатейший материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания.

Педагогическая проблема

Тесты ЕГЭ каждый год включают задания,связанные с определением литературногоударения в словах. Сложность их в том, что ударение в русском языке свободное, и может стоять в слове на любом из слогов. Причем, при образовании формы слова ударение может смещаться, а может оставаться на одной и той же части слова.

Орфоэпия – достаточно сложная тема школьного курса русского языка. К сожалению, учащиеся не часто слышат речь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы, к тому же произношение многих слов не регулируется правилами. Поэтому данная тема вызывает некоторые затруднения при выполнении заданий ЕГЭ. Как организовать эффективную подготовку учащихся к выполнению фонетико-орфоэпических заданий?

Методика решения проблемы

Правильное литературное произношение — один из важ­ных показателей общего культурного уровня любого человека. Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Обучение школьников нормам начинается в начальной школе. На уроках фонетики наряду с теоретическими сведениями учащиеся знакомятся с некоторыми произносительными нормами, овладевают правильным ударением. Работа над произношением продолжается и при изучении состава слова, частей речи. К наиболее распространенным методам, приемам обучения относятся: обучающее чтение учителя; разучивание текстов наизусть; работа с орфоэпическим словарём; использование обучающих и контрольных карточек, тестов с индивидуальными орфоэпическими заданиями, обращение к этимологии; создание мнемонических правил («запоминалок»). Применяются различные виды упражнений при изучении законов русского ударения, выведение орфоэпических правил на основе анализа стихотворных отрывков (рифмующихся слогов).

На уроках литературы для повышения культуры речи учащихся и формирования у них правильного и выразительного произношения используются рассказывание, объяснительное чтение, выразительное чтение, прослушивание литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова.

Работа с таким словарем как «Орфоэпический словарь русского языка:произношение, ударение, грамматические формы» под ред. Р. И.Аванесова на всех ступенях обучения должна носить систематический характер.     В настоящее время существует множество орфоэпических словарей, но словарь под редакцией Р.И. Аванесова является основой практически для всех русских словарей орфоэпии.                                                                                                                                                      

На своих уроках я часто использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, выработку учебных мотивов, открывает большие возможности для личностного роста, саморазвития, возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.Приведу фрагмент урока «Орфоэпические нормы литературного языка» в 10 классе, на котором ребята активно используют орфоэпический словарь.

«Орфоэпические нормы литературного языка»

Цель урока:

  • Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм

Задачи:

  • Осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
  • Отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;
  • Поработать над интонированием и артикуляционной четкостью речи через ролевую игру.

Оборудование:

-     Орфоэпические словари

-         Карточки с орфоэпической разминкой, карточки с текстами для выступлений, проверочная работа (тест)

Тип урока: практикум.

Орфоэпическая разминка.

Ребята разбиваются на 5 групп, получают карточки с заданиями. Каждая группа должна при помощи орфоэпического словаря поставить ударение, прочитать, соблюдая нормы ударения.

Карточка №1

А что это мне никто не звонит? Сейчас же выйди из сети.

У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

Мои намерения не изменились.

А где у вас мусоропровод?

Карточка №2.

Договор с вами заключат в конце следующей недели.

Выбери товар по каталогу.

Розничные цены зависят от оптовых.

Когда же наконец включат свет?

Карточка №3.

Я в этой афере участвовать не буду!

Он получает хорошие дивиденды.

Уставный капитал предприятия превышает миллион рублей.

Здесь необходимо экспертное заключение

Карточка №4.

Кусочек торта остался на противне.

Бармен приготовил вкусный коктейль.

Меня принудили к этому.

Сотрудника решили премировать- и премировали.

Карточка №5.

Хочешь жизнь себе облегчить? Ищи новую работу.

Ваше ходатайство отклонено.

Обеспечение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.

Они балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалованными.

Учитель: Нет такой профессии, в которой речевые умения не были бы значимы. Но среди множества профессий есть такие, в которых требуется особое речевое мастерство, высокая культура общения. Какие?

(Ученики называют: диктор, актер, журналист, политик, педагог, бизнесмен, ведущий переговоры).

Я предлагаю вам попробовать себя в одной из этих профессий и принять участие в ролевой игре. Участнику каждой группы предлагается выступить в роли диктора телевидения, ведущего кулинарного шоу, политика, актера театра, радтоведущего. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст, соблюдая орфоэпические нормы. Оцените каждого во время выступления по следующим критериям: выразительность, грамотность речи, умение держаться перед зрителями. Отметьте орфоэпические ошибки, допущенные во время выступления.

(Ученики готовятся, пользуются орфоэпическим словарем).

Тексты для выступления

Группа №1 (диктор телевидения)

Коротко о международных событиях.

-Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства ряда стран осудили инцидент выразили соболезнования.

-Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира.

-В Москву и США прибыли эксперты ФБР.

Группа № 2 (ведущий кулинарного шоу)

- Дорогие телезрители, здравствуйте! Сегодня мы приготовим бутерброды с языковой колбасой, украинский борщ, тефтели, салат из вареной свеклы, пирожки с творогом. На десерт будем печь торты с арахисом, а также подадим к столу сливовый и грушевый сок.

Группа № 3 (актер)

Рассказ «Именинница»

Украинский солнечный день. Раиса Анатольевна готовилась к своему юбилею. Гости начали собираться.  Подъехали украинские сироты  с чемоданами и танцовщица Ксения Сергеевна в ярко-жёлтом жакете и шарфом. Все собрались. Пора было начинать праздник. И вдруг появилась именинница. Да только вид её оставлял желать лучшего. На ней был кухонный фартук, несколько пурпурных шарфов с бантами. Все гости лестно улыбнулись, но баловать её комплиментами не стали.  

Группа № 4 (политик)

Инвестиционный земельный банк, уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобрел земельные участки и недвижимость. Он заключил договоры в 1 квартале 2014 года с правительством Волгограда об обеспечении данных участков необходимой инфраструктурой. Эксперты всех возрастов и вероисповеданий ходатайствовали о надежности и платежеспособности партнера.

Группа № 5 (радиоведущий)

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

Слово участникам конкурса. (Ребята оценивают выступление каждой группы по следующим критериям: выразительность, грамотность речи, умение держаться перед зрителями. Ученики делают вывод о том, что в жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи).

Большую помощь в изучении основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка оказывают тренировочные орфоэпические упражнения. Эта работа ведется систематически, на протяжении изучения всего курса русского языка. Так, при изучении морфологии провожу ряд упражнений, связанных с постановкой ударения в различных частях речи, практикую проведение орфоэпических диктантов, тестов, орфоэпических практикумов, привлекаю к созданию подобных заданий самих учащихся.

Приведу примеры тренировочных упражнений, которые я использую на уроках при подготовке учеников к ЕГЭ.

Задание 1          (индивидуальная работа с использованием орфоэпического словаря)

Поставьте ударения в следующих словах:

а) Феномен, знамение, досуг, невролог, астролог, астроном, ходатайство, обеспечение, украинский, донельзя, задолго, сосредоточение, дремота, озвучение, арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

б) Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

Задание 2 (индивидуальная работа с использованием орфоэпического словаря)

Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение– видение, мокрота– мокрота.

Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества. Работа по обогащению словарного запаса школьников должна вестись координированно и целенаправленно учителями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение. Кроме того, на уроках следует уделять достаточное внимание употреблению многозначного слова в контексте, это раскрывает все богатства значений слова, что также способствует развитию речевых умений и навыков выпускников.

Библиографический список:

  1. «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» / под ред. Р.   И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1996.
  2. Львов В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка». – М.: Дрофа, 2004-2007.
  3. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2007.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607